Как пройти собеседование, если ты начинающий специалист: 15 лайфхаков от HR-директора
Привет! Меня зовут Екатерина Кобзарь, я HR-директор в агентстве интернет-маркетинга Media 108.
Процесс найма похож на увлекательную игру, у которой есть свои правила. В Media 108 мы нанимаем специалистов на джуниорские позиции и часто сталкиваемся с тем, что иногда толковые ребята теряются на собеседованиях, сильно переживают и допускают обидные ошибки в интервью. В этой статье я дам 15 советов, как корректно отвечать на вопросы HR-специалиста, а также поделюсь рекомендациями, как не дать стрессу испортить о себе впечатление.
Cодержание:
Подготовка к первой встрече
С этой встречи начинается знакомство компании и кандидата. Первое впечатление о вас заложит вектор дальнейшего общения и может стать фундаментом для принятия решения о найме.
1. Договоритесь о встрече. Собеседование начинается еще до того, когда вы вошли в переговорную комнату – в момент, когда вы договорились о конкретной дате и времени. Фразы типа “Давайте как-нибудь встретимся” или “Я вам позвоню на днях” – показатели необязательности специалиста – как соискателя, так и HR.
2. Изучите информацию о компании. Информация — гарант уверенности. Найти ее можно в открытых источниках:
- в описании вакансии. Работодатель подсвечивает основные критерии, по которым оценивает потенциального коллегу и аспекты компании и корпоративной жизни, наиболее интересные потенциальному кандидату.
- на сайте компании. Из контента на сайте часто можно понять позиционирование компании, изучить кейсы и увидеть, с какими клиентами работает.
- на сайтах с отзывами. Рекомендую ознакомиться с отзывами, но делать свой выбор, основываясь только на них, точно не стоит. На мою рабочую почту приходят письма с уведомлением о негативном отзыве и с предложением удалить его за деньги. Писал ли этот отзыв наш сотрудник - очень сомневаюсь. Тем не менее, доля правды может присутствовать в отзывах. Обратите внимание на повторяющиеся моменты в отзывах разных людей.
- в корпоративных соцсетях. Компании с насыщенной корпоративной жизнью показывают, как их сотрудники проводят свободное время и как компания этому способствует.
- в соцсетях и публикациях руководителя. Информация из этих источников расскажет вам о человеке, с которым предстоит работать и станет почвой для вопросов профессионального характера, которые вы сможете задать на интервью.
На одном из своих собеседований я попала в самое сердце руководителя, уточнив, почему он ушел с прошлого места работы. Обычно кандидаты задают много вопросов об обязанностях, о компании и возможностях профессионального роста, но те, кто поинтересуется личной мотивацией своего руководителя, его планами по развитию отдела, манере руководства командой, могут получить +10 баллов к офферу.
3. Еще раз изучите вакансию. Проанализируйте, что из вашего опыта соответствует требованиям работодателя, и на интервью сделайте акцент на этом. HR-менеджеру важно знать, что у вас есть понимание, что из вашего прошлого опыта работы или студенческой жизни будет полезно в работе.
4. Уточните про дресс-код. Это нормально, спросить у hr-менеджера, есть ли в компании дресс-код. Будет неловко прийти во фраке в офис, где сотрудники ходят в шлепанцах и худи. Или наоборот.
5. Приходите вовремя. Да, пунктуальность все еще в моде. Я настоятельно рекомендую приехать на место встречи минут за 15. И если вы опаздываете даже на 1-3 минуты, напишите об этом hr-менеджеру, это как минимум не убавит вам баллов.
Частые вопросы работодателя
Опытные HR-специалисты за годы практики вырабатывают собственную копилку уникальных вопросов, которые, на их взгляд, хорошо помогают раскрыть кандидата. Не удивляйтесь, если вас спросят о чем-то, не имеющем прямого отношения к работе — просто интервьюер старается лучше понять вашу мотивацию и другие важные для этой вакансии вещи.
6. Рассказ о себе. При трудоустройстве на джуниорскую позицию вы скорее всего столкнетесь с классическим биографическим интервью, в начале которого придется рассказать о себе. Никаких секретов здесь нет: расскажите в хронологическом порядке, как выбирали учебное заведение, о достижениях в учебе, какой опыт работы приобрели после, и какие личные качества помогают вам развиваться. Если вы участвовали в проектной деятельности или проходили стажировку, обязательно расскажите и об этом. Представьте свой опыт как историю профессионала, логичную, связную и короткую, не дольше трех минут. Лучше отрепетировать ее дома.
Также не забудьте рассказать про свои увлечения, ведь они подсвечивают HR-у грани вашей личности.
После вашего рассказа работодатель начнет задавать вопросы. Теперь расскажу, как отвечать на самые популярные.
