Как и зачем бизнесу вовлекать сотрудников в благотворительность

Простые способы менять мир к лучшему и не тратить на это огромные деньги

Что делает компанию успешной? Конечно, это финансовые показатели, хорошие условия труда, большая партнерская сеть. Но еще один компонент успеха бизнеса, охватывающий сразу несколько сфер, — от благополучия сотрудников до репутации фирмы, — это социальная ответственность, стремление компании не только зарабатывать деньги, но и улучшать мир вокруг себя.

Простые способы менять мир к лучшему и не тратить на это огромные деньги

В нынешнее время социальная ответственность для крупных компаний перестает быть приятным бонусом и превращается в хороший тон. Поэтому все чаще руководители задаются вопросами: как бизнесу организовать сотрудничество с благотворительными организациями? Какой бюджет для этого нужен? Как корпоративная социальная ответственность влияет на атмосферу в коллективе?

На эти вопросы в своей статье попытаюсь ответить я, Елена Дубикова, руководитель благотворительного фонда «ЖИВИ», который 11 лет помогает детям с раком крови. За годы работы я неоднократно организовывала благотворительные акции фонда совместно с компаниями. Некоторые кейсы оказались настолько удачными, что сотрудничество продолжается годами к удовольствию обеих сторон.

Зачем бизнесу благотворительность?

Многие из нас привыкли считать, что вкладывать ресурсы разумно только в то, что может привести прибыль. Тогда получается, что статью «благотворительность» из бюджета компании стоит вычеркнуть, ведь на первый взгляд бизнес ничего не получает от этого взамен. На деле все, конечно, не так. Запрос на корпоративную социальную ответственность не появился из ниоткуда. Рассмотрим несколько положительных моментов, которые, возможно, убедят вас, что вкладываться в благотворительность — не бессмысленно.

Прежде всего, добрые инициативы могут сделать ваших сотрудников более довольными. Исследования показывают, что помощь другим — это реальный источник удовольствия для человека, способ укрепить самооценку и вернуть в жизнь осмысленность. Когда благотворительные инициативы становятся частью корпоративной культуры, сотрудники по-новому ощущают значимость своего места в компании. Они видят, что не только приносят компании прибыль, но и становятся частью доброго дела, которое было бы невозможно без совместных усилий их и коллег.

Здесь стоит отдельно сказать о волонтерстве как об отличной возможности для тимбилдинга. Совместная помощь тем, кто в ней нуждается, позволит найти контакт с коллегами, но не в рамках привычных рабочих задач, а на почве общих ценностей и человеческих качеств.

Также благотворительные проекты хороши еще и тем, что повышают репутацию бренда. Во многих сделках это может иметь большое значение. Не так важно, кто будет делать выбор — клиент, потенциальный партнер или способный кандидат на одну из ваших вакансий — имидж компании может стать решающим фактором.

Как все работает на практике?

У фонда «ЖИВИ» есть немало успешных кейсов сотрудничества с бизнесом, и мы постоянно ищем новые возможности в этой сфере. Давайте посмотрим на наших примерах, как может выглядеть удачный благотворительный проект в компании.

Рождественское чудо в «Лаборатории Касперского»

Наш фонд сотрудничает c "Лабораторией Касперского" с 2018 года. За эти годы мы провели 5 благотворительных новогодних ярмарок, благотворительный аукцион картин Василия Ложкина и собрали более 8 млн рублей на помощь детям с лейкозом.

Расскажу чуть подробнее о ярмарке. Идея была в том, чтобы прямо в рамках новогоднего корпоратива организовать среди сотрудников «Лаборатории Касперского» благотворительный рождественский маркет. Гости по желанию приобретали на ярмарке товары, а компания удваивала сумму с продаж и отправляла эти средства на благотворительность.

На наших корпоративных ярмарках можно найти почти все, от самодельных открыток и елочных шаров с рождественскими венками до керамической посуды, вязаных вещей, домашней выпечки и даже пива собственного производства.

Затея вызвала живой интерес у работников компании. Изначально продавцами на маркете выступали волонтеры из фонда «ЖИВИ», но очень скоро к ним присоединились и сотрудники «Лаборатории Касперского». Сейчас половину ярмарочных домиков занимают сотрудники компании, а другую половину — наши волонтеры.

И вот что мы заметили: чем больше работники компании вовлекались в организацию мероприятий, тем больше становились суммы пожертвований. Ярмарка стала праздничной традицией и моментом сближения коллег для участия в общем добром деле. Каждый год всего за три часа мероприятия нам удается собрать сотни тысяч рублей.

