Как ввести систему грейдов в маленькой диджитал-компании и чем это полезно

Как ввести систему грейдов в маленькой диджитал-компании и чем это полезно

Считается, что система грейдов в маленьких компаниях себя не оправдывает — слишком долго и затратно внедрять, слишком сложно использовать. Кажется, что с несколькими десятками человек в штате и так понятно, кто что умеет, кому какой проект поручить и какое вознаграждение назначить.

О том, что даёт система грейдов студии разработки, рассказывает Татьяна Лоренгель, руководитель отдела персонала Software Cats.

Мы тоже пришли к этой системе не сразу, но оно того стоило. Оказалось, что внедрить грейды в небольшой компании можно всего за пару месяцев, не сильно отрываясь от основных задач. Но впоследствии именно система грейдов помогает нам не терять времени на оценке персонала, выстраивать понятную мотивацию и в целом проще управлять штатом.

Пока мы были небольшой компанией, управление было простым и прозрачным, все сотрудники были на виду у руководителей подразделений, вопросы карьерного роста решались просто.

Но когда число разработчиков приблизилось к 20, мы ощутили, что руководителям стало нереально следить за развитием специалистов и оценивать то, как они справляются с задачами в реальном времени. Более того, стали поступать и запросы изнутри — сотрудники стали интересоваться, как им расти в компании, как будет увеличиваться их доход, что сделать, чтобы подняться по карьерной лестнице. Решено было вводить грейды.

Готовых решений для маленьких компаний нет

Мы подошли к этому вопросу системно: изучили методологии, которыми пользуются другие компании, перелопатили сотни статей и десятки книг. Но это мало чем помогло. Все описанные в открытых источниках подходы заточены на штат значительно больше нашего.

В крупных компаниях грейды чаще используются для формирования зарплатной вилки и упорядочивания должностей. Чтобы перейти на следующий уровень, сотруднику приходится подтвердить свой опыт и знания прохождением курсов, участием в мероприятиях, написанием статей.

Нам всё это не подходило. Мы не берём на работу новичков, наши сотрудники приходят к нам на позиции миддл-разработчиков и выше. И у нас не так много должностей: Java-разработчики, тестировщики и DevOps-инженеры.

Нам было важно, чтобы сотрудник мог быстро подтверждать новый грейд, — мы работаем как аутсорсеры и аутстаферы, и отвлекать их от работы на заказчика было бы неправильным. Нужна была простая и понятная процедура оценки, а сама оценка должна была быть максимально объективной, поэтому мы включили в неё и хард-скиллы, и софт-скиллы.

Итак, мы собрали нашу команду — HR и лидов трёх наших направлений — и взялись за работу.

Составляем списки

Около двух недель ушло у нас на составление списка софт-скиллов. Здесь пришлось организовать мозговой штурм, чтобы объединить в систему и ценности компании, и обратную связь от клиентов. В итоге остановили свой выбор на следующих компетенциях: коммуникативность, адаптируемость, инициативность, дисциплина, самостоятельность. Этого списка навыков достаточно, чтобы оценить способности и аутстаф-сотрудника, и участника аутсорс-команды.

Следующие три недели наши лиды направлений ранжировали списки хард-скиллов. Компетенции специалистов разделили на блоки, опираясь на популярные у клиентов запросы по технологиям и собственный опыт. Например, у нас есть блок компетенций по фреймворку Spring, в котором мы оцениваем опыт и навыки в отдельных технологиях — Spring Core, Spring Boot, Spring Data. В блоке Java оцениваем компетенции в Java 8–17 и Aspects.

Мало просто составить список навыков и умений. Важно иметь шкалу оценки, понятную и руководителям, и сотрудникам, который хотят перейти на новый грейд.

Мы определили грейды от Junior+ до Senior, для каждого составили список необходимых технических компетенций.

