500 серверов за 11 лет: как масштабируемая IT-инфраструктура помогала расти системе управления ресторанами iiko
Для бизнеса огромная удача, когда приходит клиент, способный в течение нескольких лет кратно вырасти на своем рынке. Это создает множество вызовов, но также становится и наградой за эффективную работу, проявленную ответственность и внимание.
В этой статье расскажу, как наша команда поэтапно создавала масштабируемую, надежную и удобную облачную платформу для крупнейшего на сегодняшний день сервиса управления ресторанами iiko.
С вами Виктор Журавков, специалист в области подбора IT-решений под потребности бизнеса, CEO дата-центра ESTT. В своем блоге я буду делиться кейсами из моего опыта, а также рассказывать, как превратить технологические вызовы для компаний разных отраслей в конкурентные преимущества.
11 лет назад к нам обратилась молодая на тот момент компания iiko – разработчик облачной ERP-системы для автоматизации работы ресторанов и предприятий общественного питания. За эти годы iiko вместе с нами, в том числе благодаря предоставляемым нами масштабируемым IT-услугам (которые за эти годы выросли в объеме в 55 раз) и комфортным условиями работы, смогла сосредоточиться на совершенствовании своего продукта и вырасти в одного из лидеров рынка автоматизации в HoReCa.
Они пришли к нам, когда убедились, что традиционный подход — размещение серверов в ресторанах и на объектах клиентов — не позволяет компании обеспечивать требуемое качество работы ПО и создавать новые высокотехнологичные сервисы.
Проблемы, с которыми сталкивались рестораны до прихода в дата-центр
Сложностей в работе компании iiko было немало:
- Ненадежность локальной инфраструктуры. На местах не всегда могли должным образом обеспечить 100% работоспособность оборудования. Из-за отсутствия централизованного контроля многие серверы выходили из строя, возникали сбои, которые могли замедлить или даже остановить работу ресторанов.
- Перегрузка локальных серверов. В периоды повышенного спроса (например, в выходные или праздничные дни) каналы связи не справлялись — у персонала зависали кассовые аппараты, планшеты и телефоны, на которых были реализованы рабочие места.
- Необходимость постоянного мониторинга и обслуживания. Специалисты iiko не могли оперативно решать технические вопросы удаленно, особенно связанные с физическим состоянием оборудования, его износом и обслуживанием. Серверы перегревались в жару, отключались при скачках напряжения в сети, оказывались залиты соседями сверху и так далее. Доступ в серверные помещения не контролировался должным образом, и это создавало угрозы не только для работы заведений клиентов, но и для физической безопасности.
- Недостаточная кибербезопасность. Локальное хранение данных подвергало компанию рискам утечки информации и кибератак.
- Ограниченная масштабируемость. Каждый новый ресторан требовал установки дополнительного оборудования, что усложняло управление системой и приводило к не всегда оправданным расходам.
При этом все сложности, возникающие в связи с функционированием и обслуживанием оборудования, владельцы заведений зачастую связывали с качеством работы iiko, что отрицательно сказывалось на имидже продукта.
В 2014 году iiko решает перенести все серверные мощности в профессиональный дата-центр. На момент начала работы с нами они арендовали у нас 9 выделенных серверов. На сегодня в наших дата-центрах число серверов, хранящих данные и обслуживающих запросы клиентов iiko, превысило 500. Например, здесь мы рассказали о том, как перенесли офисную инфраструктуру российской сети Соfix (работавшую с iiko) в свой дата-центр.
Какие IT-решения от дата-центра понадобились iiko
Для поддержания работы растущей системы управления ресторанами были необходимы:
- бесперебойная работа серверов с минимальным возможным downtime;
- быстрое реагирование на запросы разработчиков, занимающихся совершенствованием продукта, и оперативное решение возникающих проблем;
- бесшовная масштабируемость IT-инфраструктуры — быстрое наращивание мощностей в соответствии с ростом бизнеса iiko и увеличением числа клиентов, в том числе с учетом сезонных и суточных пиковых нагрузок в выходные и праздничные дни;
- надежная защита данных клиентов;
- доступность системы во всех регионах страны.
Когда они обратились к нам и воспользовались нашим дата-центром, в развитии компании iiko наступил переломный момент — разработчики избавились от непрофильных задач и смогли полностью сосредоточиться на развитии собственного продукта, не отвлекаясь на решение технических проблем.
Результаты работы: более 500 серверов для системы автоматизации ресторанов
Совершенствуя свой продукт и быстро увеличивая клиентскую базу, iiko решили перейти от lifetime-лицензий (одноразовой продажи ПО) к подписной модели SaaS (software as a service) через iikoCloud. Нам потребовалось создать и развернуть для них масштабируемую облачную платформу. Мы спроектировали такую систему в соответствии с требованиями компании и обеспечили её высокую доступность, надежность и гибкость.
Сейчас IT-инфраструктура iiko состоит из 500+ серверов, объединенных в кластеры в наших дата-центрах для обеспечения бесперебойной работы, включая защиту от DDOS-атак, фишинга и социальной инженерии, вредоносного ПО и так далее. Дата-центр ESTT соответствует стандарту ANSI/TIA-942 уровня надежности Tier III — это означает, что все жизненно важные системы продублированы, а оборудование обладает высокой отказоустойчивостью и продолжает работу в условиях любых непредвиденных событий. Читайте мою статью о том, как уберечь от хакерских атак свой бизнес.
Для эффективного взаимодействия с сотрудниками iiko был выделен персональный аккаунт-менеджер. Это сократило время реагирования на запросы клиента до считанных минут.
Наблюдая уверенный многолетний рост системы iiko, мы стараемся действовать проактивно: смотреть на шаг (а то и несколько) вперёд.
Что помогает поддерживать растущий бизнес: на примере iiko
Предсказуемое масштабирование
Мы постоянно занимаемся анализом динамики потребления ресурсов — например, количества задействованных серверов, требований к их модернизации, поступивших за последние полгода, и так далее. Это позволяет нам заблаговременно формировать оперативный резерв необходимого оборудования на своём складе (так называемые ЗИПы — запасные части, инструменты и принадлежности). Таким образом, при поступлении запроса на апгрейд заявка выполняется в тот же день, иногда в течение считанных минут и часов.
Подготовка к пиковым нагрузкам
Перед праздниками, для которых характерна повышенная нагрузка на ресторанные системы автоматизации, мы совместно с клиентом осуществляем стратегическое планирование на периоды таких пиков. Наши инженеры заранее оптимизируют пропускную способность сетевых каналов и наличие серверных мощностей, гарантируя стабильность работы системы при кратно возрастающей нагрузке.
Единая сеть для удаленных подразделений
У iiko – территориально распределенная сеть офисов по всей России, и клиент столкнулся с необходимостью обеспечить высокоскоростное соединение между Москвой и Казанью. Мы создали для iiko выделенный канал связи, минимизирующий задержку при передаче данных. Помимо этого, как только клиент перешел на систему оркестрации контейнеров Kubernetes, мы обеспечили в своем облаке аппаратную поддержку для этого решения, предоставив необходимые кластерные серверные системы.
Считаю, что этот пример показывает: правильный выбор IT-инфраструктуры может стать немаловажным фактором успеха для бизнеса.
72000+ ресторанов сейчас используют iiko в 9 странах мира, и каждый месяц около 2500 заведений подключают iiko. Бесперебойной работе этой масштабной системы помогают и наши IT-решения.