Риски: как провести качественный анализ и избежать неприятностей
В этой статье Вы узнаете:
1) Какие бывают риски в консалтинговых проектах
2) Как проводить качественный анализ рисков
Риски консалтингового проекта
Риск проекта — это неопределенное событие или условие, наступление которого отрицательно или положительно сказывается на целях проекта: содержании, расписании, стоимости и качестве*
*PMI PMBOK. Профессиональный свод знаний по управлению проектами, составленный Институтом управления проектами PMI
Типы рисков
Риски:
- Юридические
- Технические
- Экономические (внутренние)
- Человеческий фактор
- Рыночные (внешние)
Известные риски — План реагирования на риск
Неизвестные риски (форс-мажор) — Управленческий резерв (финансы)
Стратегией реагирования на известные риски может быть как “составление плана реагирования на риск”, так и создание управленческого (финансового) резерва. Для неизвестных рисков (форс-мажоров) базовая стратегия — закладывание управленческого резерва.
Понятие риска и форс-мажора
Как разграничить понятия риск и непредвиденное обстоятельство?
Риск можно предсказать заранее и оценить вероятность его наступления, форс-мажор — это то, что заранее предсказать нельзя.
Риск – это возможность наступления нежелательного события или последствия, которые могут повлиять на достижение целей проекта. Риск обычно имеет вероятность наступления и возможные последствия, которые могут быть определены и оценены заранее.
Непредвиденное обстоятельство — это событие, которое происходит внезапно и не может быть предсказано заранее. Непредвиденные обстоятельства могут возникать внутри и снаружи проекта, и они могут иметь как положительное, так и отрицательное влияние на него. Непредвиденные обстоятельства могут быть обусловлены непредсказуемыми силами природы, социальными или политическими изменениями, ошибками, нарушениями и другими факторами, не зависящими от участников проекта.
Таким образом, риск включает в себя предвиденные возможные нежелательные последствия, в то время как непредвиденные обстоятельства не могут быть предсказаны и на них невозможно повлиять.
ПРИМЕР:
Предположим, вы анализируете консалтинговый проект и составляете реестр рисков.
Вы написали 10 рисков, но произошло что-то 11-е. В данном случае это будет форс-мажором, даже несмотря на то, что это может быть совершенно обычная ситуация. Например, срыв поставки какого-нибудь оборудования. Однако бывают общесистемные форс-мажоры, такие как пандемия и какие-то стихийные бедствия. В данном случае, если вы не описали заранее возможность возникновения таких событий, они в полной мере могут относиться к форс-мажорам.
Процесс управления рисками
Процесс управления рисками проекта включает следующие шаги:
- Идентификация рисков
- Оценка рисков (качественная и количественная)
- Планирование реагирования на риски
- Мониторинг и контроль рисков
Задача консультанта не только выявлять риски непосредственно проекта, над которым он работает, но и также иметь в виду и свои риски непосредственно того проекта, который реализуется в части консалтинга.
Универсальные риски консалтингового проекта
- Заказчик получает не то, что он хотел. Нечеткость определения результатов проекта
- Сроки проекта удлиняются из-за того, что заказчик недооценил время перестройки внутренних бизнес-процессов
- Тихий саботаж внутренних подразделений нововведениям из-за вмешательства извне
- Несовместимость старых и новых it-систем
- Потеря части данных при переносе из одной системы в другую
- Отсутствие полного состава необходимых сотрудников заказчика на обучающих мероприятиях из-за текущей рабочей нагрузки
- Недооценка и переоценка консалтингового подхода для улучшения бизнес-процессов организации
Стратегии реагирования на риски
- Эскалация. Передача риска на вышестоящий уровень (программа, портфель проектов)
- Уклонение. Устранение угрозы или защита от воздействия. Изменение плана проекта, чтобы полностью исключить угрозу
- Передача. Передача ответственности при наступлении риска третьей стороне. Применяется при финансовых рисках. Страхование, гарантийные обязательства
- Снижение. Уменьшение вероятности возникновения или воздействия риска (до приемлемого уровня)
- Принятие. Принятие риска. Реагирование только в момент наступления рискового случая (пассивная стратегия или резервирование ресурсов на проект (активная стратегия)
Качественный анализ рисков
Качественный анализ рисков – это процесс оценки и классификации рисков в проекте. Он включает в себя определение вероятности наступления рискового события и влияния на проект в целом.
