Этичное увольнение сотрудника: как важно мыслить и вести диалог

Уволить нельзя оставить. Сложное решение, которое принимал каждый руководитель в своей жизни. Но, согласитесь, принять – это еще полдела. Уволить красиво – вот главный босс в этой игре на выживание. А как его победить достойно – рассказываем дальше

Этичное увольнение сотрудника: как важно мыслить и вести диалог

Всем привет! На связи команда SmartLeads. Уже 10 лет мы занимаемся разработкой интернет-проектов, среди которых крупнейший в России и СНГ купонник Promokodus.com. За это время наш состав претерпел множество изменений. Кто-то уходил, но обещал вернуться. И действительно возвращался. А кто-то прощался уже навсегда, расставаясь при этом на доброй ноте. И все благодаря экологичному увольнению

«Даже в бизнесе нужно в первую очередь оставаться человеком и не терять собственного достоинства. Сотрудник, которого ты планируешь увольнять, был взят тобой же. А значит ответственность за ошибку лежит на тебе в том числе. И перекладывать ее смысла нет. Да, люди разные, все они приходят и уходят со своим мнением. Но компания у нас одна. И лучше 1000 теплых отзывов и воспоминаний, чем один негатив»

Алена Сидоренко, генеральный директор SmartLeads

Итак, увольнение – процесс очень эмоциональный и напряженный как для сотрудника, так и для руководителя. Но важно помнить, что он может пройти с минимальным воздействием на обе стороны при следующих условиях:

1. Избегать чувство вины

Для этого в первую очередь нужно оценить необходимость увольнения подчиненного. Ориентироваться не на чужое мнение, которое основано на неподтвержденных словах, а на свои личные наблюдения и сухие факты. Выяснить, действительно ли сотрудник ленится, или он просто выгорел и ему не хватает ресурсов? Да, психология в работе с людьми очень важна. Поэтому рубить с плеча точно не стоит. А вот разобраться, почему так случилось и как улучшить положение, нужно однозначно

2. Дать обратную связь

Зачастую между сотрудником и руководителем образовывается большая пропасть, и первый перестает чувствовать не только ответственность, но и свою необходимость. Отсюда опоздания, работа спустя рукава и напряженная атмосфера в коллективе. Для решения этих проблем необходимо применять превентивные меры. Простым языком – разговаривать. Такие неприятные одноразовые акции со стороны подчиненных не всегда показательны. Иногда достаточно обратить свое внимание, обозначить недочеты и негативные последствия при их сохранении, чтобы человек встал на путь исправления

Совет: для уменьшения вероятности подобных ситуаций необходимо внедрить систему регулярной обратной связи и оценки производительности сотрудников. Это поможет выявить проблемы на ранних этапах и предпринять меры для их устранения. Также очень важно создать атмосферу открытости и доверия, где сотрудники могли бы обсуждать свои проблемы и вопросы напрямую с руководителем. И, пожалуй, самое главное – давать второй шанс

Однако бывают ситуации, когда шанс дается первый и последний раз. В нашей компании увольнение неизбежно в следующих ситуациях :

  • Распространение негативной информации о компании и ее сотрудниках

  • Обман системы учета рабочего времени

  • Работа на другую компанию без согласования с руководством

  • Систематическое неисполнение должностных обязанностей

  • Кража интеллектуальной собственности компании (передача информации конкурентам)

Если же задача «Уволить» нависла над вами как грозовая туча, то постарайтесь не рвать и метать, а смените гнев на милость. Все же помнят, что главней всего погода в доме (пусть он и второй)?

3. Позитивное прощание

В первую очередь нужно понимать, что это делается как в интересах сотрудника, так и компании. Необходимо четко обозначить тот факт, что предупреждения и второй шанс были. Но при этом обязательно проявить сочувствие и уважение, ведь каждый человек по-своему прекрасен и может найти свое применение в подходящей системе

Совет: ни в коем случае не оправдывайтесь перед работников! Только четкая аргументация и факты

Часто в эмоционально сложных ситуациях предлагают использовать принцип бутерброда

Этичное увольнение сотрудника: как важно мыслить и вести диалог

Конечно, увольнение сотрудника не исключение. Но важно понимать, что есть разные психотипы личности. Кто-то поймет и также тепло расстанется с вами, а для кого-то увольнение так и останется загадкой, ведь хороших сотрудников не сокращают

Совет: обязательно сглаживайте углы искренними пожеланиями и благодарностью за годы работы! Но не забывайте про ложку дегтя, а точнее про причину увольнения. Сотрудник должен четко понимать, почему с ним прощаются

4. Поддержка и человечность

Ситуации бывают разные, но нужно учиться достойно выходить из каждой. Конечно, всегда есть место обидам и недосказанности. Но это далеко не повод рушить карьеру человеку. Он ведь инвестировал в вас свои силы и время. Окажите ему поддержку – напишите рекомендательно письмо или просто дайте положительный отзыв в случае звонка. Не лишайте выплат. Попрощайтесь красиво и дайте ему возможность уйти так же

Совет: перед уходом попросите сотрудника дать обратную связь. Что ему понравилось, а что нет. Это позволит вам обратить внимание на недостатки, а вашей компании стать еще лучше

Конечно, нет ничего более постоянного, чем временное. Смена сотрудников неизбежна. Но важно помнить, что:

  • Увольнение – это не трагедия, а возможность для нового старта как для подчиненного, так и для компании

  • В каждом плюсе есть минусы. И наоборот. Вычленяйте позитивные аспекты из ситуации и верьте в лучшее

  • Сложные решения всегда дают личный и профессиональный рост

И да, не всё, сказанное в этой статье, может быть созвучно с вами. Методы и подходы у всех руководителей разные. И ситуации тоже бывают неоднозначные. Поэтому увольнения на негативе неизбежны. Но в силах каждого руководителя их по-максимуму нивелировать. И нам было бы очень интересно и полезно познакомиться с подобными историями и советами в комментариях!

11
Начать дискуссию