Почему мы берём с сотрудников 1000 рублей за поездки на конференции и они работают только лучше

Делится своим мнением Егор Гурьев, СЕО и основатель облачной игровой платформы Playkey.

Есть много способов нематериальной мотивации сотрудников: соревнования и геймификация процессов, совместная благотворительность, выходной в день рождения, релокейт на несколько месяцев и даже сувениры и пресловутые плюшки в офисе.

Мы решили выбрать тот способ, который будет напрямую связан с профессиональной деятельностью, но при этом не будет восприниматься как дополнительное обязательство.

Почему мы берём с сотрудников 1000 рублей за поездки на конференции и они работают только лучше

Наш метод — предоставить сотрудникам возможность бесплатно развиваться профессионально, а именно ездить на международные и российские конференции, семинары, воркшопы, митапы и другие мероприятия.

Сначала мы предложили сотрудникам разделить затраты почти напополам, но вскоре отказались от этой идеи. Расскажу, как мы пришли к схеме с оплатой почти всех расходов и почему компании выгоднее тратить больше денег на поездки сотрудников на конференции.

Как поехать за счет компании на профессиональное мероприятие

Мы стараемся вдохновить сотрудников на постоянное развитие и обучение. Как мы поняли, просто говорить об этом и даже давать возможности (вроде доступа к онлайн-курсам или освобождения части рабочего времени для обучения) недостаточно. Обучение — это интересно, но энергозатратно, поэтому многим сотрудникам нужен более сильный стимул.

Мы выбрали поездки на мероприятия, потому что это и приносит новые впечатления, и значительно расширяет горизонты в профессиональном плане. Сотрудники могут увидеть практику международных компаний, послушать интересные кейсы, выбрать какие-то методы и фичи, которые можно внедрить у нас.

К тому же Playkey появился в небольшом городе (Перми), но амбиции у нас с самого начала были в том, чтобы активно развиваться на международном рынке. Делать это вдали от профессиональной среды сложно, а конференции помогают влиться в нее: встретиться с конкурентами в области облачного гейминга, операторами (нашими b2b-партнерами) и самими геймерами.

Вместе с тем нам не хотелось, чтобы такие поездки воспринимались сотрудниками как халява и способ отдохнуть от работы. В таком случае есть риск некоторого головокружения от возможностей и не вполне обдуманного выбора мероприятия только ради поездки за границу.

Почему мы берём с сотрудников 1000 рублей за поездки на конференции и они работают только лучше

Так, в 2018 году мы предложили оплачивать затраты на подобные поездки в такой пропорции: 40% оплачивает сотрудник, а 60% берет на себя компания.

Мы решили, что это добавит осознанности: если человеку нужно серьезно вложиться в поездку, он потратит больше времени, чтобы выбрать действительно интересное и полезное мероприятие. Тем не менее это оказалось барьером.

За год, в течение которого действовала такая схема, только 15 воспользовались опцией поехать на конференцию. Они выбрали сравнительно дешевые мероприятия в России или европейских странах, куда недорого добраться.

К сожалению, у многих прогрессивных и любознательных сотрудников просто не было возможности заплатить несколько десятков тысяч рублей: у одного семья, у другого ипотека, у третьего все вместе.

При этом только билеты на конференции и другие мероприятия стоят несколько сотен долларов, а проход на некоторые популярные события может обойтись еще дороже. Например, главная в нашей отрасли Game Developers Conference в 2020 году продает билеты с доступом ко всем событиям конференции за $1999 (а при покупке во время самого мероприятия билет будет стоить $2499).

В апреле 2019 года мы решили снизить порог личного участия и предложили такую схему:

  1. Любой участник команды может выбрать профессиональное мероприятие в России или за границей.

  2. Затем он должен согласовать поездку с руководителем.
  3. Потом он заплатит за участие 1000 рублей (деньги вычитаются из зарплаты, сумма фиксированная и нужна лишь как психологический символ личного участия).
  4. Все остальные затраты, включая билет, перелет и проживание, возьмет на себя компания.

Так сотруднику не приходится брать на себя серьезные затраты, при этом символический барьер, который помогает более осознанно подходить к выбору, остается. Причем в случае, если сотрудник едет на мероприятие спикером и выступает от лица компании, он вообще ничего не платит.

Свою роль играет согласование с руководителем. Мы не просим писать эссе на тему выбранного мероприятия, но сотруднику нужно объяснить, как это событие поможет ему в профессиональном плане.

Тут работает фильтр здравого смысла, как мы его называем: одно дело, когда можно выбрать любое мероприятие и автоматически получить билеты, а другое — когда нужно объяснить логику выбора другому человеку.

Если хочется задержаться за границей и совместить обучение с отдыхом, мы это приветствуем. Можно состыковать поездку на мероприятие с отпуском, при этом билеты туда-обратно будут за счет компании. Дополнительное проживание сотрудник в таком случае оплачивает сам.

Таким образом, человек и узнаёт полезную информацию, и возвращается отдохнувшим. Раньше многие не могли найти время на отпуск и отвлечься от задач, а сейчас все чаще совмещают профессиональные поездки с отпуском.

