Развелось этих интернет-маркетологов
Рассказываю, какие профессии есть в интернет-маркетинге, и сколько зарабатывают разные интернет-маркетологи. Без "воды" и размусоливания. И даже без рекламы курсов!
Сразу сделаю оговорку: профессии хоть и объединены словом "маркетинг", но в некоторых моментах кардинально отличаются друг от друга. Вы можете быть экстравертом или интровертом, технарём или гуманитарием, аналитиком или креатором — но при этом отличным интернет-маркетологом.
Просто "интернет-маркетолог"
Это специалист, который знает и умеет всё. Ну или почти. Но главная его задача — разработка комплексной маркетинговой стратегии развития в онлайне. Для её реализации интернет-маркетолог изучает тенденции на рынке, анализирует конкурентов, сегментирует целевую аудиторию, оценивает эффективность разных каналов.
В крупных компаниях интернет-маркетолог ставит задачи штатным специалистам и подрядчикам: разработчикам, верстальщикам, дизайнерам, копирайтерам и др. Парадокс в том, что интернет-маркетолог не является их руководителем, при этом отвечает за результат и отгребает по полной программе за косяки своей команды.
В малых компаниях интернет-маркетолог — это и швец, и жнец, и на дуде игрец. Чем он только ни занимается: настройкой рекламы, SMM, SEO, email-рассылками, написанием текстов, созданием баннеров и дизайн-макетов, вёрсткой. В принципе может делать всё, что связано с Интернетом, если работодатель того пожелает. Правда, платить интернет-маркетологу будут одну зарплату, а требовать как с целого отдела ))
В то же время, у хорошего специалиста с амбициями высокие шансы дорасти до позиции руководителя отдела (Head of Marketing) или даже директора по маркетингу (CMO).
Зарплата: 40 000 — 250 000 рублей.
Digital-маркетолог
Фактически это более модное название профессии "просто интернет-маркетолог". Если анализировать вакансии в открытом доступе. Но можно побыть душнилой и найти отличия.
Digital означает работу с цифровыми каналами коммуникации. А к цифровым каналам относится не только Интернет, но и телевидение, цифровая реклама в офлайне, презентации в Power Point и многое другое. Как следствие, digital-маркетолог - ещё более универсальный специалист, чем интернет-маркетолог, должен ещё больше знать и уметь. Из приятного: зарплата тоже, как правило, выше.
Зарплата: 60 000 - 300 000 рублей.
SMM-маркетолог
Это маркетолог, который занимается продвижением бизнеса в социальных медиа: VK, Одноклассниках, Tik Tok, Youtube, Дзене и так далее. Его ещё называют smm-специалист или просто smm-щик. Основные задачи — привлечение новых клиентов и удержание текущих, формирование доверия и лояльности к бренду с использованием канала "социальные медиа".
Функционал сильно отличается в разных компаниях. В крупных конторах smm-щик разрабатывает стратегию продвижения и составляет контент-планы, ставит задачи подрядчикам и контролирует выполнение, налаживает взаимодействие с инфлюенсерами, блогерами и экспертами, отвечает на комментарии подписчиков.
В небольших компаниях он также может самостоятельно готовить визуалы и тексты для постов/сторис/рилсов, снимать видео, настраивать таргетированную рекламу в соцсетях и выполнять многие другие задачи.
Зарплата: 20 000 - 175 000 рублей.
Трафик-менеджер
У этой профессии много альтернативных названий: PPC-специалист, Media buyer, User Acquisition Manager, Performance-маркетолог, арбитражник и другие. Основные задачи — привлечение новых клиентов из платных каналов, оптимизация рекламного бюджета и повышение рентабельности рекламы.
Трафик-менеджер занимается настройкой и запуском рекламных кампаний (Google Ads, Яндекс Директ, VK Ads и др.), настраивает аналитику, проводит А/B тесты с целью увеличения конверсии. Часто самостоятельно готовит тексты и баннеры для креативов, разрабатывает лендинги или формирует ТЗ на разработку для подрядчиков.
Есть более узкие направления в этой профессии:
1. Контекстолог/Директолог - работает с контекстной рекламой;
2. Таргетолог - работает с таргетированной рекламой.
Однако сейчас на рынке больше востребованы специалисты, которые знают одновременно несколько инструментов + сильны в web и mobile-аналитике.
Зарплата: 30 000 - 400 000 рублей.
SEO-маркетолог
Это направление представляет собой микс двух профессий: seo-специалиста и интернет-маркетолога. SEO-маркетолог может владеть разными инструментами (например, уметь настраивать рекламу, писать продающие тексты, запускать email-рассылки), но основной упор делает на привлечение клиентов из поисковых систем.
В отличие от классического сеошника SEO-маркетолог - это в большей степени менеджер проекта, чем технарь. Он не занимается программированием и вёрсткой, но знает базу (HTML/CSS/PHP/Javascript), умеет ставить задачи профильным специалистам и добиваться нужного результата для бизнеса.