7. «Назовите свои сильные и слабые стороны». Вспомните описание вакансии, какие качества помогут в выполнении этой работы, а какие, наоборот, помешают. Если верить ответам соискателей, все они страшные трудоголики и перфекционисты. Попробуйте пойти против нормы и действительно назвать пару своих слабых мест, которые совместимы с этой работой. Вы удивитесь, но часто именно этого и ждут – способность оценить себя объективно и назвать свои «зоны роста» говорит об адекватности кандидата.
8. «Кем вы видите себя через пять лет?» С помощью этого вопроса HR хочет узнать, на чем сфокусированы ваши желания и насколько вы амбициозны.
Если ваша цель — руководящая должность, а компания ищет человека на вакансию без карьерного роста, то для работодателя это может стать знаком, что долго на одном месте вы не просидите. Или наоборот — компания ищет активного и амбициозного сотрудника, который готов быстро влиться в процессы и взять на себя ответственность за крупные проекты, а вас устроила бы спокойная, стабильная во всех смыслах работа.
Проективные вопросы
Чтобы лучше понять тип личности кандидата, и как он может повести себя в определенных ситуациях, работодатели задают проективные вопросы. В ответе на них просят высказать мнение о людях и ситуациях, с которыми кандидат не связан напрямую.
Некоторые из вопросов звучат так:
9. «Зачем люди строят карьеру?» Работодатель пытается узнать о мотивах кандидата, понять, как сильно для соискателя важен карьерный рост.
10. «Требуется ли сотрудникам постоянный контроль со стороны руководителя и почему?» Этот вопрос ориентирован на исполнительность и самостоятельность.
11. «Почему одни люди добиваются в жизни успеха, а другие терпят неудачи?» Ответ на вопрос расскажет о том, как кандидат представляет себе успех: в чем его причины, как его повторить.
Главное преимущество такой методики заключается в том, что претенденту сложно понять истинный смысл разговора, соответственно, он отвечает более искренне и не пытается лукавить. Но из-за того, что человек судит о событиях и других людях с точки зрения своего опыта, интервьюер может сделать из его рассказа полезные выводы.
Поведенческое интервью
Поведенческие вопросы на собеседовании - это вопросы, основанные на ваших действиях в конкретной ситуации. Они призваны оценить навыки тайм-менеджмента, коммуникативные навыки, клиентоориентированность, лидерство, работу в команде и прочее. Кандидату на интервью предлагают рассказать о конкретных проблемах и задачах, которые он решал.
12. Составьте рассказ об успехах и неудачах. Эти ситуации могут быть связаны с вашей учебной деятельностью, если опыт работы минимален. Обязательно соберите перед интервью цифры и факты, которые добавят конкретики.
Обычно поведенческое интервью строится по следующей схеме:
- Какую задачу вам нужно было решить?
- Какими средствами вы располагали?
- Какой путь решения выбрали?
- Какие препятствия пришлось преодолевать?
- Оцените полученный результат.
На результаты и эффективность работы влияют многие факторы: от доступных технических средств до критериев оценки труда в конкретной организации. Нередки случаи, когда успешного профессионала из одной компании переманивали в другую, но повторить успех на новом месте у него не получалось.
Вопросы на сообразительность
Иногда вопросы на собеседовании ставят в тупик. Например:
- «Почему окна прямоугольные?»
- «Что бы вы делали, если бы уменьшились до размеров монеты и оказались в траве, которую через несколько минут начнет косить газонокосилка?»
- «Сколько в Москве красных автомобилей?»
13. Не теряйтесь и высказывайте свои предположения, даже если точного количества красных машин в столице никто не знает. Правильного ответа на эти вопросы не существует. Работодатель просто хочет узнать, как именно кандидат будет рассуждать. Это важно для позиций, на которых предстоит предлагать новые решения, а не выполнять рутинные операции по инструкции. Возьмите паузу и продумайте свой ответ.
Предугадать вопросы и ход мыслей работодателя невозможно. Может быть, вопросом про машины он проверяет ваши знания автопрома. Лучше сосредоточиться на своих ответах и сделать все от вас зависящее, чтобы получить интересную работу.
Старайтесь быть искренним. Допустим, вы удачно притворитесь совсем другим по характеру человеком в желании получить эту работу. А потом выяснится, что вам ни команда, ни функционал, ни особенности внутренней культуры в компании совсем не подходят. Стоило ли обманывать?
14. Уделите больше времени трудным и неудобным для вас вопросам. Например, если известно, что вас уволили, об этом обязательно спросят. Негатив в отношении бывших коллег крайне нежелателен на собеседовании, даже если они действительно поступили некрасиво. Говорите только о фактической стороне дела, без эмоций и навешивания ярлыков.
