Социальное предпринимательство: успех на грани безумия
Бездомные продавцы журналов, вороны, собирающие окурки на улицах города, обувь из старых шин — идеи для подростковых комиксов? Не совсем! Это — бизнес-модели действующих предприятий. Их креативные идеи позволяют не только получать прибыль, но и приносить пользу миру
Социальный бизнес — это в первую очередь нестандартный подход к решению наболевших проблем, умение посмотреть на задачу с самого неожиданного ракурса и придумать работающий механизм. Иногда задумки, которые предлагают социальные предприниматели, кажутся чуть ли не безумными, однако в итоге многие из них становятся прочной основой для успешного бизнеса. Вот несколько историй западных предпринимателей, чьи компании обрели успех и мировую известность.
The Big Issue Korea
Впервые проект появился в 1990-х в Великобритании. Позже он масштабировался, обосновавшись в ряде других стран, включая Южную Корею. The Big Issue Korea — это развлекательный журнал, в котором печатают новости спорта, культуры, кино и музыки. При этом часть публикаций освещает проблемы бездомных людей. Последние самостоятельно продают журналы в согласованных местах высокой проходимости (например, у метро) и получают за это оплату. Печатное издание дает возможность бездомным не только заработать, но и приобрести уверенность в себе, научиться коммуницировать с людьми и даже заводить полезные знакомства.
Barefoot College
Однажды «мальчик из хорошей семьи» Санджит Рой посетил несколько деревень в Индии и познакомился с обратной стороной своей страны. Санджит вырос в хороших условиях, и ранее сталкиваться с проблемами бедного деревенского населения ему не доводилось. Путешествие побудило молодого человека найти способ смягчения проблемы социально-экономического неравенства в Индии.
В 1972 году он организовал колледж для бедных — Barefoot College, деятельность которого направлена на помощь сельским общинам в получении базовых услуг и решений. В стенах колледжа не было главных и второстепенных, а обучать могли не только учителя, но и сами студенты. Компания Роя занялась обучением сельских жителей профессиям учителей, инженеров, дизайнеров, врачей, стоматологов и архитекторов. Здесь простые люди приобретали уверенность и самодостаточность, получали представление о своих правах и возможностях, безопасность, выходили на новый уровень жизни. Социальный предприниматель до сих пор пропагандирует опыт колледжа и помогает привлекать инвестиции в сходные проекты по всему миру.
Gieß den Kiez
Gieß den Kiez — проект, запущенный в 2020 году муниципальным предприятием CitiLAB. Его целью является сохранение деревьев в Берлине. Из-за изменений климата, редких осадков в столице Германии стали засыхать зеленые насаждения, что, в свою очередь негативно повлияло на стабильность экосистемы города.
Новый проект запустил онлайн-платформу, содержащую интерактивную карту с информацией о 800 000 деревьев. Нажимая на дерево, можно получить сведения о названии растения и его потребности в воде. Программа также учитывает метеосводки о погоде, например, о предстоящем дожде или грядущей засухе.
Благодаря Gieß den Kiez, более 5 000 человек взяли под свою опеку часть берлинских деревьев и теперь регулярно ухаживают за ними. В настоящий момент на сайте зарегистрировано свыше 2 000 пользователей, число которых постепенно растет. Всё это дает хорошие шансы на спасение экосистемы и решение проблемы Берлина в обозримом будущем.
Mindlle Medical Co-op
Медицинский социальный кооператив Mindlle Medical Co-op в одном из городских районов Южной Кореи объединяет 25000 семей. При вступлении семья платит единовременный взнос в 50 долларов. Эта сумма позволяет каждому новому участнику пройти стандартное медицинское обследование, получить сведения о состоянии здоровья и начать лечение, если в нем есть необходимость. Если результаты обследования выявили заболевание, член кооператива может получить направление на операцию или рецепт на лекарства, а также рекомендации врачей по улучшению образа жизни.
Сам кооператив существует на средства муниципального бюджета. Последний регулярно получает данные о сокращении объемов выкупаемых лекарственных препаратов и снижении процента заболеваний среди членов Mindlle Medical Co-op.
Corvid Cleaning
Кристиан Гюнтер-Ханссен, основатель компании Corvid Cleaning, запустил новый проект в шведском городе Седертелье. Главные сотрудники социального предприятия — вороны, которые участвуют в сборе окурков на городских улицах. Стартап нацелен на сокращение расходов на уборку улиц и площадей.
Идея Кристиана работает за счет того, что птица получает немного еды за каждый подобранный окурок: для этого ей нужно положить найденное в специальную машину.
Исследования показали, что труд по сбору окурков (а они составляют почти 62% от объема общего мусора города!) никак не вредит здоровью пернатых. Кроме того, врановые наделены высоким интеллектом и способны рассуждать не хуже семилетних детей. Они достаточно умны и хорошо поддаются дрессуре. К тому же вороны умеют учить друг друга, что позволяет птицам собирать именно окурки, а не что-то другое.
На уборку городских улиц из бюджета расходуется более 20 000 000 шведских крон. Благодаря проекту Кристиана Гюнтер-Ханссена, экономия достигает 75% этих средств.
SoleRebels
Еще один достойный пример бизнеса, за который не стыдно, — компания SoleRebels. В 2004 году в Эфиопии стартовало производство модной и удобной обуви. Уникальными были материалы, из которых ее создавали: органический хлопок, переработанные старые шины и джут.
Изначально миссией компании была разработка экологичной обуви и создание рабочих мест для жителей эфиопского села. С течением времени небольшой цех превратился в крупное производство, и компания вышла на мировой уровень. Сегодня SoleRebels — крупный бренд, известный в 30 странах мира.