Как балансировать между профессиональной карьерой и семейной жизнью: советы для женщин-руководителей
Успех в профессиональной карьере часто ассоциируется с жертвами в личной жизни, особенно для женщин-руководителей. Я сама в период создания своей онлайн-школы для управленцев Strong Manager часто сталкивалась с тем, что мало уделяла времени детям, работала до поздней ночи с одной чашкой кофе в желудке. Все дошло до того, что из-за огромной нагрузки, стресса и вины перед близкими стали рушиться важные сферы жизни. Поэтому я решила написать статью на эту тему, отталкиваясь от своего опыта и запроса других руководителей-женщин.
Для женщин достижение баланса между карьерой и семьей часто превращается в сложный пазл. С одной стороны, они стремятся к профессиональному успеху и признанию. С другой стороны, испытывают желание быть любящими и заботливыми матерями и женами. Общественные ожидания и двойная нагрузка, возложенная на их плечи, могут сделать этот баланс невероятно трудным.
Так, результаты исследования показали, что женщины-руководители сталкиваются с непростым выбором: 60% из них сообщили о жертвах в семейной жизни ради карьерного роста. Среди мужчин-руководителей такой показатель составил 69%. Интересно, что 6% женщин были готовы пожертвовать карьерой ради семьи, в то время как среди мужчин таких ответов не было.
Несмотря на сложный баланс между работой и семьей, число женщин в руководящих должностях растет. В компаниях теперь не редкость руководитель в юбке. Одновременно с этим остро встает вопрос самоидентификации. Женщины-руководители должны умело совмещать различные сферы своей жизни, не теряя при этом своей индивидуальности. Согласно отчету, число женщин, занимающих высшие руководящие должности в компаниях крупного и среднего бизнеса во всем мире, достигло 31%. Для сравнения, 15 лет назад женщин-руководителей было не более 19%.
Итак, женщины-руководители сталкиваются со следующими трудностями:
• Гендерные стереотипы и предубеждения по-прежнему широко распространены на многих рабочих местах, особенно в отраслях, традиционно доминирующих мужчинами. Женщин часто воспринимают как менее компетентных и способных, чем мужчин, и их вклад может недооцениваться или игнорироваться. Это может создать стеклянный потолок для женщин, ограничивая их возможности для продвижения по службе и достижения руководящих должностей.
• Неравный баланс работы и жизни, где традиционные гендерные роли часто возлагают на женщин основную ответственность за домашний труд и уход за детьми. Это может затруднить для женщин посвящение себя карьере в той же степени, что и мужчинам, поскольку им приходится жертвовать личным временем и семейными мероприятиями, чтобы преуспеть на работе. Работодатели могут не всегда предоставлять гибкие условия работы или политику, поддерживающую работающих матерей, что еще больше усугубляет этот дисбаланс.
• Отсутствие ролевых моделей и наставников, где женщины по-прежнему недостаточно представлены в руководящих должностях, особенно в старших эшелонах власти. Из-за этого женщинам может быть труднее найти ролевые модели и наставников, которые могут поддерживать их карьерный рост, предоставлять руководство и выступать в качестве адвокатов. Отсутствие видимых ролевых моделей может также привести к тому, что женщины будут сомневаться в своих способностях и амбициях.
Мой личный опыт
Как управленец с многолетним опытом, я считаю, что достижение баланса между профессиональной карьерой и семейной жизнью — это решающий фактор успеха для женщин-руководителей.
На протяжении своей карьеры я столкнулась с трудностями, которые испытывают многие женщины-руководители, а неравный баланс между работой и жизнью создавал постоянное давление и добавлял дополнительные трудности в общении с родными. Однако я научилась устанавливать границы, расставлять приоритеты и просить о поддержке, когда это необходимо.
Первое, что я сделала — это договорилась с собой и близкими о правилах.
Я постепенно внедрила для себя правила, к которым приучила своих близких. Например, договаривалась о времени для себя, чтобы быстро восстановить внутренний ресурс после напряженных рабочих периодов. Таким образом, я не пытаюсь вымучать из себя «хорошую маму» или «хорошую жену», а действительно отдаю свои силы и время своей семье, когда сама уже наполнилась. Мой принцип такой: пусть я проведу с ребенком 30 минут, но качественно, чем 2 часа, но параллельно в мыслях и тревогах о рабочих делах.
Далее я поняла, что мы не можем все в жизни делать идеально. Хотя стремление к совершенству — благородная цель, но оно часто приводит к необоснованному стрессу и разочарованию. Я наблюдала, как многие руководители изнуряют себя и своих подчиненных в погоне за совершенством. Сама я родом из перфекционистов с синдромом отличницы.
