Steplife: движение вопреки

Как делают инновационные протезы в России, и при чём тут социальный бизнес

Steplife: движение вопреки

В социальный бизнес все приходят по-разному. Иван Худяков задумался о создании своей компании после заграничной поездки. В Лейпциге он увидел, как ребята на протезах играют в футбол.

Вернувшись в Россию, Иван стал анализировать ситуацию с протезированием. Для сбора данных выбрал пять регионов — на дальнем Востоке, в Сибири и центральной части России. Обратился за помощью в местные социальные фонды, подключил для проведения опроса студентов с кафедры по маркетингу Бурятского государственного университета. В итоге, удалось обзвонить порядка 200 человек.

«Чтобы понять, существует ли проблема, нужно поговорить с самими людьми, — поясняет Худяков. — А вдруг тебе только кажется, что она есть, а на самом деле всё не так страшно. Но в итоге более 80 % наших респондентов оказались недовольны качеством и функционалом протезов, изготавливаемых в России. Вскрылась ещё одна проблема: на тот момент (напомню, это был 2018 год), все функциональные узлы завозились из-за рубежа».

От Казахстана до Индии

Так Иван утвердился в правильности выбранного направления и решился начать бизнес, который помог бы людям получить качественные многофункциональные протезы. Сегодня Худяков — основатель и генеральный директор инновационной компаниии Steplife, которая производит высокотехнологичные протезы конечностеи и занимается разработкой комплектующих. Steplife представлена в 32 регионах России, а также в Индии и Казахстане.

Только с начала 2024 года Steplife выпустила 1000 изделий. Из них порядка 300 — отдельные комплектующие: коленные модули и стопы, и порядка 700 — полностью готовые протезы. Всего за пять лет компания получила множество сертификатов, наград и призов за качество работы и профессионализм команды. При этом протезы Steplife на 95 % состоят из россииских комплектующих и стоят на 30 % дешевле европеиских и на 10 % выгоднее китаиских аналогов.

Производство и правильный баланс

Steplife: движение вопреки

Худяков замечает, что суть его подхода — в балансе между импортозамещением и собственными разработками. «В линейке компании есть конструкция, которая повторяет ту, что в своё время изобрела компания Ottobock. И то, что мы полностью сделали с нуля сами. Например, запущенный в серийное производство протез Steplife B7 с микропроцессорным управлением — это полностью наша разработка — до самого маленького подшипника. А вот Steplife P5 повторяет то, что делает немецкая компания, но уже на российских комплектующих. Зачем это нужно? У Ottobock очень качественная продукция, которой все пользуются уже очень давно. Люди просто элементарно привыкли к этим протезам. И если поставки комплектующих вдруг прекратятся, они могут быть уверены, что без помощи и поддержки они не останутся».

Сегодня производство Steplife занимает площадь порядка 800 квадратных метров. При этом с самого начала было принято решение часть задач отдавать на аутсорсинг. У компании семь контрактных производств, позволяющих наращивать объем, не увеличивая свои площади, и концентрироваться на разработке инновационных продуктов. Различные детали для Steplife производят в Московской области, Бурятии, Ижевске и даже в Китае.

По оценке аналитиков рынка, сегодня Steplife — одна из самых быстро растущих среди 200 подобных компаний. «Это был постепенный процесс. В 2019 году я прошёл обучение в школе социального предпринимательства, организованной Фондом «Наше будущее», — вспоминает Иван. — Фонд активно помогает социальным предпринимателям создавать устойчивые модели работы. В социальном бизнесе важно стать самоокупаемым, это обеспечивает большую стабильность и независимость».

В том же году компания стала резидентом Сколково и получила микрогрант на разработку базовых устройств. В результате был разработан первый коленный модуль — пневматический Steplife P5, а после — протез целиком.

Встройка в сообщество

Steplife: движение вопреки

Важным этапом становления стало привлечение к сотрудничеству благотворительных организаций. Такое взаимодействие играет большую роль сразу по нескольким причинам. Во-первых, не все люди могут получить именно те изделия, которые финансируются государством. Иногда из-за особенностей травмы требуется более функциональный и, следовательно, дорогостоящий протез.

Во-вторых, по закону изделие выдается человеку на два года. Однако военные, получившие протез и вернувшиеся в зону СВО, не могут ждать так долго. В сложных условиях изделие изнашивается в два раза быстрее.

Наконец, есть ещё дети. Специальные устройства для них изначально дороже, и менять их приходится чаще, ведь дети быстро растут. Во всех этих случаях на помощь приходят благотворители.

Бизнес-модель и персональный менеджер

Steplife: движение вопреки

Однако одними благотворительными контактами продвижение компании не ограничивается. «По сути, вся наша бизнес-модель, это активное развитие B2C, — говорит Худяков. — Мы разрабатываем устройство для человека, и нам важно, чтобы он знал об этом. Поэтому мы создаем информационные площадки, активно ведем социальные сети, чтобы каждый мог легко получить всю необходимую информацию там, где ему удобнее и привычнее. Так, только один наш сайт посещает порядка 60 тысяч человек в месяц».

А ещё за каждым клиентом Steplife закрепляется собственный менеджер. Чтобы получить протез, сначала надо собрать все разрешительные документы, пройти врачей, оформить электронный сертификат, заключить госконтракт. В социальном предприятии эта работа ложится на специального человека, который ведет пациента от обращения до получения изделия. «Нашим партнерам в регионах мы тоже даем методики, как помочь людям. Важный момент: человек к нам сначала обращается за помощью, и только потом, если он желает, заказывает протез — у нас или у наших партнеров. И никак не наоборот», — говорит Иван.

Школа ходьбы

Steplife: движение вопреки

На этом помощь и поддержка со стороны Steplife не заканчивается. В каждом филиале компании, в каждой партнерской организации организована «Школа ходьбы». Это бесплатная реабилитация для людей с инвалидностью.

«Смотрите, что получается: государство оплачивает человеку протез, и это прекрасно. Но ведь надо ещё и научить им пользоваться. Иначе деньги будут потрачены впустую. А даже базовый простой протез стоит 300-600 тысяч. Так и родилась идея “Школы ходьбы”». На сегодняшний день «Школа ходьбы» — это 32 филиала в самых разных уголках России.

Следующим шагом стал выпуск книги «Школа ходьбы на протезах». «Первая тысяча экземпляров разошлась сразу. Сейчас напечатали вторую партию — уже 10 тысяч штук. В книге четко расписана вся методика реабилитации. Она будет распространяться бесплатно, чтобы дать человеку максимально подробную и доступную информацию, как просто и эффективно использовать тот или иной протез».

Достижения компании не остались незамеченными: в этом году Иван Худяков стал лауреатом премии «Импульс добра» в номинации «Открытие года». Премия, учрежденная Фондом региональных социальных программ «Наше будущее», ежегодно вручается социальным предпринимателям, которые внесли заметный вклад в развитие сферы.

Останавливаться на достигнутом Steplife не собирается. В ближайшие пять лет компания планирует в десять раз увеличить производство протезов, продолжить разработку инновационных технологий и социальных проектов.

55
2 комментария

Это очень хорошо, что есть баланс между собственным производством и импортозамещением, так намного больше устойчивости на рынке

1

собственное производство включает импортозамещение, про устойчивость согласны!