Лонгрид: нанять 33 разработчика с хакатона — миф или реальность

Привет! Я Александр Малышев сооснователь сообщества участников хакатонов Russian Hackers.

Мы опросили несколько сотен хакеров и поняли, кто ходит на хакатоны, сколько сеньор-разработчиков удается так нанимать, в какой банк хотят пойти работать разрабы (спойлер — «Тинькофф» отсутствует в рейтинге) и когда лучше делать свой ивент, а когда принимать участие в мегахакатоне или хакатоне нескольких компаний.

Уверен, компаниям, которые проводят собственные хакатоны, будет полезно посмотреть на собственные ивенты через призму статистики.

Хакатон – это кузница новых идей​ и эффективный бизнес-инструмент
Хакатон – это кузница новых идей​ и эффективный бизнес-инструмент

Брифинг

Хакатон — это командный марафон разработчиков, продактов и вспомогательных специалистов для создания клевых прототипов и инноваций. Сами хакатоны появились в Штатах, когда технические гики, или как их еще называют – хакеры, собирались в компьютерных классах университета, заказывали пиццу и пилили проекты. По итогу, после хакатонов начали появляться громкие заголовки: стартап Group Me, первая версия которого была сделана на хакатоне, продан компании Skype за $85M, а наши соотечественники – Евгений Невгень, Сергей Гончар и Евгений Затепякин в 2015 году сделали тестовую версию MSQRD на хакатоне Garage48 и позже продали его Facebook.

Подобные заголовки делают хакатоны частью механизма открытых инноваций, где компании, которые поддерживают сообщества разработчиков спускают сверху экспертизу, приятное окружение и в этом продуктивном котловане, без сна, и, ради творческих идей, разработчики фигачат собственные проекты. При этом, хакатон, как место сбора талантов, выступает посредником между разработчиками в компании и внешним сообществом – минуя рекрутеров, в комфортной среде можно узнать какой стек технологий используется в компании, обсудить с будущим тимлидом задачи и просто сделать совместный интересный проект.

Взгляд снизу

В хакатоне принимают участие от 50 до 1000 человек, стандартное количество участников в СНГ – около 100. Неудивительно, что этот бизнес-инструмент часто используют рекрутеры для закрытия своих задач. Мы решили изучить аудиторию и более основательно углубиться в интересы участников.

Сделали опрос, который прошло 268 человек из нашего сообщества Russian Hackers, где мы рассказываем о хакатонах по всему миру. Всего мы задали 21 вопрос, уточнив опыт работы и возраст участников, ключевые вещи в хакатоне, над какими проектами людям интересно работать, как участники относятся к таким мероприятиям и какие компании они запоминают после хакатонов. Участники были разбиты на возрастные группы, в каждой из которых было примерно равное количество людей: до 18 лет (начинающие разработчики), 19‑20 лет (первые курсы ВУЗа), 21‑22 года (старшие курсы вуза), 23‑28 лет (карьерный рост), 29 лет и старше (взрослая аудитория). В каждой когорте – около 50 респондентов.

Тезисы, которые хочу донести:

  • Возраст релевантная характеристика при выборе кандидатов на площадку. Именно на основе возраста можно спрогнозировать опыт работы, запросы участников и, самое главное, результат хакатона при отсутствии других факторов
Соотношение возраста и опыта работы
Соотношение возраста и опыта работы

Результат хакатона будет напрямую зависеть от того, кого вы пригласите на хакатон: студентов, профессиональных разработчиков, стартапы или сотрудников компании – каждая из аудиторий специалисты в конкретных задачах

Студенты идеально подойдут для задач по генерации свежих идей, разработчики помогут с техническим аудитом, а стартапы запитчат готовые проекты.

Ниже картинка, которая наглядно помогает определить на каких специалистов стоит делать фокус

На пересечении верной целевой аудитории и бизнес-задач получаются эффективные хакатоны
На пересечении верной целевой аудитории и бизнес-задач получаются эффективные хакатоны

Давайте посмотрим на разрезы аудитории в привязке к возрасту и их интересам

До 18 лет

В среднем были на 3 хакатонах, 30% из них уже имеют опыт работы более года. Молодая аудитория больше других ищет новые возможности (85% готовы к интересным предложениям), а целенаправленно идут ради найма 43% сегмента аудитории

Топ-3 интересов: общение с сообществом, крутой продукт, мерч и подарки

Рейтинг интересов участников хакатонов до 18 лет
Рейтинг интересов участников хакатонов до 18 лет

19‑20 лет

Сегмент аудитории, которую можно нанимать на стажерские позиции. У них еще мало опыта, хотя 27% людей уже имеют от 2 лет и более. Эта аудитория, которая хочет сделать продукт, они заинтересованы в предложениях. По сравнению с аудиторией "до 18", "21-22", "29+" они в два раза чаще отметили, что им важна победа – это произошло в 33% случаев. Однако это второй с конца интерес 19-20-летних.

