Кто не работает, тот уволен: как замотивировать сотрудников и сократить текучку почти на 40%. HR-кейс SmartLeads
IT-рынок сильно штормит. Компании пытаются оставаться на плаву, но дикий кадровый голод тянет на дно. Чтобы там не залечь, рассказываем о 9 методах удержания сотрудников, которые проверили на себе.
Всем привет! На связи команда SmartLeads. Уже 10 лет мы занимаемся разработкой интернет-проектов, среди которых крупнейший в России и СНГ купонник Promokodus.com. Параллельно бизнес-развитию мы начали строить корпоративную культуру. И как вы могли понять, из-за нестабильности рынка совершенствовать эти процессы стало гораздо сложнее.
Повлиять на внешние обстоятельства, т.е. на нехватку специалистов в отрасли, мы не можем. А вот улучшить положение изнутри точно в наших силах. Поэтому в последние несколько лет был взят курс на удержание сотрудников.
Для реализации этой задачи мы провели аудит, изучили кейсы крупных игроков на рынке, продумали мотивационную стратегию и в результате за 2 года уменьшили текучку на 38%
О том, как мы этого добились, рассказываем дальше.
Проблема
Нехватка кадров. На самую базовую вакансию в нашей компании – контент-менеджера, который занимается поиском и сбором акций, – в 2021 году было примерно 2000 кандидатов/мес. Сейчас около 400. И этот показатель падает даже несмотря на тот факт, что заработная плата растет в соответствии с рынком. Искать же и обучать кандидатов стало дороже. Стоимость рекрутинга в нашей компании выросла в 3 раза.
Хотелось бы отметить, что особых требований к кандидату на должность контент-менеджера у нас нет. Дисциплина, внимательность, письменная грамотность – этого достаточно для успешного прохождения обучения и выполнения стандартных обязанностей. Но даже с таким набором только 10% откликнувшихся подходят. К сожалению, количество соискателей с качественным резюме упало.
Задача
Мы пришли к выводу, что необходимо активней работать на удержание текущих сотрудников, чем было ранее, т.к. в сегодняшней ситуации это намного практичней и выгодней.
Как действовали
Первым делом мы взялись за проведение детального аудита:
- Изучили существующие способы мотивации;
- Проанализировали методы мотивации крупных игроков на рынке;
- Определили потребности сотрудников в нашей компании.
В общем, сначала познакомились с теорией, а потом стали отрабатывать на практике.
Какие методы мотивации существуют?
Мотивация персонала – это различные стимулы со стороны компании, которые побуждают сотрудников работать эффективнее
Все методы мотивации можно разделить на две группы – материальные и нематериальные:
Материальная мотивация. Это деньги, которые сотрудник получает за свою работу. Включает в себя постоянную часть – оклад и переменную, которая зависит от производительности работника. Переменная часть может представлять собой:
Процент или комиссионные. Сотрудник получает процент от стоимости товаров или услуг, которые он продал. Во втором же случае из комиссионных состоит вся заработная плата.
Премии за достижение целей. Сотрудник получает дополнительную выплату, когда превосходит целевые критерии. Например, выполняет задачи быстрее, чем это предусмотрено планом, или, наоборот, экономит ресурсы компании.
Премии за ценность сотрудника. Выплаты начисляются за трудовой стаж внутри компании или за владение уникальными навыками.
Нематериальная мотивация. Не касается оплаты труда и включает в себя дополнительные льготы, связанные с потребностями сотрудника. Применяются для всех по умолчанию или за хорошую работу. Вот некоторые из них:
- Социальные гарантии – медицинские страховки, питание, транспорт до работы;
Обучение за счёт компании и участие в профессиональных конференциях;
Возможность путешествовать, работая в разных филиалах компании;
Модернизация рабочих мест;
Корпоративные награды и доски почёта;
Корпоративные мероприятия.
Помимо этих двух видов также существует прямая и косвенная мотивация.
Прямая мотивация. Включает в себя материальные и нематериальные методы. Направлена непосредственно на самих сотрудников (оплата обеда, обустройство рабочего места и др).
Косвенная мотивация. Это различные виды поддержки для семей сотрудников:
- Выплаты к событиям и датам (свадьба, рождение ребенка);
- Путёвки в детские лагеря, дома отдыха;
- Оплата транспортных билетов в период отпуска;
- Льготные места в детских садах;
- Новогодние подарки.
В то же время на одних только «плюшках» далеко не уехать. Параллельно необходимо улучшать социально-бытовые условия, климат в коллективе, давать возможность расти и развиваться, но при этом держать дисциплину. И только в совокупности всех этих факторов мотивация будет расти.
Анализ методов стимулирования персонала у крупных игроков на рынке
Перед разработкой собственной мотивационной программы мы провели анализ предложений крупных компаний. Внимательно изучили, какие льготы они предлагают соискателям, чем мотивируют и привлекают.
ВКонтакте
Авиасейлс
OZON
Рассмотрев различные варианты мотивационных программ, мы решили поэтапно внедрять аналогичные методы, опираясь на аудиторные показатели и потребности сотрудников.
