Да, сейчас в интеллектуальной борьбе между человеком и ИИ наиболее выигрышные позиции занимает человек. Однако технологии не стоят на месте и продолжают стремительно развиваться. В то же время байки о вытеснении человека роботами в профессиональном и социальном плане слишком преувеличены. Появление и развитие ИИ можно сравнить с возникновением паровых машин. Это очередной виток технологической революции, и да, перед окончательным поворотом все то, что было плохо закреплено, конечно, оторвется и улетит в забытие. Все, что не зиждется на каких-то основах и ценностях, исчезнет, и это нормально. Меняется производственный процесс, меняется орудие труда и отношение к этому орудию, меняется формат коммуникации. Но остаются скрепы социального взаимодействия - любовь и доброта, что не заменит ни ИИ, ни что-либо другое. А так как животный мир построен на основах социального взаимодействия, робот никогда полноценно не заменит в этом плане человека. Однако драматизм присущ человеку. Так, например, когда появились те же паровые машины, заголовки газет пестрили информацией о наступлении глобальной безработицы. История показала, что с появлением новых технологий резкого скачка безработицы не происходит. Наоборот, численность занятого населения неустанно растет, но при этом меняются требования к его квалификации. Поэтому я бы говорила не о замене человечества ИИ, а о возможном дополнении в виде очередного орудия труда, которое существенно может ускорить текущую деятельность человека и повысить его производительность.При этом не стоит забывать и о рисках, которые могут повлечь за собой новые технологии. Помимо рисков технического характера (галлюцинации ИИ), есть опасность, связанная с восприятием человека ИИ. Одно из свойств человека – это способность все делать живым. ИИ, который обладает речью, вторгся на территорию человека. Речь – это клей социального взаимодействия. В разговоре с чайником или умной колонкой есть ощущение, что мы общаемся с разумным существом, и это несет риски перекоса восприятия полученной информации. Под удар попадают неокрепшие умы – дети. Переход в этап человек-машина должен сопровождаться пояснениями со стороны взрослого поколения. Необходимо учить детей, а в некоторых случаях не мешало бы учить и взрослых, критическому мышлению – важно стараться мыслить широко, а не брать за абсолют то, что лежит на поверхности.Учитывая упрощение получаемой информации и неумение, или нежелание, ее проверять, происходит умственное отупение. Мозгу для развития нужно тренироваться: узнавать новое, сравнивать, подвергать сомнению, проверять, коммуницировать и так далее, по кругу… Ослабление деятельности мозга может привести не только к интеллектуальной деградации, но и к вспышке психических заболеваний, таких как депрессия. Если мозг не получает новую информацию сложным путем, происходит серьезный перекос в дофаминовых реакциях, но это уже другая область, требующая отдельной статьи. Возвращаясь к профессиональной стезе, новые технологии диктуют новые требования к методологии управления персоналом. Гибридные команды – человек и машина – становятся нормой рабочего взаимодействия, и появляется актуальная задача по построению модели поведения в смешанных командах. Тут роль HR выходит на первый план, нам будет нужно учить менеджеров работать в этих командах, учиться самим и учить сотрудников использовать и управлять, коммуницировать с машинами, взаимодействовать с ними. Основными задачами в работе гибридных команд будет общение, а это значит, что все те риски, которые я описала выше, будут накладывать отпечаток и на профессиональное взаимодействие. Важной задачей будет научить персонал взаимодействовать с ИИ, а также разработать правильные и корректные регламенты для ИИ – изменить корпоративную культуру. Также отдельное внимание хочется уделить этическим проблемам при взаимодействии в гибридных командах. Нельзя отдавать кому-то сильное предпочтение или говорить о том, что должны остаться только человек или только ИИ. Необходимо найти симбиотический баланс. А этика – она, безусловно, останется на стороне HR.