Человек с СДВГ: как научиться быть в обществе?
В Беларуси и России все непросто с диагностикой, лечением и психотерапией синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Препараты, предназначенные для лечения СДВГ, запрещены. Нет на русском языке специальных программ психотерапии, направленных конкретно на него. А необходимость в них есть. Человеку с СДВГ сложно работать долго на одном месте, достигать целей, быть последовательным, решать задачи жизни, сложно быть взрослым.
В своей статье остановлюсь на нескольких аспектах психотерапии, на которых можно акцентировать внимание, преодолевая СДВГ.
Возможности и ограничения психотерапии
Исследователи из Украины отмечали, что эффективность психотерапии в сокращении симптомов СДВГ составляет от 15 до 30%. Это немного.
Вряд ли уменьшится отвлекаемость, исчезнет гиперактивность и импульсивность.
Что может существенно измениться для человека с СДВГ, работающего с психотерапевтом?
- Это поможет ему уменьшить тревожность, депрессивные симптомы.
- Он научится жить в ладу с собой
- Он будет искать и в итоге найдет способы, помогающие ему эффективно работать, общаться и жить.
Какие виды психотерапии могут помочь?
В Когнитивно-поведенческой психотерапии есть протокол для лечения СДВГ, и ее принципы прекрасно подходят для “фильтрации” негативных мыслей. А их у СДВГшек может быть много.
Есть подходящие направления третьей волны КПТ — Терапия принятия и ответственности (АСТ), Терапия, сфокусированная на сострадании (Compassion-Focused Therapy).
Диалектико-поведенческая психотерапия тоже содержит много техник, которые будут помогать: навыки распознавания эмоций (особенно хорошо для тех СДВГшек, у которых есть алекситимия), упражнения для эмоциональной регуляции, обучение межличностному общению.
5 важных принципов психотерапии СДВГ
- Психообразование
- Самопринятие
- Адаптация
- Эмоциональная регуляция
- Ассертивное общение
Психообразование
Клиент должен знать все про СДВГ и свои симптомы, про то, что их усиливает.
Что его отвлекает? Во время каких занятиях он не может концентрироваться, а какие его надолго увлекают? Как он реагирует в ситуациях, когда не выспался или переутомился?
Какие еще факторы выбивают его из колеи?
Что ему помогает, что вредит?
Самопринятие
Человек должен научиться принимать себя и свои черты и не осуждать себя.
Он не хуже других, у него есть особенности. С этими особенностями он может добиваться успеха в определенных видах деятельности, и очень важно найти, в каких.
Убрать осуждение — очень важно. Когда человек избавится от самобичевания и станет концентрироваться на своих сильных чертах, он станет внутренне расти и добиваться внешних успехов.
Это может не понравиться некоторым работодателям (мол, с чего им принимать его таким неудобным). Но в самом начале самокритику нужно убирать полностью.
Адаптация
Внимание, важно! Не адаптация к миру, мол, есть такие условия, и я должен подстроиться под них и быть почти как все. А поиск условий, которые уже подходят сейчас.
Например, не шумный оупен спейс, а небольшой кабинет.
Не работа в офисе 8 часов, а чередование активностей в помещении и вне.
Не заставлять себя делать одну задачу три часа, а делать два дела одновременно 40 минут, переключаясь каждые несколько минут, если так комфортно.
Если есть дедлайны, выбрать для себя время, место, окружение, в которых можно достичь дедлайнов.
Не злоупотреблять кофе, алкоголем и прочими веществами, чтобы себе помочь.
Эмоциональная регуляция
Когда эмоции зашкаливают, человек долго не может прийти в норму. Обучить его регулировать сильные эмоции очень поможет ему общаться. Например, есть такое упражнение Светофор. Человек оценивает свое настроение как красное, желтое или зеленое в зависимости от степени интенсивности эмоций. Если красное — он не должен принимать важных решений и начинать важные разговоры.
Ассертивное общение
Рассказать друзьям и близким о себе. О том как им не надо себя вести. Как поддерживать. К чему относиться снисходительно.
Учиться ненасильственному общению, без манипуляций, без резких уходов. Делать несколько вдохов, прежде чем выпалить что-то грубое. Не вешать ярлыки на людей.
Учиться спрашивать у окружающих, что они думают и чувствуют, чего они ждут. Учить признаваться в том, чего человек с СДВГ не может.
С этим жить станет намного легче.