Такой подход не только неэффективен, но и может иметь негативные последствия для морального духа и производительности команды. Сотрудники, которые постоянно чувствуют, что не соответствуют завышенным ожиданиям, могут чувствовать себя недостаточно компетентными и терять мотивацию. Не корите себя и других за ошибки, а учитесь на них.
Одна знакомая рассказывала, как она работала под началом руководителя, которая была чрезмерно придирчива к деталям и стремилась к безупречности во всем. Эта начальница могла заметить лишнюю запятую или опечатку в электронном письме сотрудника и немедленно отправить в общий чат снимок экрана с указанием на ошибку. Такое поведение создавало у подчиненных постоянную тревогу и стресс. Они тратили часы на вычитку и проверку своих электронных писем и другую документацию, опасаясь критики со стороны начальства. В результате такого подхода моральный дух и мотивация команды значительно снизились.
А еще я для себя вывела золотое правило сильного руководителя: не бойся показать свою уязвимость, признать свою ошибку. Поначалу это казалось невозможным. Надо же быть идеальным начальником, который знает ответ на любой вопрос, никогда не испытывает негативных эмоций и всегда на коне. Но руководители — это тоже люди, ничто человеческое им не чуждо. Напротив, если с умом показывать свою слабость, это становится твоей силой. Оказывается, сотрудники готовы помочь, на команду можно опереться, а мне при этом не нужно быть «самой умной в комнате». С тех пор я не боюсь управлять теми, кто сильнее и компетентнее меня в своей зоне ответственности.
Также многие женщины ставят перед собой высокие стандарты и в роли матерей, жен и домохозяек, стремясь создать идеальный дом и семью. К сожалению, такое стремление к совершенству может привести к чрезмерной нагрузке и чувству вины из-за несоответствия. А если женщина еще и руководитель, то «идеальность» начинает ее сдавливать с двух сторон. Важно устанавливать реалистичные ожидания для себя и своих семей, подчиненных, признавать свои ограничения и не бояться просить о помощи.
Как часто вы просите о помощи? Подчиненного на работе или дома у мужа? Знаком ли вам термин «делегирование»? Я постоянно встречаю руководителей с кучей барьеров делегирования:
- если отдам эти задачи, зачем я тогда буду нужна;
- ну неужто я сама не могу убраться в своей квартире, зачем нанимать помощницу;
- если я буду делегировать, я не буду знать всех деталей, не смогу все контролировать.
Однако современное понимание лидерства подчеркивает важность делегирования как ключевого навыка для эффективного управления. Делегирование позволяет руководителям освободить свое время для более стратегических задач, таких как планирование, инновации и развитие команды. Неспособность делегировать может привести к выгоранию и перегрузке, низкой производительности команды и упущенным возможностям. Эффективное делегирование — это не признак слабости, а признак мудрости и доверия. Оно позволяет руководителям максимизировать свой потенциал и потенциал своей команды, создавая более продуктивную и удовлетворяющую рабочую среду.
Каждый новый виток делегирования в моем управлении всегда сопровождался ростом проекта и расширением возможностей для бизнеса.
В и завершении, помните, что помимо работы у вас еще есть семья, друзья, увлечения, отдых, здоровье, спорт и т.д. Стремясь к успеху в карьере, не позволяйте работе поглотить вас полностью. Уделяйте время тому, чтобы поддерживать в здоровом виде личные отношения и интересы. Выделяйте время для занятий и хобби, которые приносят вам радость и удовлетворение. Это поможет вам поддерживать здоровый баланс в жизни и предотвратит выгорание. Я с этим столкнулась, когда запуск школы Strong Manager вытягивал из меня все свободное время, когда я могла сесть работать в 9 утра и закрыть ноутбук только в 10 вечера. Сейчас у меня есть список из 56 пунктов — это разные действия и дела, которые наполняют меня энергией, заряжают мои внутренние батарейки. Я регулярно к нему обращаюсь.
Многие могут посчитать эти советы очевидными, но реальность такова, что они часто игнорируются в погоне за успехом и признанием. Стремление доказать свою ценность как руководителя или закрепиться на новой должности может привести к вредной привычке стремиться к совершенству во всем, что в конечном итоге истощает и подрывает нашу внутреннюю силу.
Балансировать между профессиональной карьерой и семейной жизнью может быть непросто, особенно для женщин-руководителей. Тем не менее, при осознанном подходе это достижимо. Помните, что вы можете иметь успешную карьеру и при этом быть хорошей матерью, женой и другом. Просто требуется немного планирования, гибкости и поддержки.
Расскажите про свой опыт? Как вы совмещаете работу и личную жизнь?