Зачем быть лидером и с чего начать, если вам это все-таки нужно?

Бизнесу нужны лидеры, чтобы быстрее добиваться успеха и легче проходить через кризисы. А что получает сам человек? И можно ли развить в себе нужные качества, или всё-таки речь идет о природном таланте, помноженном на харизму?

Вопросов много, и мы решили ответить на них в рамках серии интервью — четыре эксперта Яндекс Практикума по очереди поделятся с читателями своей философией лидерства и советами.

Зачем быть лидером и с чего начать, если вам это все-таки нужно?

«Беседы о лидерстве» будут полезны для вас, если вы:

  • никогда не стремились на первые роли, не понимаете «всей этой шумихи вокруг лидеров»;
  • или, наоборот, интересуетесь тем, как научиться вести людей за собой;
  • часто отвечаете на вопросы коллег, курируете новичков — готовы делать больше / не понимаете, куда расти дальше.

Сегодня наш собеседник — Константин Заваров.

Константин Заваров

руководитель группы продакт-менеджеров в Ozon, работал в Яндексе и в Практикуме в роли продакт-менеджера и продакт-лида направления «Анализ данных». Наставник в Практикуме с 2021 года на курсах «Менеджер проектов» и «Продакт-менеджер».

— Константин, почему, по вашему мнению, полезно или интересно быть лидером?

— Начнём с того, что такое лидерство. Существует большое количество различных определений, например, Питер Друкер писал: «Лидерство — умение помочь человеку выйти за рамки собственных ограничений».

Лидерство — навык позитивного влияния на людей, который позволяет достигать амбициозных целей за счёт усилий каждого участника группы.

А основные задачи лидера, соответственно, во-первых, помочь каждому человеку выйти за рамки собственных возможностей, во-вторых, сделать так, чтобы разные люди могли работать вместе максимально продуктивно.

Вопрос я бы скорректировал так: почему интересно и в то же самое время сложно быть лидером? Потому что путь лидерства — это в первую очередь путь работы над собой и познания себя. Ицхак Адизес выделяет несколько качеств лидера, и все они относятся к личным качествам человека: способность действовать осознанно и сознательно; понимать свои сильные и слабые стороны; разбираться в людях.

Отсюда ещё одно определение, которым я пользуюсь:

Лидерство — это часть развития и совершенствования личности, бесконечная работа над собой и вдохновение окружающих людей.

— Можно ли быть лидером в команде или в ситуации, где вы не главный?

— Лидер и менеджер в организации — не одно и то же. Лидер вдохновляет, создаёт видение будущего, является инициатором внедрения изменений, принимает решения, которые ведут организацию к её целям. Кроме того, важно подчеркнуть, что лидер — эксперт в определённой области. Менеджер же придерживается должностных инструкций, рационализирует работу.

Поэтому нет, не обязательно быть руководителем или менеджером в оргструктуре, однако хороший лидер является и хорошим менеджером. Мне ближе роль неформального лидера, поскольку она даёт больше свободы и независимости от оргструктуры и корпоративной политики.

— Что значит «вести себя как лидер», в чём это проявляется? Например, как такой человек добивается результатов и как задаёт вопросы?

— Существуют разные стили лидерства, от авторитарного до Laissez-Faire (наименьшая степень вовлечения). В зависимости от выбранного стиля будет различаться и подход к коммуникации. Но в целом лидер задает открытые вопросы, чтобы узнать мнение человека и получить обоснование этого мнения. Подгонять к решению, используя SPIN-вопросы или что-то в этом роде, в IT не принято. Ты хочешь узнать ответ, а не услышать что-то конкретное.

Что касается результатов, лидер — человек с очень чётким видением будущего. Он добивается выполнения решений за счёт работы с мотивацией отдельного человека и за счёт организации эффективной команды, объединённой общей целью. При этом у него взрослая позиция — никакого микроменеджмента! Тем более что плотный контроль и советы никто не любит. Также лидер не боится и не скрывается от конфликтов, воспринимает их как задачу.

— А как лидер даёт обратную связь?

