Работа рекрутера и заказчика: все, что нужно знать об интервью
Полный гайд для рекрутера. Часть четвертая: как подготовить всех участников найма к личной встрече.
Мы продолжаем серию статей по итогам вебинара «Работа рекрутера и заказчика: закрываем вакансии быстро и без стресса», который в марте hh.ru провел совместно с Talantix. Уже разобрались: что важно знать до начала подбора, почему заявка — это обязательный этап и что в ней должно быть, как найти и согласовать «своего» кандидата. Сегодня узнаем, как провести идеальное интервью — вначале подготовить кандидата и заказчика, а потом собрать обратную связь.
Обсуждаем тему с экспертами подбора:
Как подготовить заказчика к интервью?
Бывает, что рекрутер проделал огромную работу — потратил не один день на поиски, в результате нашел отличного кандидата и сумел «продать» ему вакансию. И тут после интервью с заказчиком кандидат сник и сомневается, хочет ли принимать оффер. Чтобы такого не было, обязательно готовьте руководителя к интервью.
Цель такой подготовки — настроить заказчика на продуктивное общение с кандидатом и минимизировать неожиданности с обеих сторон. Вот что вы можете сделать:
- Объяснить руководителю, почему именно этот кандидат и что его наем даст компании. Очень важно это делать, если ваши выводы не очевидны и если соискатель не соответствует всем прописанным в заявке формальным требованиям, но имеет несомненные плюсы как специалист.
- Заранее проговорить возможные «нестыковки» — в опыте, зарплатных ожиданиях, внешнем виде.
- Убедиться, что у руководителя есть резюме кандидата с вашими комментариями и что он с ними ознакомился.
- Проверить логистические моменты, уточнить время и место. Если на интервью будет несколько участников, определить их последовательность, роли и полномочия.
Время от времени проводите обучающие тренинги для руководителей:
как презентовать компанию, продукт и вакансию;
как общаться с соискателями;
как создать доброжелательную атмосферу и почему это важно;
какие книги по теме почитать.
Такие тренинги помогут самому руководителю, позитивно повлияют на HR-бренд работодателя и сделают наем в компании еще эффективней.
Мы организуем отдельные тренинги для руководителей, как проводить собеседование и взаимодействовать с соискателями, советуем, что почитать по теме. Так руководитель понимает, что у собеседования есть этапы, какие именно, и это помогает ему собеседовать лучше. Хорошая практика — перед массовым интервью предварительно отправить руководителю бланки с подготовленными вопросами и единой шкалой оценки кандидата.
Как подготовить кандидата к интервью?
Чтобы интервью прошло без неприятных сюрпризов, важно подготовить не только руководителя, но и самого кандидата. Для этого вы сами должны знать в деталях, как будет строиться разговор. В рекрутерской практике есть истории, когда заказчик не предупредил, что на интервью будет не только он, а еще три директора. На такую неожиданность кандидат отреагировал плохо и отказался работать в компании.
Некоторые работодатели считают, что неожиданность на собеседовании — это способ проверить стрессоустойчивость кандидата. Но ведь стрессоустойчивость можно проверить и по-другому. Мы в hh.ru считаетм, что устраивать такую нагрузку прямо во время интервью — это негуманно и нездорово с точки зрения бренда работодателя.
Что может сделать рекрутер:
- Рассказать, как все будет проходить: в каком формате, сколько будет участников, что будет важно, а что нет.
- Подсказать, как лучше презентовать свой опыт в соответствии с требованиями вакансии, особенно если есть «нестыковки». Дать советы по поводу стиля проведения встречи.
- Подготовить кандидата так, чтобы он был готов задавать вопросы, объяснять свою мотивацию и зарплатные ожидания, обсуждать условия работы.
- Даже если в компании свободный стиль одежды, на собеседовании должен быть минимальный дресс-код, это нужно проговорить, как и напомнить о выключенном звуке мобильного.
- Договориться созвониться сразу после интервью.
Совет: Предложите кандидату самому позвонить вам после встречи. Если у рекрутера большая загрузка и много кандидатов, он может забыть перезвонить, а так разговор обязательно состоится.
Как собрать обратную связь у кандидата?
После интервью важно собрать обратную связь — это поможет прояснить картину по вакансии и станет хорошим материалом для будущих поисков.
Три главных вопроса для кандидата:
- Справится ли кандидат с будущей работой?
