Миссия «Велком-пак»

Миссия «Велком-пак»

На шкале боли рекрутера мы найдем множество разных событий: от «кандидат не читает сообщения в мессенджере» до «кандидат отклонил офер*». В той зоне шкалы, которая даже выше красной — событие «принял офер и отказался накануне дня выхода». Но вишенка на торте — когда новый коллега уже вышел на работу, прошел процедуру оформления и… принял решение уволиться в течение пары первых дней.

Миссия «Велком-пак»

*«Оффер» — скажете вы, но нет. В этой статье вообще немало новых слов. Некоторые из них еще не успели закрепиться в словарях, а вот «офер» попал в Русский орфографический словарь РАН ещё в 2018 году.

А что случилось?

Все дело в том, что «в состояние потока», и уж тем более «в ресурсное состояние» после принятия офера чаще всего входит только работодатель.

Когда новичок открывает дверь в офис в свой первый рабочий день, в HR-системе щелкает переключатель статуса вакансии на «Закрыта», рекрутер и руководитель нового сотрудника выдыхают и наконец-то немного расслабляются.

Но у самого сотрудника все происходит с точностью до наоборот: он максимально напряжен, весь превратился во внимание, ловит каждый звук, ищет, за что зацепиться (взглядом, мыслью). Во всем пытается найти знаки, которые подтвердят, что он сделал верный выбор и попал туда, куда нужно. Висят ли повсюду красные флаги и нужно бежать? Или можно замереть — и попытаться расслабиться, постепенно адаптируясь к новому месту?

Между делом: в зависимости от типа «заводских мотивационных настроек» сотрудника – «мотивация к» или «мотивация от», – работа психики может отличаться. Первые действительно будут искать позитив и радоваться тому, что находят его. Вторые – искать негатив и радоваться, что его не находят.

Скорее всего, каждый из нас хоть раз сталкивался с этим «overthinking» процессом и постоянными сомнениями.

Насколько все четко и понятно прописано в документах, которые я подписываю? Нет ли вещей, которые не были проговорены на собеседовании? Как на меня смотрят новые коллеги? О чем говорят люди в коридорах? Все ли четко и быстро, или меня все время вынуждают ждать? Холодно в кабинете или, наоборот, слишком жарко? Почему этот цветок в горшке приуныл? Триггером может стать практически все, что угодно, ведь так работает наш мозг (читаем про когнитивные искажения).

К счастью, большинством триггеров работодатель действительно может управлять

Лайфхак: реализуйте программу «тайный соискатель» – пусть стороннее нейтральное лицо пройдет большую часть пути в вашу компанию (так называемого EJM) и составит отчет о своих впечатлениях в каждой точке касания. Вас ждет много открытий!

Окажется, что улыбчивая Маша на ресепшене значит для компании намного больше, чем вы думали. А вот клининговую службу или аквариумный сервис действительно пора заменить. Да и текст приглашения, которое направляется в мессенджеры, лучше шаблонизировать.

Миссия «Велком-пак»

Еще несколько лет назад в HR-арсенале этих самых триггеров было гораздо меньше, как и самих точек касания кандидатов и сотрудников. Прогресс закономерен: ведь по всем законам маркетинга таких взаимодействий должно быть много. И качество их обработки чрезвычайно важно, ведь оно напрямую влияет на впечатление человека.

Поэтому HR наследует, кастомизирует и успешно применяет маркетинговые инструменты. Из последних трендов — превращение отношений «купли-продажи» в отношения партнерства. Сейчас это наблюдается и в маркетинге, и в HR. Но есть истории, в которых HR обогнал маркетинг. Одна из таких — история про велком-пак.

«Встречательная коробочка», «велком бонус», «набор нового сотрудника», но чаще всего, конечно, «велком-пак» — так мы называем совокупность предметов, которые выдаются новичку. Стандартный набор канцелярии буквально у нас на глазах трансформировался в мерч, которым компании решают множество задач.