В ходе анализа рисков необходимо выявлять причины возникновения рисков и их последствия, оценивать важность каждого риска и создавать планы обнаружения, предотвращения и управления ими.
При этом важно понимать то, что риск происходит в момент, который мы называем триггером. До этого его спровоцировали какие-то причины, после этого есть какие-то последствия. Мы должны предусмотреть, какие мы будем делать действия в случае наступления, а также антирисковые мероприятия. В целом мы должны руководствоваться при этом стратегией реагирования на риски.
Для качественного анализа рекомендуется заполнять таблицу реестра рисков:
В риск мы записываем максимально четкую формулировку. Не всегда это удается с первого раза сделать, но с какой-то попытки это возможно.
После этого мы приводим, какие могут быть последствия из-за того, что этот риск случился. Их может быть несколько.
Затем мы описываем единичное событие – триггер, который спровоцировал этот риск.
Далее идет причина возникновения риска.
После этого идут числовые критерии – вероятность, влияние и значение. Нужны они для того, чтобы мы могли хотя бы как-то ранжировать наши риски.
Значение – это вероятность, умноженная на влияние. Значение не может достигать 100% или быть единицей, потому что риск – это вероятность события.
После этого у нас идут стратегии реагирования и действия в случае наступления. Действия в случае наступления – это те действия, которые мы будем совершать сразу же после наступления рискового события.
И, наконец, самое важное – это антирисковые мероприятия. Антирисковые мероприятия позволяют нам в спокойном режиме подготовиться к возможному возникновению риска.
ПРИМЕР:
У нас есть риск консалтингового проекта – увеличение времени работы сотрудников в новых IT-системах.
Последствия – Недовольство сотрудников и снижение производительности труда.
Триггер – Внедрение новой информационной системы из-за консалтинга.
Причина – Первая причина может быть то, что отсутствует культура внедрения информационных систем.
Еще причиной может быть недостаточная компетенция консультанта, который не разобрался, насколько сложно это будет сделать.
Третья причина может быть – в том, что предложенный инструмент, новая IT-система достаточно сложная для внедрения.
Вероятность – Предположим, 0,5. От нуля до единицы. Единицы быть не может.
Влияние – то, насколько сильно этот риск может повлиять на проект. Например, 0,7.
Значения мы перемножаем. Вероятность на влияние: 0,5 на 0,7 = 0,35. Это значение нужно для того, чтобы мы могли хоть как-то ранжировать риски между собой.
Стратегия реагирования – снижение действий в случае наступления, провести анализ работы сотрудников новой IT-системы, выяснить причины снижения работоспособности.
Антирисковые мероприятия – заранее переговорить с IT-службой, уточнить актуальность возможности использования новой системы. Провести упреждающие обучающие мероприятия. Вводить нововведения постепенно.
Рекомендуется использовать качественный анализ рисков в любом проекте, при этом количество рисков должно быть не менее 10, так как первые риски, как правило, достаточно банальные и не несут в себе смысловой нагрузки.
Выводы
- В любом проекте есть риски, но в консалтинговом проекте они специфичны: нечеткость определения результатов проекта и другие.
- Для проведения качественного анализа, необходимо идентифицировать риски, а затем методом мозгового штурма заполнить таблицу реестра рисков.
Если у Вас во время прочтения статьи появились вопросы, мы будем рады ответить на них в комментариях или в сообщениях на VC.ru
Подписывайтесь на наш аккаунт на VC. ru, чтобы не пропустить следующие статьи о других инструментах консалтинга в управлении проектами. А также узнайте больше о консалтинге в личном блоге нашего эксперта Цымбала Андрея.
Если Вам нужна помощь в настройке Вашего бизнеса, переходите на сайт нашего агентства оставляйте заявку и мы с Вами свяжемся.
Мы — МИТ Менеджмент — Маркетинг Инновации Технологии Менеджмент, можем провести инвентаризацию Ваших проектов, выявить точки роста, обучить сотрудников по индивидуальным программам, помочь с внедрением методик тайм-менеджмента и OKR.