На эти деньги мы закупаем медицинское оборудование в региональные больницы. По каждой закупке мы готовим подробный отчет и присылаем его в «Лабораторию Касперского», чтобы люди видели, куда идут их пожертвования. Так сотрудники могут почувствовать, что их усилия не пропадают зря, что вместе они могут изменить мир к лучшему.

Баллы на благотворительность в RAMAX GROUP

Еще один кейс показывает, как можно вовлечь сотрудников в благотворительность, уважая при этом их право выбора и не оказывая на них давление.

С 2020 года мы сотрудничаем с RAMAX GROUP — российской IT-компанией, которая разрабатывает решения для эффективного управления бизнесом. В компании работает несколько сотен сотрудников, а в числе их клиентов — «Аэрофлот», «Московское метро», РЖД, Tele2 и Банк ВТБ.

Как и многие IT-компании, RAMAX уделяет много внимания лояльности своих сотрудников. Помимо ДМС, которое каждый сотрудник получает после испытательного срока, компания ежегодно запускает «бенефитную программу», предоставляя сотрудникам нематериальные поощрения в виде внутрикорпоративной валюты — коинов. Программа реализуется на корпоративной платформе, где есть встроенный маркетплейс, а у каждого сотрудника свой личный кабинет и виртуальный кошелек.

Программа предлагает потратить коины в любой из предложенных категорий: «здоровье», «обучение для себя и детей», «спорт», «путешествия», «досуг» и «благотворительность». Сотрудник может оплатить коинами сертификаты на онлайн-обучение, приобрести билеты на концерты, театральные постановки, выставки и музеи, забронировать номер в необычном отеле, получить доступ к электронным библиотекам, купить настольные игры и творческие товары.

И все же многие сотрудники, несмотря на широкий выбор опций «для себя», предпочитают потратить накопленные коины на благотворительность. За пять лет сотрудничества RAMAX GROUP перевели в фонд «ЖИВИ» более 587 тысяч рублей.

В чем секрет такой самоотверженности сотрудников? Во-первых, как бы прагматично это ни звучало, корпоративные «деньги», пусть и наделенные реальной ценностью, немного легче тратить, чем свои заработанные. Во-вторых, сотрудники сами предлагают идеи для развития бенефтитной программы, что делает их участие в ней более осознанным.

Таким образом, у сотрудников компании всегда есть необременительная возможность сделать доброе дело. Есть у них и право выбора, кому и как помогать (и помогать ли). Люди чувствуют, что работодатель принимает во внимание их желания, и благотворительность не превращается для них в обязанность.

Что нужно бизнесу, чтобы заняться благотворительностью?

Подводя итоги, я сформулировала несколько рекомендаций, которые вынесла из собственного опыта реализации совместных благотворительных проектов фонда и коммерческих компаний.

  • Большой бюджет — это не обязательно.

В деле корпоративной осознанности материальные ресурсы играют далеко не главную роль. Сегодня в тренде волонтерство, вовлечение сотрудников в социальные и экологические проекты компании. Для этого вовсе не нужно тратить большие суммы.

  • Благотворительные организации помогут с идеями для сотрудничества.

У фондов часто есть уже отработанные форматы совместных проектов с компаниями, так что достаточно просто выбрать НКО, подопечным которой вы хотели бы помочь.

  • Работая с фондами, не забывайте об условиях партнерства.

Помните, что фонд — это не агентство, которое выполняет ваш заказ. Если вы хотите развивать корпоративную социальную ответственность, работайте с фондами как с полноправными партнерами. Мы всегда рады рассказать подписчикам и донорам фонда о замечательном бизнесе, который решил нас поддержать. Однако у благотворительной организации нет и не может быть функций PR-агента вашего бренда. Учитывайте это, когда формируете запрос к сотрудникам фонда.

  • Учитесь на чужих ошибках

К сожалению, результат сотрудничества не всегда окупает затраченные на него силы и средства. Причиной могут стать разными: провал в коммуникации, неудачное планирование или расхождение в ключевых ценностях с партнером. В этой статье мы написали о неудачных кейсах сотрудничества фонда с брендами. Не повторяйте наших ошибок!

Благотворительность — это прекрасная возможность повысить репутацию компании и сделать мир вокруг немного лучше для всех. Если вы уже стали думать о возможных форматах сотрудничества с НКО, пишите или звоните нам: Фонд «ЖИВИ» всегда открыт к сотрудничеству, мы рады выслушать и обсудить ваши идеи.

А если у вас был свой опыт корпоративной благотворительности — делитесь в комментариях.

Начать дискуссию