15 вопросов, которые нужно задать работодателю на собеседовании. Часть 1

В феврале этого года я завершила карьерный путь в одной компании, занимающейся дизайном интерьера, а значит – настало время для увлекательного спринта под названием «собеседования».

Несколько лет назад на свои первые встречи с работодателями я приходила как кися-мися с дрожащими коленями и примерно нулём вопросов о работе. Мне было неважно, с кем, чем и как работать, хотелось просто получить опыт. В целом, обычная ситуация для восемнадцатилетней студентки.

Потом на некоторых своих рабочих местах я занималась наймом сотрудников в отдел маркетинга и выяснила, что этой восемнадцатилетней студенткой вполне может оказаться бородатый парень за тридцать.

15 вопросов, которые нужно задать работодателю на собеседовании. Часть 1

Зачем вообще задавать вопросы

Многие эйчары отсеивают кандидатов, которые просто декламируют заученный текст про свой богатый рабочий опыт и не задают вопросов о компании. Скорее всего, такой человек либо не заинтересован конкретно в этой работе, либо не особо избирателен.

В общем-то, я с этим согласна. Но, как мне видится, основной поинт тут не в том, чтобы произвести хорошее впечатление на эйчара, а в том, чтобы «малой кровью» до начала работы понять, насколько вам подходит компания. Это экономит ваше время, нервы и не добавляет в резюме вредных строчек о фуллтайм работе в один месяц.

В конце концов, нужно выбирать, а не только стремиться быть выбранным.

Вопросы для работодателя

За моими плечами чёрт знает сколько собеседований разной степени паршивости. Побывав и со стороны соискателя, и со стороны работодателя, я вывела 15 вопросов, которые помогут выбрать релевантную вам компанию, а не очередной дружный коллектив с печеньками. Вопросы буду пояснять относительно позиции маркетолога, но они вполне применимы и для других должностей.

1. Расскажите подробнее про проекты/продукты, с которыми мне предстоит работать. По-хорошему, этот вопрос должен отпасть в ходе собеседования, если вас достаточно глубоко и прозрачно погрузили в то, с чем придется иметь дело. Но бывает не по-хорошему, поэтому к концу разговора убедитесь, что вам действительно больше нечего спросить о проекте/продукте/бренде.

2. Какая у меня зона ответственности? По моему опыту, маркетинг – сфера с достаточно размытыми границами. Сегодня ты занимаешься аналитикой, составляешь стратегию и распределяешь бюджет, завтра собираешь брендбук, правишь цвета и шрифты, потом пишешь посты в соцсети и настраиваешь кампании в сладких остатках таргета. Вот вы уже не просто маркетолог, а пакетик растворимого «Нескафе 3 в 1». Кстати, платить будут как просто маркетологу (дай бог, не по цене «Нескафе»). Поэтому, даже если в вакансии описан функционал, который вам ок, узнайте, кто будет справляться с задачами, которые выходят за рамки вашей ответственности. Часто в штате компаний может не быть бренд-менеджера, перформанс-маркетолога, PR-менеджера, SMM-менеджера, дизайнера, копирайтера (или, по крайней мере, кого-то из них). А задачи под эти должности есть. Вот и получится: Гена, возьми! Гена, на!

3. Расскажите про структуру отдела. Сколько сотрудников? Какие зоны ответственности? Отвечают, что отдела нет и вы будете маркетологом в единственном числе? Бегите – иначе вами будут закрывать функционал всего отдела. У каждой компании (только если это не совсем уж смолл бизнес) хватает задач на формирование отдела хотя бы из трех сотрудников, просто не каждая хочет платить за это. Мне очень часто приходилось быть первым парнем на деревне (потому что единственным). Увлекательно примерно первые пару месяцев. Из плюсов – быстро растут скиллы в разных областях. Из минусов – выгорание растет быстрее.

15 вопросов, которые нужно задать работодателю на собеседовании. Часть 1

4. У кого я нахожусь в непосредственном подчинении? Какой уровень самостоятельности/подчинения? Есть ли запрос на управление подрядчиками (если да, то что это за подрядчики)? Хорошо, когда у маркетинга есть отдел, еще лучше – когда у отдела есть руководитель. По моему опыту, работать с РОМом эффективнее и приятнее, потому что он понимает ценность вашего труда, погружен в текущие процессы в отделе, способен адекватно оценить нагрузку, дает качественную обратную связь на предложения и, сюрприз-сюрприз, разбирается в маркетинге. Работать напрямую с CEO бывает сложнее, потому что вы каждый раз будете на пальцах объяснять, что вы сделали и для чего. Зато больше свободы. Хотя смотря какой fabric.

5. Как происходит постановка задач? Как происходит трекинг задач? Есть ли дейлики/еженедельные координации? Сначала нужно понять, откуда берутся задачи: из стратегии, по ситуации или из головы. Первый вариант идеальный, второй реальный, третий провальный. Затем узнайте, кто, как и насколько часто будет проверять ваши задачи, каким образом будет дана обратная связь и как вы узнаете о задачах связанных с вами коллег. Компании с микроменеджментом это плохо, повальное «хочу иду, хочу не иду, ты мне не хозяин» – еще хуже.

6. Какие ожидания от меня как от сотрудника? Какой результат вы ожидаете в первый месяц, через 6 месяцев, через год? Как будет происходить оценка моих результатов? Достаем двойные листочки. Это чуть ли не самый важный вопрос, на почве которого работодатель и сотрудник расстаются чаще всего. Функционал любой должности (по-хорошему) строится так, чтобы он приводил к конкретному, завершенному, значимому результату. У маркетологов это чаще всего целевые лиды. Не 10 написанных стратегий, 20 сформулированных офферов и 30 протестированных связок, а конечный результат. Но тут есть два важнейших момента. Первый: насколько предложенные инструменты позволяют достичь результата? Если в компании обрублены перформанс-активности, то на лиды вы, в общем-то, в моменте слабо можете влиять. Второй: в какой срок возможно достичь результата? Если вы приходите на выжженное поле и от вас ожидают целевые заявки на уже в первый месяц, то можете смело заявить, что магия вне Хогвартса запрещена. Поэтому работодатель должен озвучить вам адекватный хронометрированный результат, а не «Завалите отдел продаж лидами. Бюджет – 3 пряника. Результат ждем завтра до обеда».

7. Опишите личность идеального кандидата на эту должность. Вы удивитесь, насколько по-разному может смотреть работодатель и соискатель на одну и ту же должность. Вы аккуратный планирующий стратег, который привык опираться на цифры, дотошно зарываться в отчеты и стоить гипотезы на аналитике? Сюрприз: компания может ожидать от вас креативное мышление, нестандартный подход, умение чувствовать клиента, активность и готовность рисковать. Работает и в обратную сторону.

Это была первая часть вопросов, которые я задаю на собеседованиях. Вторая часть – тут. Будет круто, если вы поделитесь в комментариях вопросами, которые вы задаете на собеседованиях.

88
Начать дискуссию