Как сделать портфолио фрилансера, на которое точно обратит внимание клиент
Первая мысль — яркие и сочные картинки, от которых у будущего клиента чаще забьется сердце, палец на тачпаде от волнения поскользнется и шлепнется в тишине с гулким эхом, и предвкушение скорого счастья от совместной работы согреет, как теплый чай с малиной и медом зимним вечером.
Как же обстоят дела на самом деле?
Меня зовут Вячеслав Рубанюк, я автор канала Заметки фрилансера, в котором делюсь своими скромными мыслями и размышлениями о жизни на удаленной работе.
О фрилансе есть много мифов и легенд, некоторые из которых я раскрыл в одной из своих прошлых статей. В этот раз хочу поговорить о портфолио для биржи фриланса.
Казалось бы, тема вроде бы понятная и чего тут обсуждать. Однако ясность наступает, когда сам пробуешь нанимать фрилансеров. В процессе приходит очень много откровений на разные темы, и многие иллюзии рассеиваются, словно туман на рассвете.
Хочу предложить посмотреть на профиль и портфолио специалиста на бирже фриланса взглядом заказчика. Без теорий, только на основе личного опыта.
1. О себе
Многие сначала смотрят не на работы, а на то, что человек о себе пишет. Потому что в удаленной работе важны ещё и другие компетенции, так называемые soft skills, — адекватность, умение нормально общаться и искать решения, если что-то пойдет не так и пр.
Как вы излагаете свои мысли — важная часть вашего резюме.
На самом деле, это не критичный момент, но если там ерунда как-то написана или человек слишком высокомерное что-то пишет, то это серьезный звоночек.
Если же там сухо и технично, то это ок.
2. Отзывы
Это второе, на что я обращаю внимание. Отзывы - ваша репутация и она должна быть безупречна.
Конечно, никто не застрахован от неадекватных клиентов, которые могут написать плохой отзыв из-за мелочи. НО, одним из показателей вашего профессионализма является выявлять неадекватных или “сложных” клиентов на подлете и не работать с ними. А если уж взялись за проект, то нужно довести его до такого финала, чтобы клиент написал о полном восторге от сотрудничества с вами.
Если же есть один плохой отзыв, то я отношусь к этому спокойно. Всякое бывает, но если он есть, то я изучаю также и профиль клиента. Нередко бывает так, что клиент конфликтный и у него рейтинг плохой. В этом случае я его отзыв не учитываю.
3. Квалификация и опыт
Только теперь я смотрю на работы. Потому что если человек не прошел первые два пункта - то есть высокая вероятность того, что с ним будут сложности. А это потенциальная потеря времени, денег, затягивание проекта и потеря уже репутации меня как клиента, который отвечает за свой проект.
Что может показать вашу квалификацию и опыт ?
Внятные примеры работ с подробным описанием.
Ниже напишу рекомендации по направлениям, с которыми хорошо знаком или заказывал работы.
Дизайн
1. Хорошее превью, чтобы захотелось кликнуть и посмотреть.
Это общая рекомендация для всех, не только для дизайна.
Если это сайт - то первый экран, если лого - то его и показывайте. Некоторые любят покреативить и показывают какие-то фрагменты дизайна, но это нередко отбивает охоту смотреть дальше.
Почему ?
Потому что “вас много а я один”. Выбираю я из множества дизайнеров и хочется поменьше телодвижений совершить. А если на этапе отбора мне нужно угадывать, что откроется за каждым превью, то это уже бесит. А я не хочу работать с человеком, который бесит уже на этапе отбора.
Суровая правда заключается в том, что есть много специалистов примерно одного уровня и я выберу того, с кем нужно будет меньше возиться.
2. Реальные примеры того, что вы сделали
Если вы даете ссылки на реальный сайт, где есть ваш логотип, дизайн сайта или иллюстрация - то это сразу повышает ваш вес в глазах клиента. Значит, у вас есть результат за который платят, который работает и его не хочется менять. Значит, для меня вы тоже сделаете дизайн, который принесет мне результат и мне не захочется его менять, я не зря потрачу время и деньги. Простая логика.
А если это какие-то невнятные шаблоны, или тренировки, то шансы стремительно падают, особенно у опытных заказчиков.
