Как изменится рынок труда с приходом нейросетей?

Как изменится рынок труда с приходом нейросетей?

Светлана Родионова, директор по развитию продукта VK People Hub Talent рассуждает на тему развития технологий с применением искусственного интеллекта: есть ли угроза человеку остаться без работы, насколько она оправдана, и как это влияет на рынок HR-tech.

Человек в эру роботов

Начну с неутешительных для ИИ-кандидатов данных – в настоящее время полноценных вакансий для них пока еще нет. Да, это вопрос времени, но текущие технологии обработки информации пока не настолько совершенны, чтобы полноценно заменить человека. Кроме того, и само человечество не готово к тому, чтобы ИИ полностью принимал за них решения, особенно в сфере, связанной с риском причинения вреда здоровью, например, в медицине.Пока высший разум за человеком и это неспроста: человеческий мозг имеет возможность хранить информацию размером около 1 млн ГБ, при этом ключевое свойство мозга, превалирующие над нейронными сетями – возможность обрабатывать информацию из разных источников данных (визуальные, звуковые, кинестетические) и, одновременно, – из разных областей (научные открытия, опыт, художественная литература). Мы чувствуем, у нас есть интуиция – обработка более глубоких слоев информации на основании своего опыта, опыта рода, опыта, изложенного в литературе. ИИ не дошел, к счастью или к сожалению, до такого уровня развития, когда он может одновременно обрабатывать несколько источников информации и принимать взвешенное решение, учитывая все возможные исходы событий. Процесс нейронной сети только лишь имитирует процесс мозговой деятельности человека. Основной минус – последовательность обработки, которая не позволяет ИИ многогранно развиваться. Даже несмотря на прорыв в области генеративного интеллекта, его использование возможно только в определенных областях, а чаще всего – в одной из них: текстовая, звуковая, визуальная обработка. Сейчас этот путь рассматривается как тупиковый, и лучшие умы направлены на поиск решения, которое позволит объединить разные типы выдачи информации условно в один движок.Возвращаясь к вопросу доверия ИИ своей жизни и здоровья. В интернете появились специализированные сайты, где фиксируются эпизоды увечий, которые получили люди, доверившись разуму машины. Наиболее нашумевшая история с небезызвестным электромобилем, который попал под грузовик, окрашенный в голубой цвет, потому что «подумал», что это небо. Несколько лет назад было два случая авиакатастроф: еще не ИИ, но система управления полета давала сбой на датчике набора высоты. Она показывала, что самолет задирает нос кверху и пыталась его выровнять. Несмотря на усилия пилотов, которые не тратили время на разбор источника проблемы и не верили показателям датчиков, как могли вытягивали штурвал на себя, чтобы выровнять курс, однако настойчивость ИИ взяла вверх. В итоге пилотам так и не удалось перейти на ручное управление. Оба самолета разбились.Эти и другие случаи доказывают, что скорость принятия решений у человека значительно быстрее в нештатных ситуациях, когда требуется решить задачку с отходом от заданного программой алгоритма. В противовес человеку ИИ в «незнакомой» ситуации не меняет курс «рассуждения» и продолжает настойчиво действовать по своему алгоритму. Именно эти факторы приводят к фатальным последствиям.

