Должностные инструкции — вторая жизнь. Новый взгляд на пыльный лист
Зачем нужна должностная инструкция?
Я основатель нескольких оффлайн-бизнесов в сферах производства, розницы, услуг и консалтинга. Главный документ сотрудника в моих бизнесах — должностная инструкция, далее "ДИ", шаблоном которой я поделюсь в этой статье. Главный - потому, что в моих компаниях работает принцип "Все, что не написано — не правда".Но про принципы мы поговорим в другой статье.
Уверен, многие похоронили этот инструмент(ДИ) на пыльных полках бухгалтерии. А ответ на вопрос про эффективность в компании ищут на страницах новомодных бестселлеров про менеджменту и продажам. А ведь множество ресурсов мы упускаем на расстоянии вытянутой руки. Хочу поделится своим опытом работы с ДИ.
Каждое действие и решение в компании должно нести пользу. Какую пользу несут обычные должностные инструкции. Никакую. Туда не смотрят, даже в спорных ситуациях. Попробуем разобраться зачем нужны ДИ.
Задача ДИ четко разграничить функционал между всеми должностями в компании, чтобы все функции были распределены и не пересекались. Тут важно понимать, что сотрудник не имеет права лезть в чужие функции, без согласования с руководителем. Это противоречит принципам разделения функций и обесценивает саму ДИ.
Проблемы из-за некачественных ДИ:
- Все делают все — бардак, низкая эффективность работы
- Нет ответственных — нет с кого спросить за результат
- Нераспределенные функции — компания буксует
Отсюда ломается система мотивации, медленная работа, постоянные переработки и психическое выгорание сотрудников.
Возражения сотрудников при некачественных ДИ: «Где это написано», «Почему я», «Это не моя работа», «Я не умею». А на вопрос, почему не сделано получаем ответы: «Не успел», «Нет времени», «Был занят другим»...
Как должна выглядеть должностная инструкция
ДИ должна содержать набор функций, которые возложены на эту должность. Это и есть зона ответственности, где господствует сотрудник в рамках должности. Это зона, где он сам принимает решения и несет ответственность за результат. Где он самостоятельно ищет пути решения и приходит к руководителю с решением, а не вопросом. Нет решения — нет работы. У меня так.
Так же важно описать ЦКП (ценный конечный продукт) функции и должности, чтобы сравнить ожидание-реальность и понять, справляется сотрудник, на котором должность или нет. Мы должны, за какой продукт мы готовы платить нашим продавцам. За консультацию клиента или за оформленную сделку и взятую предоплату? У монтажника кондиционера это: кондиционер повешенный за 4 часа или довольный клиент, обученный по работе с кондиционером за 3 часа без дебиторской задолженности?
Если вам интересна тема ДИ и вы хотите правильно внедрить инструмент в компанию — вот пример должностной инструкциииз моей компании.
О том, как писать регламенты, как внедрять их в компанию и подробнее рассказываю в своем блоге в инстаграм.
А я желаю вам порядка в бизнесе и высокой рентабельности)
С дебютом меня на VC 😊🥳