Почему классные стартапы не выживают и как найти ключ к росту после череды разочарований: история участницы Product Heroes
Первый стартап появился у Ирины в девятнадцать лет.
Это была event-сфера, и проект двигала вперёд молодая, неопытная, но амбициозная команда. Первые попытки посчитать юнит-экономику не принесли успеха: ребята много сил и времени тратили на лендинг, но клиенты не прибавлялись, а экономика не сходилась. Через три года стартап закрылся, и команда распалась.
Это заставило задуматься: что делали не так? Почему классный продукт не развивался дальше, несмотря на все усилия команды?
Почему мы не поставили себе нормальные цели? Почему мы год разрабатывали логотип и формировали философию компании вместо того, чтобы искать клиентов?
Казалось, что дело в отсутствии опыта: ребята ещё не знали, как ведётся системная работа над продуктом. Ирина вспоминает свои мысли: “где-то есть большие ребята, которые знают, как это делается, а мы пока не умеем договариваться и делегировать”.
Ирина ушла в другой стартап — теперь это был не event, a IT-продукт, и команда занималась разработкой детских мобильных приложений. Однако изнутри картина оказалась очень похожей на предыдущую: в стартапе работали умные ребята, и продукт был интересным, но экономика не сходилась, и роста не было. Не было культуры data-driven решений и системного управления продуктом.
Мы год пилили фичи, стараясь улучшить продукт и попасть в свою миссию и цели… Но юнит-экономика не сходилась.
После ухода из этого стартапа Ирина столкнулась с серьёзным выгоранием и кризисом. Было вложено много сил, у продукта были все условия для развития, но работа казалась бессмысленной: метрики не соотносились с проделанной работой, не было понимания, как идти к результату.
ПОЧЕМУ?! У нас же было всё: инвестиции, деньги… И всё равно не сработало.
Но работа в геймдеве по-прежнему привлекала, и Ирина ушла в большую компанию с хорошо настроенными процессами. Здесь у команды было больше опыта работы с цифрами и метриками. Однако спустя время оказалось, что даже этого недостаточно: Ирина и её команда разработали несколько десятков приложений, но ни одно из них не “выстрелило”. В работе с цифрами не хватало понимания, как разные метрики связаны друг с другом и почему они важны.
Мы растим ретеншен… потому что мы растим ретеншен! Небыло понимания, что и зачем мы делаем.
После ухода из этой компании Ирина точно решила разобраться, почему так происходит. На следующем месте — в зарубежном стартапе — продуктовой работы стало ещё больше. Ребята много работали с гипотезами и вышли на отличный темп — проверяли по 4 гипотезы в месяц. Работали с аналитиком, принимали решения на основе данных.
Но в итоге… и этот бизнес распался.
Это стало очередным ударом: почему всё, что делали Ирина и команда, так и не привело к результату? Почему нигде, ни в одном из этих продуктов экономика так и не сошлась?
Было больно и непонятно: куда двигаться дальше, как работать? Уверенности в своих силах не было. Опыт развалившихся стартапов не отпускал: Ирина пыталась понять, что она делала не так, но безуспешно.
В этот момент по рекомендации своего бывшего коллеги Ирина узнала про курс Product Heroes — и записалась на ближайший сезон, надеясь, что курс поможет ей разобраться.
Я пришла на курс… И узнала, что мы всё делали не так! Это было долгожданное освобождающее знание в моей продуктовой карьере. Знать, что мы смотрели не туда, было гораздо приятнее, чем случайно добиваться результата и не понимать, что привело к нему.Я увидела таблицы и поняла: так вот что это всё значит!
Ирина улыбается, вспоминая первый опыт знакомства с курсом: все осколки прошлых стартапов внезапно собрались в целостную и понятную картину.
Есть вещи, которые ты не можешь развидеть — ты считаешь юнит-экономику огромных компаний, считаешь её взакрытую, у тебя появляется возможность понимать, что происходит с продуктом конкурентов, без знания внутренних метрик компании.
Ирина до сих пор объясняет это людям, с которыми встречается по работе и не только: оказывается, можно и нужно считать юнит-экономику продукта ещё до его запуска! И это помогает заранее увидеть проблемы, с которыми ты столкнёшься после запуска — например, высокий CPU или низкая маржинальность. Ты можешь заранее подумать, как решить будущие проблемы и чем компенсировать сложности, если всё пойдет не так. Это очень важно на старте бизнеса.
Героиня курса отмечает педагогическое мастерство Ильи и талант сжато и просто объяснить огромные объемы материала.
Информация сложная, но она круто запакована.
Всего на курсе 10 тем: от расчёта базовых метрик юнит-экономики до построения CJM операционных процессов и расчёта COGS.
Всё построено в игровой форме, поэтому каждое занятие – это отдельное “испытание”, которое ты проходишь с командой. Вся теория изучается заочно, а во время испытания решаются реальные кейсы и задачи, прям как в реальной жизни. Это во много раз эффективнее, чем просто послушать предзаписанный вебинар.
Навыки с курса не только помогли Ирине разобраться с собственной работой, но и дали возможность помогать другим: Ирина начала сама консультировать стартапы, опираясь на свой опыт и на умение применять и рассчитывать юнит-экономику.
Именно на курсе у меня распаковалась возможность переосмыслить весь мой опыт.
Ирина делится, что до обучения у неё не было понимания, как работать со своим предыдущим опытом: он казался хаосом, не собирающимся в единую картину. Курс дал возможность переосмыслить и обобщить всё, что произошло раньше, увидеть паттерны и закономерности.
Сейчас Ирина работает в большой компании, вместе со своей командой вылавливает на рынке успешные темы, проверяет гипотезы, создаёт продукты и передаёт их другим командам для масштабирования.
И мы очень рады, что у нашей героини все получилось!
Если ты тоже хочешь понять, как продукты становятся успешными, научиться считать юнит-экономику и перейти к системному управлению продуктом — будем ждать тебя на курсе!
Наш ближайший сезон пройдёт с 4 по 30 июля. Местечки можно забрать тут: https://heroes.camp/?r=PORZiwLhOY#payment
В программе — 4 недели интенсивных практических занятий, воркшопы с Ильёй Красинским, кейсы из разных моделей бизнеса и нетворк-активности.
Пусть это и реклама, но надеясь на то, что история Ирины правда, хочется сказать вау, потому что многие бросили эту затею еще после первого провала!
Согласны, Ирине огромный респект за смелость пробовать снова! Спасибо за поддержку нашей героини 💌
История полностью реальная, от себя ничего не меняли :)
Да, это правдивая история. Ребята собрали статью из моего рассказа о себе. Было приятно видеть ее здесь