Мотивируй себя сам: как это?
Знаете, какой второй по распространенности вопрос от кандидатов пресловутого «поколения Z», когда они общаются с hr-специалистом на собеседовании? (После вопроса оплаты труда, конечно.
«Какие у вас в компании механизмы мотивации сотрудников?»
Да-да, порой всяческие курсы, фитнесы, оплаченные турпоездки, печеньки и пицца, красивый офис с лаунж-зонами и т.п. играют не менее важную роль для кандидатов, чем зарплата (а иногда даже более значительную роль!). Однако опытный хэдхантер после оглашения перечня «плюшек» непременно задаст встречный вопрос: «А умеете ли вы сами себя мотивировать?». И зачастую глаза юного и амбициозного кандидата округляются. «Сааам? А разве это не задача эйчара и руководства?».
Безусловно, в любой уважающей себя современной компании существуют определенные методы нематериальной мотивации сотрудников. С материальным поощрением всё предельно просто и понятно. А вот с дополнительными «плюшками» — не всегда. Во-первых, часто возникает диссонанс в представлениях «что такое хорошо» у каждого отдельного сотрудника и у руководства компании. Проблема в том, что все хотят разных «плюшек», а руководитель должен внедрить более менее однородную систему мотивации. Иными словами, всем не угодишь.
Во-вторых, в компаниях с продвинутым hr-уровнем и продуманной корпоративной культурой особым положением пользуются сотрудники, владеющие навыком «самомотивации».
Самомотивация – это умение самостоятельно находить вдохновение для решения задачи и вознаграждение самому себе за ее успешную реализацию.
«Метод пряника» работает очень просто: сделаешь эту работу хорошо за 2 дня, получишь премию; за 3 дня – абонемент в фитнес на полгода. Ну и еще публичную благодарность, конечно, в корпоративных новостях! Это всё хорошо ровно до тех пор, пока сотрудник не подсаживается на такое постоянное поощрение и не теряет способность выполнять даже несложные или, наоборот, очень увлекательные задачи «за просто так».
Гораздо сложнее и одновременно важнее уметь самостоятельно подвесить себе «морковку», которую сможешь заполучить по результатам своего успеха! В кризисные времена, когда компании сокращают расходы, такому сотруднику не придется уговаривать себя выполнять свои трудовые обязанности и вытаскивать себя за волосы из прокрастинации. Да и в самые лучшие светлые времена навык самомотивации пригодится: он позволит всегда быть самому себе ментором и получать радостное удовлетворение от работы, а не ждать поглаживания по голове от начальства.
Как научиться себя мотивировать?
Как и всё гениальное в этой жизни, это проще, чем кажется. Нужно задать себе всего два вопроса:
1. Что меня мотивирует? Составьте полный список ВСЕГО: от шоколадки до поездки в Париж, а затем сократите его до более реальных нескольких пунктов. Например, получится так:
Собственно ощущение профессионализма.
Ощущение, что вырос над собой, вышел на новый профессиональный уровень.
Радость от получения результата задачи.
Положительная реакция клиента на вашу работу, идею, предложение.
Похвала от генерального директора.
Упоминание вашего имени в благодарностях за успешных проект.
Отдельная благодарность за проект/задачу.
Персональное поручение новой супер-креативной задачи после реализации текущей.
Бонус в виде оплаченной поездки на конференцию, семинар.
Бонус в виде абонемента, курса чего-либо.
- Денежная премия.
2. Что из этих мотивирующих факторов я могу добыть сам? Проще говоря, все эти «плюшки» либо надо придумать, как достать самому, либо попросить о них руководителя без зазрения совести (культурно и конструктивно).
Важная ремарка: если ваш список мотивирующих факторов состоит всего лишь из одного пункта «1.Деньги», то тут метод не сработает. Скорее всего, вы либо находитесь в тяжелой финансовой ситуации, либо у вас напрочь отсутствует навык «самомотивации» и другие взаимосвязанные soft skills.
И совет: не торопитесь так и заявлять работодателю, что вас мотивируют только дополнительные денежные средства. Это чревато тем, что в рамках следующего проекта и премия, и вдохновение достанутся другому сотруднику, умеющему себя мотивировать без посторонней помощи.
Кстати, в следующей статье я расскажу, почему и когда прибавка к зарплате – не самый лучший мотиватор.
А что вас мотивирует в работе?