Руководить — не руками водить: типы лидеров

В одной из наших статей мы уже рассказывали о том, что такое проект. Сегодня поговорим о том, чем управление в проекте отличается от лидерства, и какими бывают лидеры. Приятного чтения!

Руководить — не руками водить: типы лидеров

Навыки для успешного управления проектами

Треугольник талантов PMI (Project Management Institute) — это концепция, которая описывает три основных области знаний и навыков, необходимых для успешного управления проектами.

Что же необходимо грамотному руководителю?

1.Технические навыки — знания и опыт, связанные с самим проектом, его технической стороной и специфическими требованиями. Это может включать в себя понимание технологий, процессов работы и специфических инструментов. Также важно обладать гибкостью и уметь управлять отдельными элементами проекта (расписание, стоимость, ресурсы и риски).

2. Стратегические навыки — умение видеть широкую картину и понимать, как проект вписывается в стратегию организации. Иными словами, это умение планировать, ставить долгосрочные цели, принимать решения и адаптировать планы проекта под изменяющиеся обстоятельства. Также необходимо грамотно вести работу со спонсором, командой и экспертами, чтобы получить максимальную бизнес-ценность от реализации проекта.

3. Лидерские навыки — все, что связано с управлением людьми и командой. Сюда относится умение мотивировать сотрудников, решать конфликты и строить отношения внутри команды. Значительная часть работы руководителя проекта состоит в работе с людьми. Поэтому руководитель без лидерских навыков вряд ли получит ожидаемый результат даже при условии, что все остальные показатели проекта (рабочие процессы) в полном порядке.

Руководить — не руками водить: типы лидеров

Таким образом, управление проектом не ограничивается выполнением задач, показателями и графиками. Общий знаменатель у всех проектов — это команда, люди. Сотрудников можно посчитать, но их не свести к простым числам, которые впишутся в очередной документ. А значит, прежде всего необходимо научиться управлять людьми.

Управление VS Лидерство

Эти два понятия зачастую используются в качестве синонимов. Однако они в равной степени не могут быть взаимозаменяемыми и взаимоисключающими. Грамотный руководитель проекта должен обладать как навыками управления, так и лидерскими качествами. Осталось разобраться, в чем разница :)

Управление — это про распределение и использование ресурсов (как материальных, так и человеческих). Это "направление" ответственно за:

  • выполнение задач и достижение целей проекта
  • планирование, организация, контроль времени, бюджета и качества проекта
  • стандартные процедуры, методологии и инструменты для координации рабочих процессов
  • успешное выполнение проекта в соответствии с требованиями и ограничениями

Лидерство — это про поведение, напрямую связанное с влиянием на людей. В отличие от управления, здесь больший упор делается в сторону эмоционального интеллекта, а не обычного. Таким образом, цели лидерства — это:

  • налаживание коммуникации, доверительный настрой, построение сотрудничества в команде
  • развитие и поддержка участников проекта — как коллектива, так и каждого по отдельности
  • создание атмосферы, способствующей достижения высоких результатов
  • вдохновение, мотивация, соблюдение трудовой этики

Хороший руководитель вовремя переключается между этими инструментами, а при необходимости может найти правильное их соотношение. К тому же, координация рабочих процессов во многом зависит от его личности. Один начальник ставит во главу угла дисциплину и выполнение планов, при этом личные дела и проблемы сотрудников не должны проникать за порог офиса. Другой — выстраивает доверительные отношения с коллективом, может войти в положение и найти такое решение, чтобы и работники, и показатели были в порядке.

Руководить — не руками водить: типы лидеров

На основе применяемых способов и формируется стиль руководства в любом проекте. Его отражают…

Типы лидеров

Каждый тип лидера имеет свои особенности и подходит для определенных ситуаций в проектном менеджменте. Важно выбирать подходящий стиль лидерства в зависимости от целей проекта, характеристик команды и контекста работы.

1. Либеральный лидер. Такой руководитель предпочитает принимать решения вместе с командой, учитывая мнения и предложения каждого участника. Он создает атмосферу демократии, где каждый имеет право на свое мнение. Забавно, что из-за разрешения участникам проекта принимать собственные решения и влиять на определение целей, этот стиль управления называют анархическим :)

2. Транзакционный лидер. В этом случае руководитель ориентирован на обмен: за достигнутые цели сотрудники получают вознаграждение, за "провалы" — наказание. В основе лежит тщательный анализ подчиненных для выявления слабых и сильных сторон как всей команды, так и каждого отдельно взятого сотрудника. Инструменты такого лидера — кнут и пряник в зависимости от полученных результатов.

3. Лидер-слуга. Его главная цель — помощь и поддержка команды. Эффект "служения" возникает из-за того, что фокус внимания руководителя направлен на людей: построение отношений, создание сообщества, сотрудничество, а также рост, образование и развитие своих сотрудников. Такой руководитель активно слушает и реагирует на запросы команды, помогая ей достичь успеха.

4. Трансформационный лидер. Такой стиль лидерства подразумевает установление высоких планок и больших целей. Руководитель стимулирует мотивацию, поощряет инновации и творческий подход к решению задач, создает идеализированный образ результата или сотрудника, к которому необходимо стремиться. Благодаря такому ориентиру его команда постоянно повышает свой уровень знаний, навыков и результатов. В то время как транзакционный лидер поощряет в основном за фактические результаты, трансформационный всегда смотрит немного в будущее, отодвигая границы невозможного.

5. Харизматический лидер. Название стиля говорит само за себя :) В данном случае руководитель вдохновляет сотрудников и влияет на них своей харизмой и убедительностью. Он — пример для коллектива, энергичный, полный энтузиазма, уверенный в своих силах, имеющий прочные убеждения. Это дает возможность привлечь и удержать внимание команды.

6. Интерактивный лидер. Зачастую этот стиль — комбинация нескольких предыдущих. Например, транзакционного, трансформационного и харизматического. Такой руководитель активно взаимодействует с командой, поддерживает открытую коммуникацию и обмен идеями. Он стремится создать атмосферу сотрудничества и взаимопонимания.

Заключение

Для успешной работы проекта руководителю необходимо сочетать в себе три группы навыков: технические (как работает проект), стратегические (перспективы развития) и лидерские (взаимодействие с подчиненными).

Лидерство и управление — необходимые инструменты для получения желаемого результата. Это разные направления, которые в совокупности дают необходимый ресурс для продвижения проекта и выполнения поставленных целей. Управление тесно связано с распределением материальных и человеческих ресурсов, контролем нагрузки и отслеживанием прогресса. Лидерство во многом строится на личности руководителя, его отношениях с коллективом и умением выстроить грамотное взаимодействие как с командой, так и между отдельными участниками проекта.

Согласно PMI (Project Management Institute), есть 5 основных типов лидера: либеральный, транзакционный, лидер-слуга, трансформационный и харизматический. Шестой тип — интерактивный — сочетает в себе характеристики и инструменты сразу нескольких вышеперечисленных стилей.

Каким бы ни был тип лидера, его задача — грамотно организовать работу своей команды и достичь поставленных результатов. Оптимизировать управление рабочими процессами можно с помощью системы ведения задач Zetep. Здесь вы найдете множество полезных инструментов для планирования, повышения эффективности и контроля выполненных задач.

Напоминаем, что для новых пользователей действует бесплатный пробный период — 30 дней. Также в Zetep есть тариф без оплаты :)

Если интересно узнать, какими качествами должен обладать лидер и хороший руководитель — пишите в комментариях.

1
3 комментария