Анализ потребностей
Выбор самого первого метода был затруднительным. Глядя на примеры выше, скажем честно, разбегались глаза. Поэтому для точного попадания мы решили составить общий портрет сотрудника и проанализировать его с точки зрения пирамиды Маслоу.
Данные портрета помогли нам зацепиться за следующие факторы - деловые качества сотрудника и его сфера деятельности.
Далее, рассмотрев пирамиду человеческих потребностей и сопоставив ее с потребностями профессиональными, мы решили начать с самой вершины - поддержать самореализацию сотрудников.
Иначе говоря, ввели спот-бонусы (финансовые поощрения) за повышенную активность, т.е. при проявлении амбиций. Так начался двухмесячный тестовый период для проверки эффективности метода как мотивации к работе. По его итогам среди сотрудников был проведен опрос. Мы получили положительный отклик и внедрили спот-бонусы на постоянной основе. В результате наша мотивационная программа стала расти.
Тестирование методов мотивации
Человек быстро забывает плохое и быстро привыкает к хорошему. Это и случилось со спот-бонусами. Со временем они стали восприниматься также обыденно как зарплата и премия, хотя выдавались намного реже. Так мы пришли к выводу, что программу мотиваций надо пополнять.
Обратились все также к портрету и пирамиде. В тот период ДМС было уже у всех на слуху и считалось одним из самых важных критериев при устройстве на работу. Особенно среди разработчиков. Об их требованиях ходили легенды. Как и том, что именно они выбирают компанию с благоприятными условиями, а не наоборот. Поэтому медицинское страхование стало вторым методом мотивации в нашей компании. И при этом успешным.
Страховую мы выбирали очень долго, около 2 месяцев, т.к. для нас было важно соотношение цены и качества. Обширная сетка медучреждений, приличный перечень услуг с включенной стоматологией - все это подбиралось с учетом пожеланий сотрудников. Хотя и были те, кто отказывался от ДМС из-за ненадобности. Но тут сыграло свою роль сарафанное радио: один рассказал про то, как успешно прошел обследование, другой повысил себе уровень палаты до комфорт класса в государственной больнице. В общем теперь медицинским страхованием пользуются все. Сейчас мы стараемся периодически напоминать о его существовании, о том, что туда входит, и как им пользоваться. В результате страховая отметила хорошую активность за последний год.
Но были и неудачные примеры. Методы работали только в краткосрочной перспективе и не показывали эффективность в дальнейшем.
Разрабатывать мы начинали их также с анализа пирамиды и потребностей сотрудников. Определив, что самореализация у нас основывается только на профессиональной сфере, решили подойти к этому этапу со стороны обучения и знаний. Так родилась идея с созданием корпоративной библиотеки. У нас она двух форматов: стенд с физическими книгами в офисе и диск с электронными книгами.
Для привлечения внимания к библиотеке решили провести розыгрыш с ценными призами, где сотрудникам предлагалось выбрать несколько книг и после прочтения написать о них отзывы. На этом этапе мы уже плавно переходили к восполнению социальных потребностей сотрудников - за счет условий конкурса организовали небольшой тимбилдинг.
И если тимбилдинг прошел на “ура”, то с розыгрышем все оказалось намного сложнее. Так по результатам первого конкурса 20% сотрудников написали более 20 отзывов, что показалось нам неплохим результатом. Во втором же конкурсе приняли участие уже 10% сотрудников в совокупности с 10-ю отзывами. Третий и пока последний конкурс на сегодняшний день также не дал первоначального результата - 12% сотрудников с 11-ю отзывами.
Сейчас библиотека все также продолжает функционировать, а вот розыгрыши пока на паузе. Но за них мы еще поборемся. И нет, не с сотрудниками. С ленью.
Еще одним неудачным опытом стало введение рейтинга. За выполнение совместных задач или помощь сотрудники начисляли друг другу смарткоины (аналог баллов), которые в результате можно было обменять на мерч или подарочный сертификат.
В самом начале к системе был заметен интерес. Сотрудники на энтузиазме активно взаимодействовали друг с другом, старались зарабатывать смарткоины. Но со временем все сошло на нет. Причина понятна: о таблице (которых в работе и без того много) просто забывали.
В результате мы проанализировали неудачный опыт, выявили недочеты как методов, так и их внедрения в программу компании, и извлекли полезные уроки. Так, например, система со смарткоинами трансформировалась в премию “Сотрудник месяца”, что отвечает второму запросу по таблице Маслоу - потребность в признании.
Мотивационная программа компании SmartLeads
За несколько лет подбора методом проб и ошибок мы сформировали стратегию по повышению мотивации среди сотрудников. Она охватывает не только человеческие потребности по Маслоу, но и профессиональные.
И самое главное - эта система работает! Особенно, когда бенефиты всегда перед глазами. Данное сообщение мы закрепили в основной корпоративной беседе
Итоги
С 2022 года текучка в нашей компании снизилась на 38% и по сей день держится на стабильно низком уровне. Успех ли это? Для нас однозначно да! Рынок штормит, поэтому что будет дальше - неизвестно. Но мы точно знаем, что мотивационная программа, как и мотивация наших сотрудников, будут расти!
А как система мотиваций работает у вас?