По велком-паку о работе не судят. Но он помогает новым коллегам почувствовать себя частью команды.
Миссия «Велком-пак»

Рекомендации по созданию велком-пака

Эффективен ли ваш велком-пак? Проверьте по чек-листу! А если только планируете его разработку — учтите как рекомендации:

  • Практичность

В наборе точно должно быть то, что понадобится сотруднику в работе.

Лайфхак: проведите опрос новичков: что реально «зашло», а что лежит без дела (а если так, то почему). Желательно взять достаточно большое количество респондентов, можно проводить опрос анонимно. Например, ланьярд (шнурок или лента для бейджа) может быть неудобным или быстро ломаться, пачкаться.

Еще лайфхак: скорее всего, у вас есть разные подразделения, и у работающих там сотрудников потребности могут отличаться. У кого-то улетает по десять ежедневников за год, а кто-то даже ручку не берет в руки. Вы можете сделать разные версии велком-паков для разных юнитов.

  • Смыслы

Только ленивый не говорит про то, что смыслы важны, что нужно их создавать, вкладывать, доносить, считывать, продавать. И мы не будем лениться и подтвердим, что корпоративные ценности и концепции, дух корпоративной культуры должны найти отражение в мерче, будь то надпись на футболке или стикерпак. Взяв ту или иную вещь в руки или надев ее на себя, сотрудник становится частью «племени». Даже через велком-пак, как через атрибут компании, он начинает ассоциировать себя с ней, примерять (иногда буквально) культуру компании на себя и привязываться к бренду работодателя.

  • Эстетика

Качество и красота исполнения велком-пака — это максимально осязаемая трансляция отношения компании к сотруднику. Если на тетради царапается пружина, а логотип с кармашка для пропуска слез через 3 дня, возникает колючая мысль, которая выражается фразой «лучше никак, чем так».

  • Удивление

Поскольку теперь флер новинки уже спал с велком-пака как с явления, самим фактом его наличия впечатлить получается не всех и не всегда. Особенно балуют своих сотрудников крупные компании, и выходцев оттуда удивить непросто. Многие компании даже соревнуются между собой (вновь вспоминаем законы маркетинга и начинаем говорить про отстройку от конкурентов).

Остается придумать, чем зацепить сотрудника. Вот несколько идей:

  1. Подача велком-пака (например, квест-игра с целью найти его);
  2. Необычная упаковка, ее особенный конструктив;
  3. Яркий, неординарный дизайн (кстати, брендбук для HR может отличаться от основного брендбука компании);
  4. Маскот (персонаж, который может быть изображен на ежедневнике, носках, подставке для канцелярии и т. д.);
  5. Внезапный ингредиент – «фишка», которую никто обычно не использует в велком-паках. Что-то сильно кастомизированное, уникальное, недоступное для покупки. Например, стикерпак с внутренними шутками — чтобы разрядить обстановку и быстрее начать разговаривать на одном языке.
  • PR

Это завершающий пункт в чек-листе. Вы видите, что новички выкладывают в свои соцсети фото с мерчем из велком-пака? Ходят в худи, с рюкзаком или в бейсболке в офисе и на улице? Значит, у вас все получилось! Сотрудник не только стал ассоциировать себя с брендом, он еще и готов выступить в качестве его амбассадора.

Велком-пак — это мощный инструмент, за который вам простят и приунывший цветок в горшке, и то, что Маша на ресепшене сегодня погружена в заботы или чем-то расстроена. Это способ задать тон отношениям с сотрудником в тот самый важный поворотный момент первого рабочего дня, когда он на самом деле принимает решение о трудоустройстве к вам.

Не отдавайтесь на волю обстоятельств. Управляйте точками касания — и встраивайте различные инструменты и подходы в HR-коммуникацию. Вы точно это можете!

Татьяна Селиверстова
Директор по персоналу ILLAN COMMUNICATIONS
11
Начать дискуссию