Новая жизнь старых вещей: как апсайклинг защищает природу и учит осознанному потреблению

Ожерелье из пробок от сливочного пива — уже не только выдумка британской писательницы, но и потенциальный товар апсайкл-бренда. Такие компании создают одежду, украшения или аксессуары из старых вещей, тем самым превращая «мусор» в уникальные, модные вещи. Это и забота об экологии, и важная просветительская миссия: потребители учатся беречь и ценить каждый экземпляр в своем гардеробе.

Социальное предпринимательство становится в России все более популярным. Среди необычных направлений социального бизнеса — апсайклинг. Если ресайклинг — это полная переработка вышедших из употребления вещей, то апсайклинг — доработка старых: благодаря необычным идеям они получают новую жизнь. Апсайкл-бренды. создают одежду, мебель, украшения и так далее, беря за основу старые, ненужные или сломанные вещи.

Апсайкл — это тренд экологичного мышления в бизнесе: так решается проблема переизбытка мусора и его утилизации, сберегаются расходные материалы. Интересно, что и потребители с воодушевлением принимают продукцию таких брендов, поддерживая идею осознанного потребления. А еще это просто красиво! Сегодня рассказываем о работе апсайкл-брендов.

Что такое пиджак-трансформер?

Новая жизнь старых вещей: как апсайклинг защищает природу и учит осознанному потреблению

Собственный бизнес Софья Бугера открыла в 2018 году — так возник проект Bugera. Команда делает эксклюзивные модели одежды, которая выделяет человека из толпы, позволяет самовыражаться.

Например, пиджаки-трансформеры, от которых отстегиваются части: такой пиджак можно стилизовать под разные образы. На футболки или худи нашивают джинсовые вставки, есть сшитые из старых джинсов лонгсливы. Вся одежда и аксессуары бренда создаются в единственном экземпляре. Стоимость вещей составляет от трех до десяти тысяч рублей, продукцию проекта можно найти в Москве, Перми, Судаке и примерить в одном из четырех брендовых шоурумов.

«Человечество очень много потребляет. Перерабатывать вещи сложно, а есть и такие, которые вообще не перерабатываются. Мы решили создавать вещи в единственном экземпляре, чтобы люди это ценили, а не покупали миллион кофточек. Хочется остановить этот поток потребления, тем самым помочь природе. Апсайклинг — это тренд осознанного потребления», — говорит Софья Бугера.

В будущем предпринимательница планирует развивать проект и в других направлениях — перерабатывать старые часы или винтажные украшения, обувь, сумки.

Эстетика гоблинкора — в защиту природы

Новая жизнь старых вещей: как апсайклинг защищает природу и учит осознанному потреблению

/DAS/ — молодой апсайкл-бренд из Москвы, работающий в стиле славянского гоблинкора. Гоблинкор (англ. goblincore) — это антипотребительская субкультура и эстетика, в центре которой аспекты природы, не считающиеся красивыми в привычном понимании: мох, грибы, животные вроде улиток и жаб. Бренд трижды участвовал в Московской неделе моды и уже два года радует свою аудиторию новинками. Основательницы бренда — три дизайнера: Дарья Лозис, Александра Долгополова и Дарья Федунова.

«Апсайклинг — это не просто тренд, а необходимый метод работы в современном мире, — считает Дарья Федунова. — Мы принимаем старые вещи от клиентов и просто неравнодушных людей и, в зависимости от их состояния, либо отдаем нашему партнеру на дальнейшую переработку, либо превращаем их в новые изделия. Например, старые джинсы могут стать новой юбкой, а ненужные вязаные вещи — суперклассным и актуальным свитером. Каждое изделие при этом уникально и имеет свою историю».

Команда проекта работает вручную: сами создают дизайн, кроят, шьют и вяжут, а также ведут съемки. Средняя цена изделия — примерно семь тысяч рублей, за месяц выпускается около 30 экземпляров. Одежду бренда покупает в основном творческая молодежь 16–24 лет, которым важен аутентичный стиль, но также бренд привлекает и людей за 30, по большей части женщин. Таким покупателям чаще всего важен не концепт экологичности, а визуальная составляющая, но впоследствии аудитория начинает сама интересоваться апсайклом и разбираться в вопросе.

Как привить привычку «реюзить»

Новая жизнь старых вещей: как апсайклинг защищает природу и учит осознанному потреблению

Александра Землянникова увлекалась созданием украшений из бисера. В 2021 году она решила поучаствовать в неделе моды MBFW Russia, предложив свои украшения для показа апсайкл-бренда VINA. А потом и сама задумалась об использовании принципов апсайклинга.

