Простой способ рассчета оборачиваемости 10 000+ SKU
Дано: сеть розничных магазинов (3 региона, 6 городов, 10 магазинов и центральный офис) , годовой оборот 1 млрд. руб. SKU всего на складах 11 000.
Запрос: выявить объем замороженных в товаре денег и определить оптимальный объем товарного запаса.
Закупка осуществляется:
1. Сезонная закупка 2 раза в год на выставках.
2. Заказ аксессуаров, очковых и контактных линз из центрального офиса.
3. Закупка у торговых представителей.
Задачи: провести аудит процесса закупок в 8 из 10 магазинов. рассчитать показатели оборачиваемости по месяцам за 2022 и 2023. провести анализ и выявить объем замороженных денег. Сформулировать рекомендации по выстраиванию процесса закупок.
Опустим этапы согласования ТЗ с заказчиком и уточнения типа «что значит замороженный товар»; пропустим так же и интервью с сотрудниками компании, участвующими в процессе закупок, т.к. эта статья про то как рассчитать оборачиваемость и определить оптимальный объем товарного запаса.
Все цифры и формулы доступны в документе
Под оборачиваемостью я понимаю Период времени, который необходим для распродажи всех складских остатков до конца.
Оборачиваемость или Период Оборачиваемости Запасов (ПОЗ) считаю по формуле — ПОЗ = Т,дн / КОЗ,
где Т — это период расчета (в днях).
КОЗ — коэфициент оборачиваемости запасов — по сути отражает скорость продаж — чем выше коэфициент тем больше и быстрее вы продаете товаров — рассчитывается по формуле КОЗ = СПТ,руб / СВЗ, руб;
где СПТ — это себестоимость проданных товаров за рассчетный период (в рублях); СВЗ — средняя величина запасов (в рублях) = (запасы на начало + запасы на конец) / 2
Я определил для анализа ежемесячный и ежегодный периоды за 2022 и 2023 год.
Подготовил таблицу: подготовил описание сокращений и проводимых рассчетов, описал названия строк и столбцов, внес формулы. Осталось внести фактические данные, дальше всё делает табличка сама. (таблица и шаблон доступны по ссылке)
Себестоимость проданных товаров доставал из отчета 1С По продажам
Запасы на начало и концец периода - отчет 1С Движения с группировкой по складам
Вношу в таблицу запасы на начало, запасы на конец и СПТ. Остальные показатели и график рассчитываются автоматически.
Результаты анализа
Период оборачиваемости запасов на 01.10.2023 составляет — в целом по сети — 96 дн.
По сравнению с 2022 г заметны улучшения показателя оборачиваемости в целом по сети на 22%.
По итогам 2023 г есть превышение складских запасов в 3,75 раза (на 567 млн. руб). Для распродажи складских запасов с текущей скоростью продаж потребуется в целом по сети 4 года.
Рекомендации собственнику
- Адаптировать Технологию проведения закупок и внедрить в компании.
- Установить правила для Сезонных закупок - все модели, закупленные на сезонных выставках, получают статус "Новый" в 1С и продажи по ним оцениваются. Количество Нового строго ограниченно, т.к. это по сути "товар на пробу" (пойдет/не пойдет). По Новым отслеживаются продажи в каждом салоне, а через 1/3/6 мес принимается решение о включении/исключении в Складскую программу.
- Внедрить понятие Складская программа - имеет внутренние ABCXYZ-категории. Проще говоря, чем товар больше имеет спрос тем больше мы его закупаем. Админы ежеквартально отслеживают изменения спроса с помощью 1С и формируют/корректируют/согласовывают заявки на закупку складских позиций.
- Руководить Сезонным закупом должен человек, знающий предпочтения наших клиентов в каждом салоне. Этот человек должен уметь составлять предварительный бюджет и план закупок ДО выезда на выставки на основе данных о продажах и знаниях о клиенте!!! Мотивация - количество Новинок попавших в складскую программу, Отсутствие упущенного спроса на основе отчета 1С, уровень сервиса (детали описаны в Технологии проведения закупок)
- В складскую программу включаются те позиции, которые имеют стабильный спрос, запасы по ним должны быть достаточны, а закупочные цены должны быть самые минимальные. Основная функция закупщика: Отслеживать изменения спроса, обеспечивать наличие ходового товара на складах и витринах салонов, искать и получать самые низкие цены от поставщиков. Мотивация: отсутствие упущенного спроса, уровень сервиса, ПОЗ, СВЗ, СПТ.
Ожидаемые результаты к концу 2024г.:
- Сокращение "замороженных" в товаре денег на 30-50% от текущей стоимости склада.
- Сокращение неликвидных товаров до уровня 20% от общего количества.
- Сокращение совокупного объема денег, необходимого для оборота - до 50% от текущего уровня.
- Повышение лояльности клиентов за счёт удовлетворения спроса.
- Увеличение прибыли за счёт минимизации закупочных цен. Завязываем мотивацию всех участников процесса закупки на минимальных закупочных ценах.
- Контроль новинок и остальных категорий товаров.
- Правильное делегирование финансовой ответственности за счёт привязки мотивации персонала к показателям интересным бизнесу (ПОЗ, СВЗ, СПТ).
Подписывайся, комментируй. Мне интересно твоё мнение.