Small talk — как стать своим и получить доступ к клиенту, инвестору, селебрити или высокому боссу
• Как построить разговор?
• Как быть интересным?
• Как выбрать тему?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво раскрыть секреты хорошего непринужденного смолтока
Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды РОПа). В продажах давно — ровно 30 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги аренды РОПа.
Поделитесь этой статьей с тем, кто развивает продажи. Он скажет спасибо)) Подпишитесь на тг-канал «Вдумчиво о продажах» и закажите книгу «8 граней личности», которая помогает продавать, нанимать и управлять сотрудниками.
Помню как приехал на встречу к директору компании бизнес-брокера. В прекрасно обставленном кабинете на отдельном столике были расставлены фигурки бегемотов: каменные, бронзовые и даже кожаные.
Клиент очень нервно отреагировал на мой комплимент. А в конце встречи, когда мы все-таки разговорились, он объяснил где я промахнулся.
Мы встречались в кабинете собственницы этого бизнеса. Сам директор находится на испытательном сроке и она просила пока ничего в кабинете не менять. Предполагаю, что ему этих бегемотов нахваливали все кому не лень.
Small talk — это не про способность устанавливать контакт или дружеские отношения. И даже не про неловкое молчание или умение заполнить паузу в разговоре. Это пароль.
Легкий непринужденный разговор является основным источником диагностической информации. Оценка происходит буквально на уровне мозжечковой миндалины.
Мозжечковая миндалина, или Миндалевидное тело — это орган в мозгу человека, который, в частности, отвечает за идентификацию особями друг друга в дикой природе. Именно там появляется неосознанное решение дружить, нападать или убегать.
Затем подключается неокортекс, благодаря которому собеседники распознают свой-чужой на уровне окружения, поведения и дальше по Дилтсу.
В итоге каждый получает от каждого (или не получает) своего рода аттестат зрелости. Но не школьный, а жизненный или бизнесовый. В нем написано: «Дозрел до общения со мной».
Поэтому нужно: во-первый, действительно соответствовать; во-вторых, грамотно это продемонстрировать.
Small talk — big things
Есть универсальная общепринятая формула короткого разговора: напитки покрепче, слова покороче.
Люди общаются для собственного удовольствия и не хотят получать инсайты или узнавать потрясающие новости. Они расслабляются, чтобы увидеть может ли расслабиться собеседник в их присутствии.
Для этого подходят простые общие темы:
- Спорт, погода, работа
- Хобби, увлечения, путешествия
- Кино, музыка, достопримечательности
- Любые положительные нейтральные новости
- Юмор, комплимент, вопрос, на который приятно ответить
Есть и табу:
- Политика, релокация, общество
- Здоровье, медицина
- Религия, национальности
- Шопинг, особенно бренды и цены
- Аккуратно со ссылкой на имена (неймдроппинг)
- Не нужно пытаться вытащить какую-то информацию или о чем-то договориться
- Ну и, конечно, никаких сплетен (обо всех, включая конкурентов, либо хорошо, либо никак)
Хороший смолток выглядит как бадминтон или фрисби (летающая тарелка). В отличие от того же тенниса, во фрисби нет соперничества. Людям просто нравится кидать друг другу эту круглую штуку.
Любой вопрос или утверждение должны как бы помогать собеседнику принять подачу и удачно ответить. Лучше всего с этим справляется комплимент, который приятно слышать, но не возможно выделить как отдельную единицу. Он не различим в общей речи. Подробнее я писал об этом в статье «Безопасный комплимент — как грамотно начать или перезагрузить отношения с клиентом, сотрудником, руководителем».
Персонализация
Искусство короткого разговора заключается не в том, чтобы использовать все рекомендации по чек-листу и ничего не пропустить. Нужно, чтобы человек идентифицировал собеседника как своего. Для этого нужно самому правильно идентифицировать своего визави и использовать только то, что точно зайдет.
Очень помогают соцсети, рабочее место или кабинет, а так же рекомендации тех, кто знаком с вашим собеседником. Разумеется, нужно быть аккуратней с разными там бегемотами, но такое происходит редко.
Чаще бывает, что об интересах собеседника догадаться несложно, а вот поговорить со знанием дела — невозможно. Ни один человек не может попробовать все, чем увлекаются другие люди.
Спасает когда вы оба из одной тусовки — спортивной, музыкальной, мото и т.д. Но приходится еще и активно расширять кругозор.
В начале 2000-х в издательстве Амфора вышла серия книг — Блеф-серия. В названии каждой книги есть фраза «Притворись знатоком». Например: «Вино. Притворись его знатоком».
Перед выпуском книги, а тем более серии книг, издательство проводит исследование рынка. Названия книг отражают темы, востребованные в смолтоке:
- Шахматы;
- Автостоп;
- Рок-бизнес;
- Интернет;
- Реклама;
- Античность;
- Современное искусство;
- Клубная жизнь;
- Музыка;
- Джаз;
- Опера;
- Ораторское искусство;
- Вино;
- Виски;
- Философия;
- Экономика;
- Секс;
- Женщины;
- Мужчины;
- Искусство соблазнять.
Темы подобраны таким образом, чтобы помочь общаться с любым человеком.
Если ценность собеседника крайне высока, то стоит научиться определять его характерологический профиль. В этом поможет серия статей «Характерология: 8 граней сотрудника компании».
Каждый хочет иметь чуйку, безотказную интуицию в отношении других людей. До знакомства с характерологией мне приходилось гадать и часто ошибаться. Очень сложно было вслепую управлять реакцией другого человека.
Реакция является не только следствием, но и причиной для новых звеньев цепи. Внося изменения в любом месте, можно перенаправлять ход событий. Смолток — это ключ к новым связям, к налаживанию отношений, универсальный способ изменить свое окружение.
Давайте общаться
- Подпишитесь на тг-канал Вдумчиво о продажах, где я публикую анонсы всех своих материалов.
- Пообщайтесь с нашим шеринговым руководителем, который может вести ваш отдел продаж или маркетинга. Это можно сделать в формате бесплатного экспресс-аудита.
- И конечно познакомьтесь с моей книгой «8 граней личности», чтобы гениально продавать, гениально управлять и гениально подбирать сотрудников.