Мы намеренно разбили каждый грейд на две ступени. Например, на уровне middle сотрудник должен знать определённую технологию как минимум в теории, а на уровне middle+ должен уметь применять её на практике. Именно это различие позволяет повысить грейд.

Затем для каждого грейда оценили навыки: каждому сопоставили количество баллов, отражающее прогресс сотрудника по конкретному навыку на данной ступени. Суммы баллов мы считали отдельно для хард-скиллов и софт-скиллов, чтобы можно было оценивать технические компетенции независимо от менеджерских навыков. На это ушла ещё неделя, без отрыва от производства.

Как ввести систему грейдов в маленькой диджитал-компании и чем это полезно
Как ввести систему грейдов в маленькой диджитал-компании и чем это полезно

Сводим в таблицы

На основе шкалы оценки и списков мы составили матрицу компетенций. Это стандартный инструмент системы грейдирования, он отражает требуемый уровень скиллов по каждому грейду для разных уровней должностей.

Для наглядности отделили менеджерские компетенции от технических и на выходе получили количественное выражение (в баллах) достижения инженером определённого грейда.

Как ввести систему грейдов в маленькой диджитал-компании и чем это полезно
Как ввести систему грейдов в маленькой диджитал-компании и чем это полезно

Матрица оценки позволяет каждому сотруднику понимать, каких навыков ему не хватает для перехода на следующий грейд, или увидеть, что он перерос определённый грейд и пора переходить к следующему.

Как оценивать грейд сотрудника

Нам была нужна совсем простая методика, которая позволит быстро оценить прогресс сотрудника.

Мы разработали специальную форму, которую заполняют специалист и его руководитель — каждый свой экземпляр. Они оценивают, каждый со своей точки зрения, прогресс сотрудника по каждому навыку.

Как ввести систему грейдов в маленькой диджитал-компании и чем это полезно
Как ввести систему грейдов в маленькой диджитал-компании и чем это полезно

После этого к оценке подключается HR. Он собирает общую таблицу ответов и назначает встречу, чтобы обсудить расхождения в оценках, определить дальнейшие действия. Обычно мы проводим две встречи. На первой HR оценивает менеджерские навыки сотрудника, его софт-скиллы, а на второй подключается руководитель для оценки хард-скиллов.

Чем нам помогла система грейдов

С помощью грейдов мы навели порядок в штатном расписании, создали прозрачную систему мотивации и ввели быструю процедуру оценки компетенций.

Раньше оценка компетенций могла занять несколько месяцев: не было чёткой структуры оценки, иногда встречу могли постоянно переносить или вообще не проводить из-за отсутствия времени у руководителя.

Встречи для оценки соответствия грейду мы сделали короткими, а подготовку к ним простой — в этом нам помогает матрица компетенций и понятная шкала оценки. Лиду достаточно перед встречей только посмотреть на ответы сотрудника и подготовить уточняющие вопросы.

Сейчас оценка компетенций требует всего нескольких часов рабочего времени сотрудника и его руководителя.

Сотрудник тратит 20 минут на заполнение таблицы самооценки, на следующий день 1 час — на беседу HR или руководителем по оценке софт-скиллов, и на третий день около полутора часов на общение с HR и руководителем по хард-скиллам и итогам общих баллов по всем навыкам.

У руководителя оценка также занимает не более 3–4 часов в течение 3 дней.

В первый день он в течение часа беседует с HR или сотрудником по заполненным данным по софт-скиллам, во второй день час уходит на подготовку ко встрече по хард-скиллам и общей оценке навыков и в третий день полтора часа на саму встречу.

Наша система позволяет очень просто оценивать прогресс по баллам и быстро собирать план развития сотрудника, опираясь на его ответы.

Теперь мы точно знаем, что нам делать с сотрудниками, полными энтузиазма и готовыми расти. И они понимают, что нужно прокачать, чтобы перейти на следующий грейд. А специалисты, которые приходят в нашу компанию, отмечают, что наша система грейдов стала для них одним из плюсов при выборе места работы.

Начать дискуссию