Система мотивации персонала: как мотивировать сотрудников лучше работать

Я думаю, вы знаете, что любая система — это слаженная работа всех её составляющих. Но в организациях работают люди с разными характерами, настроениями, увлечениями и семейными обстоятельствами. Поэтому среди ваших сотрудников всегда найдутся те, у кого больше энергии, те, кто работает медленнее, трудоголики и те, кто не может работать эффективно в течение всего рабочего дня. Именно поэтому любой организации нужна эффективная система мотивации персонала.

Что такое мотивация персонала и зачем она нужна?

Каждый из нас замечал, что при отсутствии энергии и энтузиазма работа не продвигается. У ваших сотрудников также может отсутствовать интерес к порученным задачам. Амбициозные лидеры понимают, что недостаточно просто следовать инструкциям, особенно если компания стремится достичь высоких результатов. Чтобы помочь компании добиться этой цели, сотрудник должен быть хорошо мотивирован, проявлять креативность, инициативу и самостоятельность.

Вопросы правильной мотивации интересуют не только начинающих руководителей, но и опытных специалистов, которые стремятся не просто подтолкнуть сотрудников к хорошей работе, но и создать современные и эффективные методы мотивации персонала, способствующие достижению высоких показателей в работе и поддержанию крепкого, слаженного и сплочённого коллектива.

Система мотивации персонала: как мотивировать сотрудников лучше работать

Главное, что нужно знать о здоровой мотивации

Важно помнить об одном важном правиле: никогда не использовать отрицательную мотивацию, такую как штрафы, резкая эмоциональная критика или постоянный контроль сотрудников. Хотя это иногда может быть полезно для достижения краткосрочных целей, в долгосрочной перспективе это не способствует выстраиванию здоровых взаимоотношений в команде.

Если ваша цель — постоянная текучка кадров, то такие методы могут быть приемлемы. Однако, если вы хотите создать сплочённую команду, стоит попробовать более передовые методы мотивации персонала. Важно помнить, что хорошие сотрудники в первую очередь освобождают ваше время и голову для принятия стратегических решений.

Какие бывают виды мотивации персонала?

На самом деле существует множество различных систем мотивации. Вам необходимо выбрать наиболее эффективную, которая будет соответствовать вашей нише и удобна для вас и ваших сотрудников. Здесь важен индивидуальный подход, так как для некоторых работников важны грамоты, сертификаты, подтверждающие их превосходство, а кто-то будет работать в три раза лучше, если почувствует личную ответственность и признание коллектива.

Для начала определите, в каком процентном соотношении вы готовы предоставить сотрудникам материальные и нематериальные стимулы. Однако не забывайте о пирамиде потребностей Маслоу, так как можно бесконечно мотивировать человека через его самореализацию, но если его базовые потребности не удовлетворены и он не может позволить себе купить еду домой, никакая самореализация его не заинтересует.

Система мотивации персонала: как мотивировать сотрудников лучше работать

Итак, первое

1. Материальная мотивация — это продуманная система повышений и денежного поощрения, включая премии и надбавки. Это эффективная и надёжная мотивация сотрудников, поскольку деньги лежат в основе пирамиды Маслоу, и пока неизвестно ни одного человека, отказавшегося от лишней премии.

Премирование может быть двух видов:

- прямое, то есть регулярные премии (квартальные и годовые)

- а также премии по итогам работы, где оценивается личный вклад команды или сотрудника.

Главный принцип индивидуального поощрения — оно должно соответствовать вкладу сотрудника. Старайтесь не создавать ощущение, будто он получит большой бонус, даже если не очень старается.

Косвенная материальная мотивация включает оплату обучения, повышения квалификации, компенсацию проезда, мобильную связь, скидки на продукцию или услуги компании и материальную поддержку, например, при рождении ребёнка или утрате близкого человека.

К штрафам стоит прибегать только в том случае, если сотрудник действительно нанёс компании ощутимый ущерб из-за намеренного нарушения правил.

