Почему OKR в компаниях становится главным инструментом целеполагания?
Что же это за волшебные 3 буквы и почему они захватывают умы менеджеров, собственников и агентов изменений, провоцируя все больше компаний его использовать, а консультантов внедрять.
Согласитесь, почти из каждого угла сейчас можно услышать: ”внедряем OKR”, “у нас OKR”, “мы работаем по OKR”, “обучаем OKR”.
В этой небольшой статье я хочу поговорить о том, что вообще такое современный OKR, какие задачи помогает закрыть и действительно ли это такой крутой инструмент, а не пустышка.
Так что же такое OKR?
В разных статьях и даже книгах вы можете встретить фразу:
OKR - это простая система, которая позволяет ставить амбициозные цели и достигать их
Сразу скажу, что это лукавство и под “простым” в данном случае понимается “Простая в понимании того, как формулировать цели и связывать их по вертикали и горизонтали”.
OKR - Objectives and Key Results (Цели и Ключевые результаты).
Концепция действительно простая: формулируем амбициозную цель в виде простой, вдохновляющей и лаконичной фразы, а затем, чтобы добавить конкретики, по которой можно отследить динамику и понять степень достижения цели - докидываем считаемых и осязаемых показателей.
Цель готова. Тоже самое делаем с подразделениями в компании. Причем не ставим цели за них, а просим самих сформулировать цели, достигая таким образом вовлеченности и движения в одном направлении.
Но дьявол кроется в деталях, и на самом деле система достаточно сложна для внедрения. Система требует постоянной дисциплины, критики, фокуса, актов лидерства и повышения требовательности друг к другу.
Стоит сказать, что любая большая система, которую вы собираетесь внедрить на уровень целой компании (да даже в 35 человек) - это сложно, требует внимания, порождает коммуникационные издержки, изменение привычек и много чего еще.
Давайте договоримся, что вы это и так понимаете и перейдем к теме статьи.
Какие проблемы бизнеса закрывает OKR?
Главное понять, что бизнес ждёт не OKR сам по себе, а решения определенных задач и болей. От любого целеполагания ждут закрытия нескольких вещей:
№1 Фокусировка
Почти в любой компании можно услышать:
“Нам не хватает фокуса”, “Вот были бы у нас общие цели”, “Слишком много всего, непонятно, что делать в первую очередь”.
OKR прекрасно закрывает вопрос фокусирования, благодаря своей концепции ограниченного количества целей. А так же самим своим форматом. Цели завершаются во времени, а не длятся годами. Квартальные, полугодовые или даже месячные цели могут быть самым важным фокусом на уровне компании, а когда их всего три, становится очевидно, что делать.
Теперь представьте, готовы ли ваши собственники (или вы сами, в качестве собственника) поставить перед собой такой челлендж и ограничить количество целей? Возможно, вам показалось это сложным, но в этом и есть прелесть использования фреймворка OKR.
№2 Синхронизация
“У нас не получается двигаться по целям, потому что соседняя команда делает другое”, “К нам приносят какую-то фигню, а у нас более важные задачи”.
Согласитесь, какая бы крутая цель не была сформулирована, если не произойдет синхронизации и понимания того, почему это важно и каким частям компании надо поднажать, не произойдет движения по целям.
При этом OKR не производит прямого каскадирования с делением по целям. После формулирования целей, происходят постоянные этапы синхронизации и другие механизмы, которые позволяют обсудить и сопоставить зависимости.
В OKR это называется “выравнивание”. Это целый набор процессов, которые повышают синхронизацию в разы.
№3 Прозрачность
“Вообще непонятно, чем занимаются команды”, “Все что-то делают, а показатели бизнеса не двигаются”, “Мы делаем кучу работы, как мы влияем на бизнес”.
OKR пропагандирует прозрачность на всех уровнях через открытые реестры целей, через ритмичные и постоянные встречи отcлеживания прогресса и принятия управленческих решений.
Динамика движения по показателям становится видна всем, поэтому каждый может поучаствовать в обсуждении и повлиять на достижение.
№4 Гибкость
“Мы же поставили эту цель на год! Ну и что, что она неактуальна, надо доделать”.
OKR говорит прямо:
Если вы понимаете, что ваш пункт назначения уже неактуален, поменяйте его
Нет ничего плохого в том, чтобы изменить направление. Плохо прийти не туда, зная об этом.
OKR помогает более легко менять направление и благодаря гибким срокам постановки целей, а так же принципам изменения, “переобуваться” прямо на лету, получая удовольствия от того, что вы не сделали лишнего.
№5 Мотивация
“Как я связан с целью компании”, “Как почувствовать причастность к чему-то большему”, “Как понять, что мы делаем не просто задачи”
OKR меняет парадигму мышления с действий на результат, а так же пропагандирует вовлеченность, самостоятельную постановку целей, благодаря чему спустя время меняет культуру мотивации на совершенно ином уровне.
Люди начинают чувствовать сплочение и реальное влияние на что-то большее.
Это общий список того, что ждет бизнес от системы целеполагания и OKR закрывает все эти потребности с лихвой.
Резюмирую
OKR - это система целеполагания, которая позволяет подстроиться под контекст почти любого бизнеса, встроиться в процессы на всех уровнях и помочь достигать результатов бизнеса.
В базовом варианте, OKR содержит только скелет того, как и что должно происходить в компании, однако благодаря практикам и консультантам, которые занимаются этим подходом уже много лет, OKR превратился в очень систематизированный и адаптивный инструмент.
OKR включает в себя как мощные инструменты по постановке целей, так и большое количество подходов и инструментов по их достижению, а так же улучшению всего процесса целеполагания на уровне компании.
Круто звучит? Но есть грустная новость: Это достаточно сложно. Однако, если применить с умом, то все действительно так, как описывают.
OKR сейчас абсолютно точно на хайпе и постепенно забирается на гребень волны популярности и все чаще возникает в инфополе менеджеров.
И я могу точно сказать, что это абсолютно оправдано. Это действительно крутая и мощная система, дающая результат, однако напортачить при внедрении и вызвать отторжение - очень легко. Доверяйте проверенной литературе, статьям, экспертам с опытом и, конечно же, учитесь у практиков.
Друзья, если вы хотите узнать основы инструмента OKR и понять, как его начать использовать в вашей компании, то 6 февраля приглашаю вас на сертифицированный курс OKR Basic.