Как «Фабрика данных» помогает банку сэкономить деньги и улучшить клиентский сервис
Кейс крупнейшего банка Казахстана по применению «Фабрики данных», которая открыла новые возможности и для клиентов, и для самого банка.
«Фабрика данных» — проект Halyk Bank в области больших данных, глубоких нейронных сетей и обработки естественного языка. Это платформа, включающая разные информационные системы для продвинутой обработки и анализа данных. С ее помощью банк планирует расширить присутствие на рынке услуг – и не только традиционно банковских.
Точно так же, как промышленная фабрика запускает свое оборудование для преобразования сырья в готовую продукцию, сервис «Фабрика данных» организует существующие ресурсы банка для сбора необработанных данных из всех систем и преобразует их в конечную информацию для использования. Например, готовые наборы данных для визуализации в управленческих дашбордах.
Цель проекта — дать клиенту возможность выбирать персонализированные услуги, продукты и сервисы, которые ориентируются на специфику бизнеса, состав портфеля, потребности в денежных потоках и другие характеристики.
Задачи «Фабрики данных» — предоставлять быстрый доступ к данным, которые нужны конкретному пользователю здесь и сейчас. Без длительного ожидания и сложных бизнес-процессов.
Как «Фабрика» помогает клиентам
Раньше в хранилища данных информация отправлялась в «сыром» виде, на чем автоматизация заканчивалась. Для клиента это выглядело так: пользователь заказывал отчет по продукту за определенный период и на обработку запроса от IT-специалистов банка уходило до одной недели.
В «Фабрике данных» для отчетности пользователю достаточно установить один BI-инструмент, пройти обучение, и строить отчеты и запросы самостоятельно, без участия специалистов банка.
Клиент может ощутить пользу от «Фабрики данных» по персонализированным рекомендациям новых продуктов. Например, недавно Halyk Bank запустил в Казахстане сервис заправки, не выходя из машины. Клиент в приложении выбирает колонку на АЗС, подъезжает к ней, выбирает объем бензина для заправки, оплачивает с телефона, а после этого работает оператор. Клиенту не нужно выходить из авто, идти в кассу и стоять в очереди.
Раньше нужно было отдельно собирать информацию о расположении АЗС и колонок, отдельно запрашивать цены на топливо, подключать систему, где ведутся счета клиентов и уточнять балансы. Сейчас, когда все данные находятся в одном месте, банк способен предоставить такой сервис клиентам без этих сложных цепочек.
Наиболее чувствительные данные — Sensitive Data — в «Фабрике» обезличены и замаскированы. Для управления информационной безопасностью в «Фабрике» есть отдельный модуль, а в банке — внутренняя политика и постоянный контроль. Даже если злоумышленник войдет во внутренние системы как сотрудник, доступа к персонализированной и трансакционной информации у него не будет.
Как «Фабрика» помогает банку
IT-проекты в банке — техническая основа для бизнес-активностей. Их эффективность можно оценить, если рассматривать отдельные бизнес-активности, на которые влияет IT-проект.
Например, «Фабрика данных» позволяет не тратиться на SMS-рассылки всем клиентам — для каждого продукта теперь создаются целевые группы, которым он может быть интересен. Также разным группам клиентов можно предлагать разные тарифы на обслуживание — это оптимизирует процентные и комиссионные доходы.
С «Фабрикой данных» ценной оказывается и база 15-летней давности — информация за предыдущие периоды позволяет проводить регрессионный поведенческий анализ клиентов, строить финансовые модели, вычислять кредитные риски.
В ходе проекта реализована полностью новая платформа данных — с использованием как готовых платформенных, так и современных open source решений, с нуля выстроены новые процессы управления Data Governance и Data Quality. «Фабрика данных» изменила подход банка к сбору корпоративных данных, позволила проработать бизнес-гипотезы и построить AI-модели. Это увеличивает транзакционную активность и снижает отток пользователей. И это не всё:
- Платформа данных генерирует персонализированные решения в режиме реального времени с учетом истории и текущего состояния клиента.
- Мобильное приложение теперь персонализировано для каждого розничного клиента.
- Анализ конкурентов в режиме реального времени позволяет собрать аналитику для принятия быстрых решений.
В перспективе «Фабрика данных» ещё больше улучшит дистанционное обслуживание клиентов.