5 способов сделать выступление на конференции запоминающимся
Скоро начинается сезон конференций, и у некоторых спикеров может возникать вопрос: «Как выступить так, чтобы запомниться слушателям?»
Эта заметка для вас, если вы выступаете уверенно, но хотели бы добавить изюминку в своё выступление. Внутри вы найдёте 5 инструментов с подробной инструкцией и примерами использования.
Время на чтение — 8 минут; время с просмотром видеопримеров — 13 минут.
Инструмент 1. Метафора
Описание приёма:
В основе приема лежит сходство предметов или явлений по какому-то признаку.
Когда применять:
- Если вам нужно объяснить сложную концепцию или явление на простом языке;
- Если вам нужно привлечь внимание слушателей к конкретному моменту выступления;
- Если вам нужно установить контакт со слушателями.
Как реализовать:
- Определитесь, какое понятие или явление нужно объяснить или усилить с помощью метафоры?
- Чтобы создать метафору, найдите предмет или явление со схожими признаками. Например, вы рассказываете сотрудникам важности объединения в сложные времена. Главный признак — объединение в сложное время. Похоже на муравьиный плот: во время наводнения рыжие муравьи сцепляются друг с другом, образуя подобие плота. В итоге, когда наводнение заканчивается, они остаются вместе и им проще продолжить существование. Метафора готова, вы великолепны.
Пример:
Мы мерседес в мире IT — такие же надёжные.
Видеопример:
В этом выступлении Фёдор сравнивает свой новый проект - кофейню DrinkIt с fashion.
Возможные ошибки
- Запутанный образ или неточная метафора, которая только частично совпадает с понятием.
- Незнакомый аудитории пример: слушатель не знает, что это такое.
Инструмент 2. История
Описание приёма:
История — это конкретное событие из работы или жизни, которое иллюстрирует главную мысль. История — она же байка. Она же реальный опыт человека.
Когда применять:
- Если вам нужно показать реальные жизненные результаты применения продукта;
- Если вы хотите привлечь внимание к проблематике выступления;
- Если вы хотите установить контакт со слушателями.
Как реализовать:
- Определитесь, какую именно идею вы хотите проиллюстрировать историей. Это может быть конкретная проблема, результат применения вашего подхода или продукта или случай, показывающий вашу экспертность.
- Подберите историю из практики/жизни, которая раскроет именно эту идею
Пример:
В прошлом году я переехал в другую страну и столкнулся с полным разрывом социальных связей. Зум не помогал, а друзей в новой стране заводить не получалось. Тогда я стал ходить на конференции и знакомиться с людьми там. Это не помогло. Тогда я стал искать русскоязычные сообщества, и вот, как мне это помогло:…
Видеопример
Костя Малков, продакт менеджер из команды, создающей сервис Яндекс Потрачено, начинает рассказ о проекте с истории
Возможные ошибки
- Банальная или всем известная история;
- Не личный опыт;
- Пример, который не иллюстрирует мысль;
- Успешный успех. Рассказ о только о классных результатах и игнорирование проблем, с которыми столкнулись.
Инструмент 3. Живой эксперимент
Описание приёма:
Проведите эксперимент на слушателях, а затем объясните его смысл.
Когда применять:
- Когда вы хотите наглядно проиллюстрировать какой-то принцип или бессознательную модель поведения;
- Когда вам важно проблематизировать тему.
Как реализовать:
- Зафиксируйте сам принцип или вывод, к которому вам важно подвести слушателей
- Пропишите механику эксперимента и объяснение: что должны сделать слушатели, и какое действие проиллюстрирует нужный принцип;
- Проверьте эксперимент на тестовой группе.
Пример:
Спикер: начинает выступление запинаясь, отводя глаза, заламывая руки и всячески демонстрируя волнение и неподготовленность
Речь спикера в этот момент: «Всем привет! Будем говорить про то, как уверенно себя презентовать».
Пауза
Спикер, выпрямляясь и смотря прямо на аудиторию: «О чём вы подумали, глядя на такое начало выступления про самопрезентацию?»
Видеопример:
Максим Дорофеев, автор книги «Джедайские техники», проводит эксперимент со слушателями на конференции.
Возможные ошибки:
- Недостаточно убедительная интонация спикера в момент озвучивания эксперимента;
- Эксперимент не проверен и прошёл не так, как нужно;
- Эксперимент широко известен и люди не пошли по запланированному пути.
Инструмент 4. Смена формата
Описание приёма:
Поменяйте формат восприятия информации слушателями. Подключайте зрение, слух, воображение. Покажите фрагмент видео, дайте послушать мелодию или аудиозапись с отзывами, покажите мемчик или попросите зал прочесть текст с экрана. Прием полезнее всего для выступлений длительностью больше 15 минут.
Когда применять:
- Когда хотите привлечь внимание слушателей к какому-то моменту.
Как реализовать:
- Пропишите «путь слушателя». Что делает аудитория в разные моменты выступления: вспоминает, представляет, слушает, смотрит, отвечает на вопрос...
- Отметьте те точки, где не происходит смены формата дольше 10 минут
- Добавьте туда новые форматы восприятия для аудитории.
Пример:
Просто на секунду закройте глаза и представьте самое главное желание. Представьте его во всех подробностях. А что если первый ресурс, который поможет реализовать это желание уже под вами? Засуньте руку под ваше сиденье. Правда, засуньте. Чувствуете? Это деньги. Это реальный доллар. Он ваш.
Видеопример:
Евгений Кот переключает внимание слушателей с выступления на музыку.
Возможные ошибки:
- Нет смены формата восприятия дольше 10 минут;
- Форматы однообразные;
- Формат не уместен для данной аудитории.
Инструмент 5. Интрига
Описание приёма:
Нагнетание интереса слушателей через недоговаривание или туманное объяснение. Расскажите, что ждёт слушателей, не озвучивая сути.
Когда применять:
- Когда нужно привлечь внимание слушателей.
- Когда нужно создать вау-эффект
Как реализовать:
Опишите результат, к которому вы пришли, или расскажите, чего могут достичь слушатели после выступления, но не рассказывайте как.
или
Постепенно подводите слушателей к самому главному, но не озвучивайте, что это.
Пример:
Я сегодня расскажу о том, что помогло мне сделать прорыв в карьере. Я много раз пытался проходить обучения, общался с психотерапевтом, коучами, наставниками, но помогло по-настоящему развиться мне совершенно другое. Благодаря этой штуке я утроил зарплату и переехал в новую квартиру.
Видеопример:
Да, понимаю, что пример с налётом старины. Но это один из лучших примеров интриги. Стив Джобс презентует первый айфон.
Возможные ошибки:
- Несоответствующая интонация. Спикер не создает интригу, а рассказывает как бы между делом;
- Нет паузы перед раскрытием темы;
- Слишком много интриги и слишком долгая подводка.
Напоследок,
Желаю вдохновляющих и запоминающихся выступлений. Больше про результативные и запоминающиеся выступления в телеграм канале. Ссылка - в шапке профиля. Переходите, подписывайтесь