Как балансировать между профессиональной карьерой и семейной жизнью: советы для женщин-руководителей

Как балансировать между профессиональной карьерой и семейной жизнью: советы для женщин-руководителей

Успех в профессиональной карьере часто ассоциируется с жертвами в личной жизни, особенно для женщин-руководителей. Я сама в период создания своей онлайн-школы для управленцев Strong Manager часто сталкивалась с тем, что мало уделяла времени детям, работала до поздней ночи с одной чашкой кофе в желудке. Все дошло до того, что из-за огромной нагрузки, стресса и вины перед близкими стали рушиться важные сферы жизни. Поэтому я решила написать статью на эту тему, отталкиваясь от своего опыта и запроса других руководителей-женщин.

Для женщин достижение баланса между карьерой и семьей часто превращается в сложный пазл. С одной стороны, они стремятся к профессиональному успеху и признанию. С другой стороны, испытывают желание быть любящими и заботливыми матерями и женами. Общественные ожидания и двойная нагрузка, возложенная на их плечи, могут сделать этот баланс невероятно трудным.

Так, результаты исследования показали, что женщины-руководители сталкиваются с непростым выбором: 60% из них сообщили о жертвах в семейной жизни ради карьерного роста. Среди мужчин-руководителей такой показатель составил 69%. Интересно, что 6% женщин были готовы пожертвовать карьерой ради семьи, в то время как среди мужчин таких ответов не было.

Несмотря на сложный баланс между работой и семьей, число женщин в руководящих должностях растет. В компаниях теперь не редкость руководитель в юбке. Одновременно с этим остро встает вопрос самоидентификации. Женщины-руководители должны умело совмещать различные сферы своей жизни, не теряя при этом своей индивидуальности. Согласно отчету, число женщин, занимающих высшие руководящие должности в компаниях крупного и среднего бизнеса во всем мире, достигло 31%. Для сравнения, 15 лет назад женщин-руководителей было не более 19%.

Итак, женщины-руководители сталкиваются со следующими трудностями:

Гендерные стереотипы и предубеждения по-прежнему широко распространены на многих рабочих местах, особенно в отраслях, традиционно доминирующих мужчинами. Женщин часто воспринимают как менее компетентных и способных, чем мужчин, и их вклад может недооцениваться или игнорироваться. Это может создать стеклянный потолок для женщин, ограничивая их возможности для продвижения по службе и достижения руководящих должностей.

Неравный баланс работы и жизни, где традиционные гендерные роли часто возлагают на женщин основную ответственность за домашний труд и уход за детьми. Это может затруднить для женщин посвящение себя карьере в той же степени, что и мужчинам, поскольку им приходится жертвовать личным временем и семейными мероприятиями, чтобы преуспеть на работе. Работодатели могут не всегда предоставлять гибкие условия работы или политику, поддерживающую работающих матерей, что еще больше усугубляет этот дисбаланс.

Как балансировать между профессиональной карьерой и семейной жизнью: советы для женщин-руководителей

Отсутствие ролевых моделей и наставников, где женщины по-прежнему недостаточно представлены в руководящих должностях, особенно в старших эшелонах власти. Из-за этого женщинам может быть труднее найти ролевые модели и наставников, которые могут поддерживать их карьерный рост, предоставлять руководство и выступать в качестве адвокатов. Отсутствие видимых ролевых моделей может также привести к тому, что женщины будут сомневаться в своих способностях и амбициях.

Мой личный опыт

Как управленец с многолетним опытом, я считаю, что достижение баланса между профессиональной карьерой и семейной жизнью — это решающий фактор успеха для женщин-руководителей.

На протяжении своей карьеры я столкнулась с трудностями, которые испытывают многие женщины-руководители, а неравный баланс между работой и жизнью создавал постоянное давление и добавлял дополнительные трудности в общении с родными. Однако я научилась устанавливать границы, расставлять приоритеты и просить о поддержке, когда это необходимо.

Первое, что я сделала — это договорилась с собой и близкими о правилах.

Я постепенно внедрила для себя правила, к которым приучила своих близких. Например, договаривалась о времени для себя, чтобы быстро восстановить внутренний ресурс после напряженных рабочих периодов. Таким образом, я не пытаюсь вымучать из себя «хорошую маму» или «хорошую жену», а действительно отдаю свои силы и время своей семье, когда сама уже наполнилась. Мой принцип такой: пусть я проведу с ребенком 30 минут, но качественно, чем 2 часа, но параллельно в мыслях и тревогах о рабочих делах.

Далее я поняла, что мы не можем все в жизни делать идеально. Хотя стремление к совершенству — благородная цель, но оно часто приводит к необоснованному стрессу и разочарованию. Я наблюдала, как многие руководители изнуряют себя и своих подчиненных в погоне за совершенством. Сама я родом из перфекционистов с синдромом отличницы.