- Хочет ли он получить эту работу?
- Если ему сделают оффер, примет ли он его?
Какая информация пригодится для дальнейших поисков:
- Новая информация о вакансии.
- Новая информация о компенсации.
- Фидбек о том, как проходит интервью.
Развернутый список вопросов для кандидата:
- Как прошло интервью? Сколько времени оно продолжалось?
- Какое впечатление на вас произвел руководитель?
- Как вам описывали позицию? Что руководитель ждет от сотрудников на этой позиции?
- Какие вопросы вам задавали?
- Был ли во время интервью вопрос, который вызвал у вас затруднения? Как вы на него ответили?
- Есть ли что-то, что вызывает сомнения по поводу позиции?
- Если вы рассматриваете сейчас и другие предложения, то какое место среди них занимает данная вакансия?
- Чем закончилась встреча?
- Вы обсуждали вопросы компенсации?
- Если ли у вас сейчас в жизни обстоятельства, которые могут помешать или замедлить принятие решения по вакансии?
- Если кандидат говорит, что готов принять предложение, но при определенных условиях, обсудите с ним детали и примите совместное решение о дальнейших шагах.
Важно, чтобы кандидат с самого начала видел в рекрутере помощника — для этого старайтесь проявить открытость и доброжелательность. Даже если соискатель не подошел — обязательно дайте ему подробную обратную связь: почему не подошел, какие навыки нужно прокачать. Элементы карьерного консультирования — достойная благодарность за потраченное кандидатом время.
Обратная связь — важная составляющая вашего бренда. Особенно это важно для узких сфер (медицина, разработка), есть большой шанс, что вы еще пересечетесь с кандидатом или он расскажет о вас своим друзьям и коллегам.
Совет: Если о компании есть негативные отзывы и кандидаты по этой причине отказываются от сотрудничества, пора что-то предпринимать. Если жалобы серьезные, например невыплата заработной платы, обязательно решите этот вопрос. Если негатив на уровне восприятия, перекройте его позитивным фидбэком — попросите команду, с которой давно вместе, оставить хорошие отзывы.
Как получить обратную связь от руководителя?
Чтобы собрать полную картину происходящего, расспросите об интервью не только кандидата, но и заказчика.
Три главных вопроса для руководителя:
- Соответствует ли профессиональный уровень кандидата требованиям?
- Подходит ли личностный портрет кандидата, соответствует ли он корпоративным ценностям компании, впишется ли кандидат в команду?
- Насколько кандидат мотивирован занимать данную позицию?
Если кандидат не подошел или руководитель сомневается и хочет продолжить поиски, то:
- Как меняются требования в контексте проведенного собеседования?
- Что меняется в процессе подбора?
Развернутый список вопросов о кандидате:
- Как вы думаете, справится ли кандидат с этой работой? Какие его слабые и сильные стороны?
- Как вы считаете, впишется ли он личностно в коллектив?
- На что обратить внимание при сборе рекомендаций, какую информацию перепроверить?
- Если это не первый кандидат, представленный руководителю, попросите их сравнить. Кто произвел наилучшее впечатление и почему? Какое место занимает данный кандидат в списке претендентов?
- Какие дальнейшие шаги по данному кандидату? Если руководитель хочет взять паузу, уточните, до какого срока и какую обратную связь дать кандидату.
- Если нужно организовать встречу кандидата с другими представителями компании, уточните, когда и с кем. Согласуйте порядок взаимодействия между всеми участниками процесса.
- Если кандидат не примет предложение, будем ли мы рассматривать другого кандидата?
Совет: Если обратная связь руководителя «не наш кандидат, ищем дальше», обязательно расспросите о причинах. «Не подходит» — это не аргумент, объясните, что вам нужно скорректировать заявку, чтобы найти «нашего», а это не сделать без детальной обратной связи.
Этап интервью пройден — вы делаете оффер кандидату мечты или продолжаете поиск с новыми картами на руках. Кажется, вся воронка позади, но это не так: в следующем материале разберем еще один важный аспект — оптимизацию поиска. Посмотрим, как воронка помогает подбирать людей быстрее и эффективнее.
А начать оптимизировать воронку подбора вы можете уже прямо сейчас — работайте в CRM Talantix бесплатно первые 14 дней. С нас — любая помощь по внедрению и настройке системы под ваши задачи.