Задача SEO-маркетолога - не просто увеличить посещаемость сайта из органики, а привести именно целевые заявки, увеличить конверсию посадочных страниц, оптимизировать затраты на продвижение.
Зарплата: 20 000 - 200 000 рублей.
Контент-маркетолог
Пожалуй, это самая творческая и душевная профессия в интернет-маркетинге. Основные задачи контент-маркетолога - давать людям ценность (в виде полезной информации), выстраивать правильную коммуникацию, формировать лояльность и доверие к бренду.
В конечном счёте его деятельность тоже сводится к привлечению новых и удержанию текущих клиентов. Но особенность в том, что результат от хорошего контент-маркетинга сохраняется надолго, даже если деньги на рекламу и другие платные инструменты у бизнеса заканчиваются.
По функционалу профессия похожа на копирайтинг, но есть существенное отличие. Контент-маркетолог не только пишет тексты (он, в принципе, может такую работу даже полностью делегировать), но и знает, как и на каких площадках продвигать контент, чтобы получать максимальный выхлоп при минимальных затратах.
В малых компаниях контент-маркетолог - это копирайтер + редактор + smm-щик + сеошник.
Зарплата: 30 000 - 140 000 рублей.
CRM-маркетолог
Одна из самых дефицитных профессий на рынке. И в то же время очень нужная. Особенно в те периоды, когда привлекать новых клиентов становится или невозможно, или очень дорого, и бизнесу важно сместить акцент на удержание текущей клиентской базы.
CRM-маркетолог - это специалист, который выстраивает сценарии первого касания и последующего взаимодействия с клиентами. В его арсенале большой набор инструментов: email-рассылки, пуши, SMS, сообщения в мессенджерах (Viber, Telegram) и др. Задача - формировать у людей доверие и лояльность, чтобы клиенты захотели остаться в длительных отношениях с компанией, приобрести дополнительные товары/услуги, порекомендовали её своим знакомым.
CRM-маркетолог занимается классической маркетинговой аналитикой (рынка, продукта, конкурентов), составляет контент-планы, работает с клиентской базой, пишет тексты и верстает письма, запускает рассылки, оценивает их эффективность и корректирует стратегию.
Работодатели требуют от CRM-маркетолога уверенных знаний в контент-маркетинге и технической базы.
Зарплата: 30 000 - 180 000 рублей.
Email-маркетолог
В некоторых сферах бизнеса (в частности, EdTech, Saas) email-рассылки стали настолько эффективным каналом привлечения и удержания клиентов, что появилась необходимость в соответствующих специалистах. Задачи email-маркетолога во многом схожи с задачами CRM-маркетолога, только в этой профессии используется один инструмент.
Зарплата: 20 000 - 115 000 рублей.
SERM-маркетолог
Это специалист, который отвечает за репутацию бренда в Интернете. Он помогает улучшить поисковую выдачу по брендовым запросам, чтобы пользователям попадалась в основном положительная информация о компании.
Кроме того, он поддерживает баланс положительных, нейтральных и отрицательных отзывов/упоминаний о компании в соцсетях, на форумах, отзовиках, в сторах (поскольку полное отсутствие негатива тоже вызывает недоверие у людей).
В России и СНГ вакансии SERM-маркетолога пока встречаются редко. В основном SERM как отдельный функционал "вешают" на seo-специалиста, smm-щика или даже PR-менеджера. Или привлекают для этих работ подрядчика.
Зарплата: 60 000 - 230 000 рублей.
WEB-аналитик и MOBILE-аналитик
Аналитики занимаются сбором и анализом информации о посетителях сайта/пользователях приложения, настройкой сервисов (событий/целей в Google Analytics, GTM, Яндекс Метрике), анализом эффективности рекламных кампаний и других платных каналов, поиском проблем в продукте, тестированием гипотез по увеличению конверсии, визуализацией данных и подготовкой отчётов. Как правило, работают в крупных компаниях с большими бюджетами на digital.
Профессия требует усидчивости и хорошей технической базы. Отличный вариант для интровертов, к тому же высокооплачиваемый. Однако, в отличие от других направлений интернет-маркетинга, аналитику трудно предлагать как отдельную услугу на фрилансе.
Заработок: 25 000 - 240 000 рублей.
Заключение
Интернет-маркетинг - это сфера, в которой можно развиваться бесконечно. Переходить из одного направления в другое, расти в доходах, знакомиться с интересными людьми. Но, хочу признать, что независимо от специализации работа интернет-маркетолога довольно сложная, интенсивная, с высокими требованиями: бизнес не платит своим сотрудникам/подрядчикам большие деньги за просто так.
Если забыла ещё что-то упомянуть, напишите про это в комментариях. И будет интересно узнать, какое направление вы считаете самым классным. Как по мне, это контент-маркетинг. Эх, жаль, не самое денежное в СНГ.