— Часто можно встретить менеджеров или начинающих руководителей, которые с этой задачей справляются крайне плохо: вместо мотивации и полезной обратной связи сотрудники демотивируются. Задача же лидера — сделать так, чтобы сотрудник сам захотел скорректировать свою работу и улучшить показатели продуктивности. Например, человек по сравнению с другими коллегами отстаёт, а скоро ревью или уже понятно, что высокую оценку он не получит. Если причина в пробелах в знаниях, я обычно делюсь своими инструментами и техниками, потому что за время работы в IT многое попробовал, могу гарантировать, что точно сработает. В книжках про это не прочитаешь.

— Что ещё важно понять про лидерство?

— Лидер — проактивный, заинтересованный, не ждёт, пока руководитель что-то скажет. В современной IT-сфере ждать и не получится. Здесь платят хорошие деньги, поэтому ждут максимально осознанных людей. Чем более жёсткая иерархия, тем меньше творческой энергии, инициативы и мотивации.

В Практикуме я общаюсь со студентами, которые приходят в IT из различных сфер, и вижу, как по-разному они относятся к управлению, к лидерству. На воркшопе предлагал такое задание: сотрудник плохо работает, что-то у него случилось, но он не говорит что, нужно разобраться. Многие выходцы из реального сектора экономики воспринимали сотрудника как ресурс, как исполнителя, который должен решать задачи для компании, говорили об этом прямым текстом, апеллировали к должностным обязанностям, словом, вели себя очень формально и директивно. Кто уже немного близок к IT — те скорее пытались завести дружескую беседу, чтобы сотрудник раскрылся, рассказал, что у него случилось. Они расспрашивали, проявляли внимание, открытость, эмпатию. Мне кажется, очень наглядный пример.

— Главный вопрос: с чего начать путь к лидерству?

— С работы над собой. Могу рекомендовать следующие шаги:

  • Развить навык самоорганизации и выработать свои правила тайм-менеджмента, чтобы выстроить свою систему продуктивности. Я в молодости изучал книги Глеба Архангельского и Дэвида Аллена по GTD, искал те инструменты, которые будут работать именно для меня.
  • Написать план своего развития как эксперта в профессиональной сфере, включая книги, курсы, тренинги и конференции. Помним, что быть экспертом в профессиональной сфере — важная и необходимая часть лидерства. Я составляю такой план на год и веду заметки по всем пройденным тренингам и прочитанным книгам.
  • Завести блог на любой платформе для того, чтобы отрабатывать навыки убеждения и донесения своего мнения до аудитории. Я веду профессиональный блог и телеграм-канал «Код Продакта» уже на протяжении многих лет.
  • Определить свои сильные и слабые стороны. Здесь помогут: рефлексия; обратная связь от знакомых и коллег; психотерапия.

Резюмируем:

Лидерство — естественный процесс, часть развития и самосовершенствования.Для начала нужно научиться управлять собой, своими эмоциями, продуктивностью. У неформального лидера больше свободы, он лучше понимает, что вокруг люди, а не «ресурс».

Кстати, в Практикуме эксперты проходят бесплатную Школу наставников — а это та самая позиция неформального лидера! Чтобы присоединиться к Школе, необходимо успешно пройти этапы отбора на роль наставника. Хотите попробовать? Посмотрите, кого сейчас мы ищем в команду экспертов.

1010
2 комментария

Иногда ко мне подходят сотрудники и говорят, что они "дозрели" быть руководителями и управленцами. Я задаю два вопроса: 1. Что в твоем понимании "быть руководителем"? 2. Когда ты почувствовал в себе желание руководить \ управлять? После ответов все становится ясно ))

1
Ответить

Статья рассказывает о лидерстве, его значении в бизнесе и личностном развитии.

Саммари:
- Лидерство - способность влиять и мотивировать.
- Основная задача - помогать людям превосходить ограничения.
- Неформальное лидерство предпочтительнее.
- Стили лидерства и подход к обратной связи разнообразны.
- Лидер - человек с чётким видением будущего.
- Важность проактивности и осознанности в лидерстве.
- Путь к лидерству начинается с саморазвития.
- Рекомендации: самоорганизация, планы развития, анализ сильных и слабых сторон.
- Пример использования блога для развития навыков лидера.
- Важность быть экспертом и постоянно обучаться.
- Практикум предлагает Школу наставников для развития навыков лидерства.

Стараюсь выделять самое важное для вас.

1
Ответить