Проект Александры, получивший название Bysashazemlya, реализовал несколько интересных акций. Коробки для сбора ненужных украшений установили в мультибрендовом магазине RigRaiser, а потом и в московских библиотеках. Также проводились мастер-классы по апсайклингу украшений. В 2023 года эта история эволюционировала в эколабораторию UP — медиа про экологию, моду и искусство.Александра создает украшения из старых аксессуаров. Среди необычных вариантов — ожерелья и кольца из часов или платье из пластиковых карт. Работы стоят от 500 до 15 тыс рублей за единицу, в месяц мастерица создает 30-50 изделий.

«Для меня основная миссия — донести людям, что креативить из “мусора” — это очень круто и здорово. Это про привычки. Давать вещам вторую жизнь, “свопить” и “реюзить” - такие привычки должны стать настолько обыденными, как, например, чистить зубы», — резюмирует Александра Землянникова.

Самый теплый хэнд-мейд

Новая жизнь старых вещей: как апсайклинг защищает природу и учит осознанному потреблению

«Жар-свечи» — семейный бренд супругов Елизаветы и Евгения Шековых. Одна из фишек бренда — свечи в подсвечниках из винных бутылок, бывших в употреблении. «Идея возникла случайно. Нам попались в руки красивые бутылки из-под лимонада. Одна свеча стоит в среднем около 1490 рублей, если покупать напрямую у производителей, но бренд можно найти и в некоторых магазинах немного дороже. На OZON выставляются недорогие, но более простые свечки бренда.

Также авторы проекта продумали возможность продления жизни подсвечников: если у покупателя закончилась свеча, он может вернуть опустевшую тару, в которую со скидкой в 20% зальют новую свечу. Скоро проект начнет продавать запасные наполнители для свечей — рефилы. Клиент сможет сам залить себе свечу — в наборе воск и фитиль.

Свечи и другие украшения декора бренда «Жар-свечи» интересны не только частным клиентам, но и компаниям. Это свадебные агентства, салоны красоты, цветочные салоны, рестораны. «У нас есть постоянные клиенты, которые уже знают, чего им хочется. Редко когда покупатели приходят целенаправленно только потому, что мы соблюдаем принцип апсайклинга. Но зато они начинают углубляться в эту тему, и нам приятно, что мы приложили руку к такой просветительской работе», — замечает Елизавета Шекова.

Шарм старого — в новом

Новая жизнь старых вещей: как апсайклинг защищает природу и учит осознанному потреблению

Проекту «Шито Крыто» Анны Филипповой уже 10 лет — она придумала его, когда стала делать мозаику на стенах. Анна работает с осколками старой посуды. Целые предметы используются в крайних случаях: бывает, заказчик просит что-то сделать с памятной для него вещью со сколом или трещиной — чашкой или тарелкой, которая, например, принадлежала бабушке.

«Из винтажной посуды получается особый шик. Мода на какую-то посуду проходит, но рисунки прошлых веков бывают очень изысканные, в них есть шарм», — делится Анна. Она часто участвует в раскопках, где можно найти интересную битую посуду.

Самая дорогая работа «Шито Крыто» стоит десять тысяч рублей — это серьги из уникальных кусочков фарфора, хрустальных пуговиц, и так далее, неповторимые вещи из материалов XVIII – XIX веков. В целом цены демократичны, есть сережки за одну-три тысячи рублей.

Апсайклинг против «быстрой моды»

Новая жизнь старых вещей: как апсайклинг защищает природу и учит осознанному потреблению

В столице многие апсайкл-проекты реализуют свою продукцию через Charity shop. Вначале благотворительные магазины сети, созданной социальной предпринимательницей Дарьей Алексеевой, собирали и реализовывали старые вещи для помощи малоимущим и социально незащищенным гражданам, потом концепция трансформировалась.

В итоге в ноябре 2015 года был зарегистрирован фонд «Второе дыхание». Сейчас это крупнейшая некоммерческая организация в России, занимающаяся сбором, сортировкой, перераспределением и переработкой одежды на любой стадии её жизни.

«В следующем году наш фонд отметит десятилетие. За это время мы постоянно совершенствуем способы, как дать вещам вторую жизнь. Не только перерабатываем их, но и помогаем нуждающимся людям, ищем новых партнеров по благотворительности и ищем, кому и какая одежда может улучшить жизнь», — отмечает PR-менеджер фонда «Второе дыхание» Даниил Жданов. — «Мы активно сотрудничаем с социальными предпринимателями, расширяя инфраструктуру сбора вещей и находя одежде новое применение».

В общественной мастерской фонда с помощью дизайнеров поврежденные вещи превращаются в стильные предметы одежды. Сюда можно прийти, чтобы создать уникальный дизайн своими руками.

Фотографии предоставлены авторами проекта, за что им спасибо и много плюсиков в карму.

1
Начать дискуссию