Линейная карьера — это миф

Школа, вуз, работа, свадьба, дети… Кажется, что всё так просто и понятно, единый алгоритм жизни для всех. В карьере так же: просто стань стажёром, а потом расти в той же роли по грейдам. Такой подход очень удобен для восприятия, только практика от него сильно отличается. Или нет? Разобрала исследование от LinkedIn и поделилась своими мыслями.

Линейная карьера — это миф

Последние 15 лет одной из самых запрашиваемых функций на LinkedIn (карьерная социальная сеть, в которой профилем каждого специалиста является резюме) был инструмент, который показал бы пользователям, как построить карьерный путь для той или иной роли. Тогда команда аналитиков LinkedIn начала собирать данные, чтобы создать такую фичу. В идеале хотелось увидеть линейный формат карьеры. Предполагалась, что человек сможет зайти в соцсеть и узнать, к примеру, в какой университет идти, если хочется стать успешным журналистом, или как дорасти до CFO. Давайте для начала разберёмся в понятиях.

Что такое линейная карьера?

В общем понимании линейная карьера — логически построенный путь от точки А до точки Б, максимально понятный, простой и легко считываемый. Например, в случае специалиста в менеджменте или IT он предполагает обучение в вузе по профильному направлению. Затем это прохождение тематической стажировки или лидерской программы, рост внутри одной компании либо переход из одной компании в другую по грейдам от младшего специалиста к Middle-уровню и Senior/Teamlead. Именно такую модель поддерживают крупные компании, создавая для студентов стажировки и тематические развивающие программы. Да и сами учебные заведения стараются помочь выпускникам приблизиться к трудоустройству по профилю своего обучения через центры карьеры или неоплачиваемую практику.

Хочется, чтобы работало

Такая модель линейной карьеры кажется максимально понятной и простой для каждого из нас. Согласитесь, было бы прекрасно изначально получить 100% работающую инструкцию карьерного роста, которой ты просто следуешь, выполняешь задание за заданием, как в компьютерной игре, и доходишь до уровня «босс». На самом деле всё намного сложнее. Это связано с тем, что в большинстве компаний система грейдов не выстроена или претерпевает довольно резкие изменения в процессе. Ещё это может быть связано с изменением организационной структуры компании, когда отдельные департаменты перестают существовать, формируются стихийно и не предполагают роста специалиста внутри. В общем, нюансов довольно много, и даже если нам хочется, чтобы линейная карьера существовала, на самом деле этого добиться довольно сложно.

Сложнее, но интереснее

Так что же выяснили аналитики LinkedIn? Оказалось, что данные пользователей настолько разрозненные и не имеют прямой корреляции друг с другом, что составить единую картину, универсальную для специалистов, практически невозможно.

Что с этим делать?

Конечно, формулировка о том, что нужно брать карьеру в свои руки, звучит устрашающе, но по факту в ней нет ничего нового или резко негативного. Чтобы понимать, к чему ты идёшь, стоит регулярно проводить анализ своих целей, амбиций, понимать достигнутые результаты, формировать портфолио (оно нужно не только дизайнерам, но и менеджерам), обновлять резюме и следовать за своей мечтой. Так поступила, например, Дарья, которая от UX-дизайнера доросла до product-менеджера. Её карьеру сложно назвать линейной. Сейчас она работает product-менеджером в MAANG.

Больше карьерных историй и новые выпуски подкаста со спикерами из Google, «Яндекс», «Тинькофф» и других компаний можно найти здесь и в телеграм-канале «Карьера без багов».

33
Начать дискуссию