Чтобы далеко не ходить за примерами - недавно мои рэндомные посты Вконтакте полайкал "коллега" - https://vk.com/m.gnyadek. Ну знаете, как это происходит - тебе приходят уведомления о том, что кто-то что-то лайкнул, ты идешь и смотришь, кто это. Обычно это рекламные страницы, как и в это раз.
Захожу на страницу Миши, который позиционирует себя как веб-дизайнер.
Там вижу бодрый текст про огненные лэндинги. Первый пост - портфолио с набором шаблонов без конкретики. Некоторые из них если поискать по картинке (правой кнопкой мыши жмете на картинку и выбираете “Найти картинку (Google)”, то найдем примеры кем-то разработанных шаблонов, которые Миша выдает за свои дизайны. Элементарная проверка поиска по картинке свела все его усилия на нет.
Если проверить макеты в гугле просто на название и телефоны, то становится понятно, что таких телефонов и сайтов просто нет, хотя в описании проекта написано про задачу проекта и конверсию в серьезные 20%.
Налицо обман и введение в заблуждение.
Миша точно не получит хороших клиентов и интересные проекты с таким подходом к своему позиционированию.
Если же я вижу начинающего дизайнера, который в описании проекта написал, что это тренировка - то это ок. Иногда талант раскрывается почти сразу и с человеком можно работать - у него сильная мотивация и желание работать на результат за небольшие деньги.
Актуальность работ, конечно, тема непростая, особенно в веб-дизайне, потому что нередко клиент меняет дизайн по самым разным причинам. В этом случае можно в описании работы указать, что дизайн был изменен клиентом, и, если он был интегрирован в сайт, то можно дать ссылку на архивную версию сайта с вашим дизайном. Например, тут - https://web.archive.org.
3. Описание проекта
Вы хорошо себя покажете, если к каждому проекту сделаете подробное описание - какие стояли задачи, что вы делали. Чем подробнее и конкретнее - тем лучше. Важно видеть, что вы не случайно сделали клевый дизайн, а что была задача с какими-то ограничениями, в каком направлении развивалась ваша мысль и в результате чего появилось такое решение.
Резюмируя, эффективное портфолио для дизайна содержит:
- Хорошее и понятное превью
- Подробное описание проекта и задач, которые стояли перед вами, и как вы их решили.
- Реальные работы
Звучит, конечно, немного по-капитански, но я хотел раскрыть подробности каждого пункта именно с точки зрения взгляда клиента.
Разработка сайтов, приложений, программирование
Здесь самое важное, на мой взгляд, это раздел "О себе" - что вы напишете, какими навыками владеете, языки программирования, фреймворки и пр.
В каких проектах участвовали, в какой роли и что именно вы делали.
Клиенту (или HR'у) важно понять, вы около проекта просто пешком постояли, в каком-то небольшом объёме поучаствовали или полностью вывезли его на себе.
И тут как нигде важна честность: если в мелочах соврете, то и доверия к вам больше не будет. Поэтому не обманывайте - честность всегда в цене.
Лучше менее опытный человек, к которому есть доверие, чем гуру, на которого нельзя положиться. Soft skills.
На мой взгляд, превью работ особо не влияет на портфолио программистов, если только вы дизайн сайтов не делаете. Но и тут более важен функционал, который вы делали, чем картинка. Дизайн то можно поменять, а клиенту важно понимать, сможете ли вы сделать, чтобы что-то работало так, как он хочет.
Тексты
Тут общие рекомендации - превью, описание задачи. Сам текст лучше делать картинкой - так можно сразу прочитать и понять, подходит ваш уровень или нет, не выходя из портфолио.
Бесит, когда загружают вордовские файлы, которые надо скачать, открыть (особенно, когда у тебя нет Ворда). Потом их надо удалить - чтобы мусор не лежал в загрузках. Ну вы поняли.
Пожалуй, это всё, о чем я хотел написать. Если мои скромные размышления находят у вас отклик, подписывайтесь на мой канал. Эта статья родилась из вопроса подписчика в чате, так что вы тоже можете получить развернутый ответ на ваш вопрос в виде статьи :)
Буду рад почитать про ваш опыт или замечания к статье в комментариях.