Топ-3 интересов: общение с сообществом, крутой продукт, сложные задачи

Меньше всего интересно: найти команду, победить

Рейтинг интересов участников хакатонов 19-20 лет
Рейтинг интересов участников хакатонов 19-20 лет

21-22 года

Более прогрессивные участники: 34% из них уже имеют 2-3 года опыта разработки, в среднем больше ходили на хакатоны, чем остальные группы они больше всех хотят общение с менторами компаний, готовы рассматривать предложения по работе в 68% случаев, а целенаправленно идут на хакатон с задачей найти работу 36% опрошенных

Топ-3 интересов: общение с сообществом, крутой продукт, сложные задачи

Меньше всего интересно: победить, найти команду

Рейтинг интересов участников хакатонов 21-22 лет
Рейтинг интересов участников хакатонов 21-22 лет

23-28 лет

Это аудитория устойчивых Middle-Senior разработчиков. Их опыт работы:

  • 46% 2-3 года
  • 28% 3-5 лет
  • 14% 6+ лет

Они не хотят получать предложения о работе в 45.6% случаев и они приходят на хакатон за победой (38.6% против 17.9% у аудитории 21-22 года). Им не так важен мерч (29.8% против 50% у аудиторий младше 22 лет) и, что немаловажно – они хотят делать крутые продукты (74% опрошенных)

Топ-3 интересов: крутой продукт, сложные задачи, общение с сообществом

Меньше всего интересно: найти команду, мерч и подарки

Рейтинг интересов участников хакатонов 23-28 лет
Рейтинг интересов участников хакатонов 23-28 лет

29+ лет

Это самая зрелая аудитория также как и остальные часто ходит на хакатоны. 74% из них – сеньоры, с 6+ лет опытом разработки, 15% из них имеют 3-5 лет опыта и лишь 10% меньше. Хакатоны для этой аудитории – возможность запустить проект (81%) и пообщаться с сообществом (72%). 60% из них заинтересованы в подаче резюме на интересные позиции, но лишь 23% целенаправленно идут на хакатон за наймом

Топ-3 интересов: крутой продукт, общение с сообществом, сложные задачи

Меньше всего интересно: получить оффер, найти команду

Рейтинг интересов участников хакатонов старше 29 лет
Рейтинг интересов участников хакатонов старше 29 лет

Вывод

Возраст – хороший источник корреляции зрелости аудитории. От 54% до 85% участников хакатонов рады новым предложениям по работе, а от 23% до 42% целенаправленно идут на хакатоны для найма. Самая капризная аудитория – 23-28 лет, они хотят сами откликаться на интересующие их вакансии (в 32% случаев), а в 14% вообще не хотят искать новую работу

Сводный график по интересам участников хакатонов
Сводный график по интересам участников хакатонов

Для аудитории младше 23 лет следует инвестировать в мерчендайз, участникам старше это менее приоритетно (хотя, конечно, на практике не нужно совсем отказываться от него). При этом в возрасте 19-28 участники хотят решать сложные технические задачи охотнее, чем до 18 и после 29 лет. И еще, с возрастом появляется большее желание сделать крутой продукт и общаться с сообществом. Еще одна тенденция: молодые специалисты реже ищут команду (15%) чем опытные – в 25% случаев им это интересно.

Найм и Employer-branding

Спонсировать хакатон или организовать "под ключ"?

Мы ежегодно делаем крупнейший хакатон Hack.Moscow, где собираем 10 компаний, которые дают задачи и проводим хакатон для сообщества. Мы настоящий международный хакатон в СНГ – в 2019 году к нам приехали участники из 53 стран. Цель на этот год – собрать более сотни представителей и свыше 1000 человек. Чтобы каждая компания получила эффективное решение своих задач по Employer-branding мы включили в опрос список из компаний, часть из которых выступила нашими спонсорами, а другая часть нет. Собрав результаты, мы пришли к следующим выводам:

  • Задача на хакатоне очень сильно продвигает компанию на IT-рынке. Например, участие компаний 1С, МТС, Here запомнилось более 80% участникам. В то же время, компании, не дающие задачи запомнились 15-25% аудитории
  • Спонсоров больших хакатонов помнят дольше. Более 60% участников верно вспомнили спонсоров Hack.Moscow v1.0, который проходил 2 года назад. Те, кто были на одном хакатоне Hack.Moscow, но не были на другом, отмечали верных партнеров, которые поддерживают наше сообщество, даже если на их хакатоне этой компании не было – например, такой долгоиграющий эффект получили СИБУР, Funcubator
  • Разумеется, была и погрешность такого эксперимента – мы учитывали 15% разброса – участники оставляли имена компаний с сильным технологическим брендом (напр. Mail.ru), которые не выступали партнером Hack.Moscow