Такой подход не только неэффективен, но и может иметь негативные последствия для морального духа и производительности команды. Сотрудники, которые постоянно чувствуют, что не соответствуют завышенным ожиданиям, могут чувствовать себя недостаточно компетентными и терять мотивацию. Не корите себя и других за ошибки, а учитесь на них.

Одна знакомая рассказывала, как она работала под началом руководителя, которая была чрезмерно придирчива к деталям и стремилась к безупречности во всем. Эта начальница могла заметить лишнюю запятую или опечатку в электронном письме сотрудника и немедленно отправить в общий чат снимок экрана с указанием на ошибку. Такое поведение создавало у подчиненных постоянную тревогу и стресс. Они тратили часы на вычитку и проверку своих электронных писем и другую документацию, опасаясь критики со стороны начальства. В результате такого подхода моральный дух и мотивация команды значительно снизились.

А еще я для себя вывела золотое правило сильного руководителя: не бойся показать свою уязвимость, признать свою ошибку. Поначалу это казалось невозможным. Надо же быть идеальным начальником, который знает ответ на любой вопрос, никогда не испытывает негативных эмоций и всегда на коне. Но руководители — это тоже люди, ничто человеческое им не чуждо. Напротив, если с умом показывать свою слабость, это становится твоей силой. Оказывается, сотрудники готовы помочь, на команду можно опереться, а мне при этом не нужно быть «самой умной в комнате». С тех пор я не боюсь управлять теми, кто сильнее и компетентнее меня в своей зоне ответственности.

Также многие женщины ставят перед собой высокие стандарты и в роли матерей, жен и домохозяек, стремясь создать идеальный дом и семью. К сожалению, такое стремление к совершенству может привести к чрезмерной нагрузке и чувству вины из-за несоответствия. А если женщина еще и руководитель, то «идеальность» начинает ее сдавливать с двух сторон. Важно устанавливать реалистичные ожидания для себя и своих семей, подчиненных, признавать свои ограничения и не бояться просить о помощи.

Как часто вы просите о помощи? Подчиненного на работе или дома у мужа? Знаком ли вам термин «делегирование»? Я постоянно встречаю руководителей с кучей барьеров делегирования:

  • если отдам эти задачи, зачем я тогда буду нужна;
  • ну неужто я сама не могу убраться в своей квартире, зачем нанимать помощницу;
  • если я буду делегировать, я не буду знать всех деталей, не смогу все контролировать.
Как балансировать между профессиональной карьерой и семейной жизнью: советы для женщин-руководителей

Однако современное понимание лидерства подчеркивает важность делегирования как ключевого навыка для эффективного управления. Делегирование позволяет руководителям освободить свое время для более стратегических задач, таких как планирование, инновации и развитие команды. Неспособность делегировать может привести к выгоранию и перегрузке, низкой производительности команды и упущенным возможностям. Эффективное делегирование — это не признак слабости, а признак мудрости и доверия. Оно позволяет руководителям максимизировать свой потенциал и потенциал своей команды, создавая более продуктивную и удовлетворяющую рабочую среду.

Каждый новый виток делегирования в моем управлении всегда сопровождался ростом проекта и расширением возможностей для бизнеса.

В и завершении, помните, что помимо работы у вас еще есть семья, друзья, увлечения, отдых, здоровье, спорт и т.д. Стремясь к успеху в карьере, не позволяйте работе поглотить вас полностью. Уделяйте время тому, чтобы поддерживать в здоровом виде личные отношения и интересы. Выделяйте время для занятий и хобби, которые приносят вам радость и удовлетворение. Это поможет вам поддерживать здоровый баланс в жизни и предотвратит выгорание. Я с этим столкнулась, когда запуск школы Strong Manager вытягивал из меня все свободное время, когда я могла сесть работать в 9 утра и закрыть ноутбук только в 10 вечера. Сейчас у меня есть список из 56 пунктов — это разные действия и дела, которые наполняют меня энергией, заряжают мои внутренние батарейки. Я регулярно к нему обращаюсь.

Многие могут посчитать эти советы очевидными, но реальность такова, что они часто игнорируются в погоне за успехом и признанием. Стремление доказать свою ценность как руководителя или закрепиться на новой должности может привести к вредной привычке стремиться к совершенству во всем, что в конечном итоге истощает и подрывает нашу внутреннюю силу.

Балансировать между профессиональной карьерой и семейной жизнью может быть непросто, особенно для женщин-руководителей. Тем не менее, при осознанном подходе это достижимо. Помните, что вы можете иметь успешную карьеру и при этом быть хорошей матерью, женой и другом. Просто требуется немного планирования, гибкости и поддержки.

Расскажите про свой опыт? Как вы совмещаете работу и личную жизнь?

11
Начать дискуссию