Ритуалы посвящения в тимлиды: что ждет начинающего руководителя
Долгожданный карьерный рост для вчерашнего специалиста может обернуться стрессом. Тимлиду или руководителю не обойтись без управленческих навыков и прокачки софт скиллов. Меня зовут Кирилл, последние 5 лет я тимлид команды в «БАРС Груп». В статье поделюсь выводами, основанными на собственном опыте, к чему готовиться начинающему тимлиду на старте в этой должности.
Ритуал 1: принять новую роль
Вот вас назначают на желанную позицию тимлида после многолетней работы разработчиком / тестировщиком / аналитиком / дизайнером — выберите свой вариант).
Начинающему руководителю предстоит осознать, что он больше не линейный сотрудник внутри команды, а сам возглавил ее. Показатели его эффективности будут оцениваться по другим критериям, а результаты труда будут засчитываться в другом виде. Казалось бы, это логично и просто, но на практике многие, и я в том числе, на старте своей управленческой карьеры, не могут перестроиться сами. А порой коллегам это дается еще тяжелее, чем новоиспеченному тимлиду.
Постарайтесь посмотреть на происходящие изменения как на возможности.
Ритуал 2: поменяться ролями с коллегами
Дело в том, что за время работы линейным сотрудником скорее всего у вас выстроились лояльные отношения с коллегами, с понятными границами общения и рабочего взаимодействия. Это может стать серьезным препятствием для вашего развития на новой ступени. Только не нужно бросаться в крайности и разрывать все построенные годами отношения с сотрудниками.
Будьте готовы к тому, что коллеги, которые привыкли обращаться к вам по любому поводу в любое время, зная, что проблема будет решена за 10 минут, могут в вас разочароваться. Но они в этом не виноваты, ведь для них разрушился привычный уклад жизни. Такие люди точно встретятся вам в начале вашего пути и вам предстоит заново выстраивать взаимоотношения: либо попытаться объяснить с чем связаны изменения в вашем поведении по отношению к ним (но не очаровывайтесь, что вас поймут), либо оставьте это им самим. В конце концов они привыкнут.
Теперь вы распределяете задачи и нагрузку на своих вчерашних коллег и следите за конечным результатом. Необходимо найти общий язык с сотрудниками, чтобы в дальнейшем вам было комфортно делегировать работу, выделять время на стратегические задачи и успевать выполнять свои прямые обязанности.
Ритуал 3: изучить теорию менеджмента
Следующий шаг — начните изучать менеджмент, управление людьми, проектами и связанные с ними темы. Учиться новому — это один из важнейших навыков в современном мире. Самый ценный сотрудник в компании тот, кто постоянно повышает свои знания и компетенции. Есть масса вариантов обучения удобном формате: читайте книги, смотрите вебинары и лекции на ютубе, слушайте подкасты, проходите курсы.
Что можно почитать и послушать:
- Подкаст «Потом доделаю»
Подкаст «Team Lead Talks»
Подкаст «Соседний столик»
Аудиокнига. Патрик Ленсиони, «Пять пороков команды: практика преодоления. Программа для лидеров, менеджеров и модераторов»
Аудиокнига. Павел Безручко, «Практики регулярного менеджмента: Управление исполнением, управление командой»
Ритуал 4: прокачать управленческие навыки
Сейчас ваша задача — разобраться, какие навыки и компетенции вам необходимо развивать для того, чтобы стать просто руководителем, а затем и хорошим руководителем. Выделите время на самоанализ и впишите ситуации за последнее время, в которых видите зону роста. Далее стоит подумать, что стоит подтянуть в общении с командой или с коллегами из других подразделений, чтобы наладить процессы. Обычно новичкам бывает сложно совладать с тайм-менеджментов, контролем над исполнением задач.
Посмотрите на своих руководителей. Проанализируйте их поведение и принятые решения. Что вас восхищает в них, а что отталкивает? За что их ценят другие сотрудники? Подумайте об этом с точки зрения именно руководителя.