Поехать на профессиональные мероприятия могут абсолютно все, не только разработчики. Недавно у нас ездили на обучение главный бухгалтер и специалист по документообороту — на профильную конференцию в Москву и на программу повышения квалификации в Санкт-Петербург. Юристка тоже брала курс повышения квалификации в Москве.

Оказалось, что профильные мероприятия существуют для каждой специальности (финансистов, работников службы поддержки, тестировщиков), просто раньше мы об этом не задумывались.

Сейчас в компании нет ни одной команды, сотрудники которой не ездили на подобные события. В среднем в месяц это 5–6 человек. За 8 месяцев работы программы ей воспользовались уже 35 человек.

Они побывали на выставке «Игромир» в Москве и выставке Electronic Entertainment Expo в Лос-Анджелесе, конференции для JavaScript-разработчиков HolyJS 2019 Piter в Санкт-Петербурге и конференции для уральских разработчиков DUMP в Екатеринбурге и многих других мероприятиях.

Сейчас большинство людей ездят слушателями, но пять человек в компании регулярно выступают на мероприятиях. Мы стараемся развивать внутренний институт наставничества: опытные спикеры помогают готовиться к выступлениям начинающим.

Вернулся и забыл?

Поездки на подобные мероприятия сами по себе полезны. Но мы стараемся продлить их эффект. Так, мы поощряем желание сотрудников делиться новыми знаниями и устраивать мастер-классы или семинары по итогам посещенных мероприятий.

Для этого надо просто сообщить о своих планах в HR, который организует встречу в зоне кафе, где обычно проходят собрания, и оповестит всех членов команды, которым это может быть интересно.

Почему мы берём с сотрудников 1000 рублей за поездки на конференции и они работают только лучше

Выигрывают все. Очевидно, что другие сотрудники получают новую полезную информацию и могут в свою очередь заинтересоваться подобными мероприятиями.

Сам же сотрудник, рассказывая о поездке, получает пользу, потому что систематизирует свои знания, готовясь к лекции. К тому же это и общественное признание: коллеги хвалят спикеров и активно интересуются деталями их поездок. И конечно, компания получает более воодушевленных, целеустремленных и квалифицированных сотрудников.

Такие follow-up-мероприятия проходят примерно в 50% случаев. Дело не в том, что рассказывать о конференциях хотят не все. Просто это не всегда полезно.

Например, разработчик может рассказать о своей поездке большей части компании: и разработчикам, и тестировщикам, и менеджерам продуктов. А вот бухгалтер или менеджер по маркетингу сможет поделиться новыми знаниями только с несколькими людьми, другие, скорее всего, не смогут их эффективно использовать.

Я сам часто езжу на профессиональные мероприятия, выступаю на них, а потом рассказываю команде о поездках. Это помогает укреплять корпоративную культуру участия в таких событиях. Иногда совмещаю поездки с отдыхом, как сейчас делает все больше сотрудников.

Затраты компании

В месяц на эту программу мотивации мы тратим около 150 тысяч рублей. Когда действовала предыдущая схема, мы тратили около 30 тысяч рублей ежемесячно. Людей ездило существенно меньше — в среднем один-два человека в месяц против пяти-семи сейчас.

Важно, что мы не расцениваем поездки на мероприятия как замену материальной мотивации. Это, скорее, дополнение к бонусной премиальной части (у сотрудников, которые связаны с продажами и управлением проектов) и обязательным выплатам за сверхурочную работу.

Так они не чувствуют, что лишаются чего-то, наоборот, только получают новые возможности за некритичную сумму личного участия.

2424
21 комментарий

как на бюджет в 150к может ежемесячно кататься 5-7 человек, если только участие в конфе стоит ~50к, не считая трансфера/проживания?

5
Ответить

Да. Тоже смутило. Обычно это бюджет ну 2х -3х конференций на одного человека

Ответить

 Егор, расскажите, пожалуйста, как дела сейчас у сервиса Playkey
?

3
Ответить

Вот здесь подробно есть: https://vc.ru/finance/78796-kak-playkey-poteryala-polovinu-klientov-no-vyshla-v-pribyl
Сделали под новый год акцию с тарифами, побили рекорд по выручке, правда, наплыв пользователей вызвал очереди на серверах. Это если вкратце. 

1
Ответить

дурацкая история про осознаный косарь, чесслово. Мы отправляем человека раз в год, не требуя с него ничего (ну ради приличия только, чтобы испыталку прошёл). Ещё никто не подвёл - это просто нереально :) небольшой взнос мы требуем только для настоящих мероприятий, типа корпоративов за границей.

1
Ответить

Хм, а в чем смысл взноса за корпоратив? Ну, то есть компания устраивает тимбилдинг-вечеринку и просит за это деньги? Или мы по-разному понимаем "корпоратив"? 

5
Ответить

Согласование с LM плана развития( и как часть его - посещение профильных мероприятий) работает,наверно, во всех компаниях крупных, и не только международных.
Поспрашивайте как это работает и откроете ещё много полезного для своей компании и развития в ней талантов.

1
Ответить