Один из главных нюансов материальной компенсации — её ограниченность. Когда работник удовлетворён материально, на первый план выходят другие потребности — в статусе, признании, развитии.

И, наконец, давайте будем честны: наши финансовые ресурсы небесконечны, и мы не можем постоянно мотивировать каждогосотрудника только деньгами.

2. Нематериальная мотивация, помимо денег, включает множество привлекательных условий, которые будут мотивировать работников работать именно у вас и делать настолько хорошо, насколько возможно.

Система мотивации персонала: как мотивировать сотрудников лучше работать

1) Льготы и привилегии, такие как бесплатное питание, спортзал, комната отдыха, оплачиваемые выходные, полёт на воздушном шаре и другие интересные мероприятия, могут быть частью нематериальной мотивации.

2) Обучение — ещё один важный аспект. Регулярно организуйте обучение новым навыкам, мастермайнды, встречи, советы директоров и лекции от профессионалов. Так вы покажете, что развитие и карьерный рост сотрудника в ваших интересах, а также сможете повлиять на развитие вашей компании, ведь ваши сотрудники смогут внедрять полученные знания именно там, где это необходимо.

3) Качественная обратная связь — это третий ключевой элемент нематериальной мотивации. Находите время на то, чтобы давать команде обратную связь, отмечая слаженность работы, персональный вклад отличившихся сотрудников или просто рассказывая о моментах работы, которыми вы довольны. Справедливая похвала может хорошо поднять настроение человеку, и, соответственно, он будет более усердно трудиться в течение дня.

Уделяйте внимание формулировкам, которые вы говорите своим сотрудникам, ведь фраза «вы можете сделать намного лучше» звучит гораздо приятнее, чем «вы сделали плохо». Давайте возможность исправить людям ошибки, ведь, возможно, человек просто не занимался подобной деятельностью ранее.

4) Поддержание здорового климата в коллективе. Если вы действительно задались целью сплотить коллектив так, чтобы они всегда работали в приятной атмосфере и хорошо дружили, вам не обойтись без тимбилдингов и хороших организованных корпоративов. Вы можете уточнить у сотрудников, какие активности им нравятся, и организовать игры, караоке или квесты. Важно, чтобы всё это было в радость.

5) Индивидуальный подход. Некоторые руководители с небольшим штатом имеют возможность учитывать особенности каждого работника и мотивировать исходя из этих знаний. Здесь психологи советуют обращать внимание на темперамент сотрудника, его потребности и особенности. Возможно, кому-то захочется приходить на работу не к 9, а к 12 часам, кто-то наоборот будет стремиться на работу пораньше, чтобы уйти в обед, кому-то может быть важно получить приятный сюрприз от работодателя в виде цветов или клубники в шоколаде.

Виды мотивации каждый определяет, отталкиваясь от исходных данных, главное — соблюдение поставленных условий обеими сторонами. Если сотрудник будет требовать особого отношения к себе, но эффективности показывать не будет, стоит либо посмотреть других кандидатов, либо применить другие системы мотивации.

Как же выбрать правильную систему мотивации?

Система мотивации персонала: как мотивировать сотрудников лучше работать

Для начала стоит обсудить пожелания сотрудников, а также оценить ресурсы организации. Подумайте, что вы можете дать своим сотрудникам, что им действительно нужно, и насколько у вас хватит ресурсов. Симбиоз этих факторов станет ключом к успеху. Также можно опираться на четыре пункта, которые помогут выбрать правильную систему мотивации:

  • Она должна сочетать материальное и нематериальноестимулирование.
  • Быть сбалансированной и не чрезмерной.
  • Охватывать все уровни пирамиды Маслоу.
  • Учитывать особенности и пожелания каждого сотрудника.

Пробуйте комбинировать разные подходы, анализируйте результаты, получайте обратную связь от сотрудников. Так вы придёте к идеальной системе мотивации. Желаем вам собрать лучший коллектив вашей компании и сохранить постоянный рост.

11
Начать дискуссию