Когда в хакатоне участвуете только вы – у вас развязаны руки – организация лучше контролируется. Вписываясь в большую историю нужно понимать как именно организаторы подходят к работе с каждым партнером, а также понимать как организаторы будут решать именно ваши задачи. Например, на Hack.Moscow или Travel Hack Moscow проводятся отдельные медиа-, рекламные-кампании для каждого из партнера, чтобы лучше донести до аудитории хакеров актуальные бизнес-задачи заказчика. Не все операторы хакатонов ставят перед заказчиком его реальные бизнес-цели – в таком случае следует либо контролировать исполнителя или организовать собственный хакатон, пусть это будет дороже и трудозатратнее

Отвечая на вопрос из заголовка, стоит упомянуть еще два момента:

  • Хакатон — это инструмент, которым нужно уметь пользоваться. И чтобы он сработал эффективны вы должны выстроить у себя внутри механизмы его использования и быть готовыми вложиться внутренними человеческими ресурсами, не зависимо от того какой формат вы выберете. Если совсем просто: нельзя заплатить оператору хакатона и завтра у себя в офисе получить 100 новых разработчиков, нужно напрячь свой HR департамент, чтобы он проработал все поданные заявки и участников, отдельно ометив зарекомендовавших себя.
  • в год в России проходит 200+ хакатонов (можете посмотреть актуальные на нашем сайте), какая вероятность что ваш хакатон вспомнят спустя год? Конечно, в краткосрочной перспективе он закроет задачи, но если вы хотите стать частью соообщества или качественно поднять лояльность к бренду, то на наш взгляд стоит обратить внимание на известные крупные качественные мероприятия, которые сообщество помнит и ждет: хакатон ВКонтакте, Travel Hack Moscow, Hack.Moscow и другие подобные ивенты.

А что касается какой хакатон выбрать - все зависит от ваших задач и бюджета, оба варианта смогут отлично сработать, если брать во внимание моменты описанные выше.

Какой банк выберут разработчики при трудоустройстве?

Одним из вопросов "В какой из банков ты бы с бОльшим удовольствием пошел работать?" мы хотели сравнить актуальную картину желания трудоустроится разработчикам по сравнению с рейтингом работодателей 2019 года. Выбрали банки, т.к. большинство из них проводят хакатоны и другие соревнования с целью найма, в них проводятся цифровая трансформация и они одни из ключевых заказчиков хакатонов на рынке. Для более реальной картины – убрали тройку, которая на наш субъективный взгляд может сильно скосить статистику – Тинькофф, Сбербанк, ВТБ и оставили следующие:

  • Райфайзенбанк, Росбанк, Альфабанк, Газпромбанк – регулярно (1+ раз в год) проводят собственные мероприятия
  • Московский Кредитный Банк, Абсолют Банк, Юникредитбанк – компании, не участвующие регулярно (до 2 хакатонов за последние пару лет)
Ответы "В какой из банков ты бы с бОльшим удовольствием пошел работать?"
Ответы "В какой из банков ты бы с бОльшим удовольствием пошел работать?"

Вывод

Все далеко не очевидно: нет значимой корреляции между местом в рейтинге и ответами, как и между активностью в хакатонах и ответах. Это хорошая почва для исследования – возможно мы созреем для публикации рейтинга работодателей по мнению хакеров и текущие результаты станут почвой для сравнения после сезона хакатонов.

Общие выводы по найму через хакатоны

  • 70% аудитории участников хакатонов готовы к интересным предложениям по работе
  • 179 участников однозначно заявили, что участие в Хакатоне в большинстве случаев приводит к более глубокому знакомству с компаниями-спонсорами, с их деятельностью и продуктами. 60 человек (21%) отметили, что их отношение к компании спонсорам меняется в хорошую сторону, и они были бы рады продолжать сотрудничество с компанией-спонсором в дальнейшем и лишь менее 1% остались недовольны компанией после участия в хакатоне
  • Со слов участников, воронка по найму после хакатона следующая:
Лонгрид: нанять 33 разработчика с хакатона — миф или реальность

C хакатона в 200 человек несложно закрывать 10 вакансий. По опыту Russian Hackers большая часть отсева кандидатов происходит при отборе аудитории – хакатон, которая компания заказала "под ключ" не способен дать должной конкуренции и на такие хакатоны обычно конкурс 1-2 человека на место. Напротив, на большие и серьезные мероприятия, закрывающие задачи найма, конкурс начинается от 5 человек на место – где от 40 до 70% из отобранных хотят трудоустроится в компанию.

Сообщение подписчикам Russian Hackers

  • огромное спасибо вам за активное участие в опросе, надеемся мы сможем сделать хакатоны в стране лучше и интереснее
  • результаты розыгрыша мерча опубликуем до конца недели
  • скинь это исследование своему боссу/HRу и Вахтер тебя не забудет
9
9 комментариев