Ваши вопросы работодателю
Кандидат, не задающий вопросов – красная тряпка для нанимающего менеджера.
Он создает впечатление поверхностного человека без мотивации, который не до конца понимает, на какую работу соглашается, а значит, велик шанс, что быстро уволится.
15. Расспросите о месте, в котором планируете работать. Всё ли вам известно про график, зарплату, сферу ответственности? Выясните, чего ждёт от вас руководитель, какие задачи вам предстоит решать. Когда инициатива у вас в руках, общаться гораздо легче.
Вот примерный список вопросов, которые необходимо задать:
- Какие цели будут стоять перед сотрудником на этой позиции на ближайшие полгода-год?
- По каким конкретно KPI вы оцениваете работу?
- Какие задачи входят в должностные обязанности?
- Из чего складывается типичный рабочий день?
- Как часто и в каком виде нужно сдавать отчеты о работе?
- Сколько человек сейчас работает в команде?
- Планируется ли расширение?
- Что произошло с моим предшественником — почему он ушел или уходит?
- C какими сложностями придется столкнуться?
Если ключевым фактором при выборе работы для вас является личность руководителя, обязательно спросите о его карьерном треке, почему он работает в данном месте и не собирается ли он покидать компанию в ближайшее время или переходить в другой отдел.
Личный лайфхак: при общении с человеком я стараюсь найти в его образе ту деталь, которая мне искренне нравится и акцентирую внимание на ней. Мои позитивные эмоции быстро улавливает оппонент, и общение проходит в более позитивном русле.
Возьми стресс в свои руки
Люди по-разному реагируют на стресс. В нас физиологически заложены два типа реакций на стрессовые ситуации:
- активная реакция – «бей или беги»,
- и пассивная – «замри, чтобы тебя не заметили».
Собеседование - это выход из зоны комфорта, поэтому испытывать стресс - нормально. С ним можно справиться и даже – использовать в свою пользу.
Те, кто реагирует по активному типу – ощущают прилив в крови к лицу, их двигательная активность и разговорчивость повышается. Если такой человек научится владеть собой, то прокачает свою находчивость и быстроту реакции. В противном случае будет бестолково суетиться и много говорить.
Как справиться с волнением? Таким людям лучше пройтись минут 10- 15 пешком перед собеседованием. Если будучи на встрече вы понимаете, что сильно волнуетесь, ощущаете жар и начинаете краснеть, то сжимайте и разжимайте пальцы ног – это незаметно для окружающих помогает перенаправить поток крови к ногам и снять избыточное напряжение.
Те, кто реагируют по пассивному типу – часто впадают в ступор, бледнеют и у них холодеют руки. Если такой человек научится владеть собой, то прокачает свою невозмутимость и хладнокровие. В противном же случае его будет невозможно расшевелить и выдавить из него хоть словечко.
Как справиться с волнением? Таким кандидатам я бы посоветовала сделать небольшую физическую разминку с акцентом на мышцы шеи и плеч. При волнении плечи непроизвольно приподнимаются и шея напрягается. Это сжимает сосуды и мешает кровоснабжению мозга. Сделайте несколько энергичных глубоких вдохов носом и энергичных коротких выдохов ртом. Это усилит приток крови к голове, активизирует симпатическую нервную систему, которая отвечает за процессы возбуждения и помогает усилить работу мозга и убрать бледность с лица.
Также такие люди в моменты волнения непроизвольно зажимают кулаки, ощущают напряжение в мышцах лица. От волнения челюсти сжимаются и в таком состоянии говорить затруднительно - речь становится скованной, как правило, тихой и невнятной. Снять напряжение челюстно-лицевых мышц поможет, если вы разомкнете кулаки, расправите ладонь и пальцы.
Как быстро справиться с волнением
Эту практику я использую и часто советую коллегам, если нужно быстро избавиться от волнения перед встречей.
Суть практики состоит в том, что вы делаете глубокие вдох и выдох, а между ними равные паузы. Время на вдох и выдох должно быть одинаковым.
Заключение
Процесс поиска работы – испытание для большинства специалистов, особенно для тех, кто ищет работу впервые. Если вы сейчас находитесь в поиске идеального работодателя, то эти советы помогут упростить процесс подготовки к собеседованиям и помогут лучше понять, что от вас хочет услышать HR-специалист. Но помните, что искренность и уверенность всегда подкупают больше “идеальности”, поэтому не нужно стараться на собеседовании выдать себя за другого человека.
Чтобы стать частью команды Медиа 108, заполни форму обратной связи на нашем сайте https://info.media108.ru/company или пиши напрямую в hr-отдел Media 108 hr@media108.ru
До встречи в Media 108!