Опыт промышленных революций

Да, сейчас в интеллектуальной борьбе между человеком и ИИ наиболее выигрышные позиции занимает человек. Однако технологии не стоят на месте и продолжают стремительно развиваться. В то же время байки о вытеснении человека роботами в профессиональном и социальном плане слишком преувеличены. Появление и развитие ИИ можно сравнить с возникновением паровых машин. Это очередной виток технологической революции, и да, перед окончательным поворотом все то, что было плохо закреплено, конечно, оторвется и улетит в забытие. Все, что не зиждется на каких-то основах и ценностях, исчезнет, и это нормально. Меняется производственный процесс, меняется орудие труда и отношение к этому орудию, меняется формат коммуникации. Но остаются скрепы социального взаимодействия - любовь и доброта, что не заменит ни ИИ, ни что-либо другое. А так как животный мир построен на основах социального взаимодействия, робот никогда полноценно не заменит в этом плане человека. Однако драматизм присущ человеку. Так, например, когда появились те же паровые машины, заголовки газет пестрили информацией о наступлении глобальной безработицы. История показала, что с появлением новых технологий резкого скачка безработицы не происходит. Наоборот, численность занятого населения неустанно растет, но при этом меняются требования к его квалификации. Поэтому я бы говорила не о замене человечества ИИ, а о возможном дополнении в виде очередного орудия труда, которое существенно может ускорить текущую деятельность человека и повысить его производительность.При этом не стоит забывать и о рисках, которые могут повлечь за собой новые технологии. Помимо рисков технического характера (галлюцинации ИИ), есть опасность, связанная с восприятием человека ИИ. Одно из свойств человека – это способность все делать живым. ИИ, который обладает речью, вторгся на территорию человека. Речь – это клей социального взаимодействия. В разговоре с чайником или умной колонкой есть ощущение, что мы общаемся с разумным существом, и это несет риски перекоса восприятия полученной информации. Под удар попадают неокрепшие умы – дети. Переход в этап человек-машина должен сопровождаться пояснениями со стороны взрослого поколения. Необходимо учить детей, а в некоторых случаях не мешало бы учить и взрослых, критическому мышлению – важно стараться мыслить широко, а не брать за абсолют то, что лежит на поверхности.Учитывая упрощение получаемой информации и неумение, или нежелание, ее проверять, происходит умственное отупение. Мозгу для развития нужно тренироваться: узнавать новое, сравнивать, подвергать сомнению, проверять, коммуницировать и так далее, по кругу… Ослабление деятельности мозга может привести не только к интеллектуальной деградации, но и к вспышке психических заболеваний, таких как депрессия. Если мозг не получает новую информацию сложным путем, происходит серьезный перекос в дофаминовых реакциях, но это уже другая область, требующая отдельной статьи. Возвращаясь к профессиональной стезе, новые технологии диктуют новые требования к методологии управления персоналом. Гибридные команды – человек и машина – становятся нормой рабочего взаимодействия, и появляется актуальная задача по построению модели поведения в смешанных командах. Тут роль HR выходит на первый план, нам будет нужно учить менеджеров работать в этих командах, учиться самим и учить сотрудников использовать и управлять, коммуницировать с машинами, взаимодействовать с ними. Основными задачами в работе гибридных команд будет общение, а это значит, что все те риски, которые я описала выше, будут накладывать отпечаток и на профессиональное взаимодействие. Важной задачей будет научить персонал взаимодействовать с ИИ, а также разработать правильные и корректные регламенты для ИИ – изменить корпоративную культуру. Также отдельное внимание хочется уделить этическим проблемам при взаимодействии в гибридных командах. Нельзя отдавать кому-то сильное предпочтение или говорить о том, что должны остаться только человек или только ИИ. Необходимо найти симбиотический баланс. А этика – она, безусловно, останется на стороне HR.

У кого же есть риск остаться без работы?

Учитывая описанное выше, давайте поразмышляем, а какая деятельность, с учетом прихода ИИ, потребует скорой переквалификации? Ну во-первых, на ИИ лягут все рутинные операции. Примером этому является использование роботизированной техники на конвейерных производствах и/или на задачах, требующих типизированного поведения. Во-вторых, ИИ будут отданы профессиональные навыки, не требующие высокой квалификации, в том числе, в творческих профессиях. Написать код, протестировать, придумать картинку и т.д. Все эти возможности в разы повышают требования к квалификации кандидата-человека, так как уровень джуниор прекрасно заменит ИИ. Говоря о сфере управления персоналом, то там также технологии не стоят на месте и передовые рутинные операции отдаются на выполнение ИИ. Например, поиск и подбор персонала. Есть много кейсов применения в этой области. Не все из них успешны, но они уже существуют. Есть и поле для использования ИИ в других направлениях: онбординг сотрудников, рекомендации по обучению с учетом скорости усвоения информации и текущего уровня развития компетенций, рекомендации по построению карьерных траекторий, помощь в формулировании КПЭ и многое другое. Сейчас в рамках разработки продуктаVK People Hub Talent мы также учитываем тенденции будущего и закладываем модели применения ИИ. На текущий момент нами прорабатывается ряд гипотез. Когда мы будем полностью уверены в их эффективности, выпустим решение на рынок. Завершая краткий обзор применения ИИ, обращаем внимание на необходимость всегда опираться на рациональность, экономическую эффективность и моральные факторы. Стоит ли бояться, что человечество будет порабощено? Нет. Стоит ли использовать ИИ в своей работе? Однозначно, да! Тезис, что ИИ в ближайшее время нас заменить не сможет, но заменят коллеги, которые станут профессионально сильнее, работая с этими инструментами – лично мне импонирует.

11
Начать дискуссию