Директор по процессам и организационному развитию
В России есть довольно много организаций, которые профессионально занимаются описанием, оптимизацией и управлением своими бизнес-процессами на протяжении длительного времени. Соответственно есть руководители и специалисты (бизнес-аналитики), которые всё это начинали много лет назад, прошли через множество проблем и испытаний, стали мастерами своего дела.
Профессионализм директора по процессам и организационному развитию (далее – руководитель) оценивается не только по объёму знаний и навыков, а в первую очередь по объёму выполненных проектов. Но особенно большое значение в опыте работы имеет количество сложных рабочих ситуаций, которые удалось успешно преодолеть (приведены далее).
Краткий список трудовых достижений профессионального руководителя
- Управлял изменениями и успешно оптимизировал бизнес-процессы в условиях экономического кризиса (особенно 2008-2009 годов)
Управлял изменениями и успешно оптимизировал бизнес-процессы в условиях глобальной пандемии Covid19
Сохранял и продолжал деятельность по процессному управлению в организации в условиях смены высшего руководства (особенно многократного) или смены стратегии
Запускал проекты оптимизации бизнес-процессов в условиях сильного сопротивления персонала и преодолевал этот сопротивление
Когда высшее руководство не понимало важность оптимизации бизнес-процессов, убеждал и получал одобрение (поддержку) данных работ
В условиях недостатка ресурсов и времени выполнял все проекты качественно и в срок
Как минимум в одной организации в одиночку своими руками разрабатывал модели всех приоритетных бизнес-процессов
Внедрял и применял профессиональные системы бизнес-моделирования (например, Business Studio) не локально в своём управлении, а в масштабе всей организации
Находил способы решения сложных проблем в бизнес-процессах (снижение издержек, рисков, очередей), когда никто не знал, как это сделать
Создавал процессный офис и команду бизнес-аналитиков в организации с нуля, когда раньше никто и никогда в организации этим не занимался
С помощью современных технологий процессного управления и оптимизации добивался существенного улучшения показателей результативности бизнес-процессов (продажи, прибыль, количество клиентов, объём производства и т.п.), что подтверждено статистикой
Если руководитель прошёл через все эти ситуации, то можно сказать, что он испытал практически всё в своей профессиональной жизни, и его будет сложно чем-то удивить.
Главные функции и задачи директора по процессам и организационному развитию
- Руководство деятельностью процессного офиса или департамента организационного развития (далее – своего подразделения), включая планирование, решение оперативных вопросов, контроль и отчётность
Формирование команды специалистов (бизнес-аналитиков) и обеспечение их эффективной работы
Обеспечение взаимозаменяемости сотрудников своего подразделения
Моделирование, оптимизация, регламентация и актуализация процессов организации (как руководитель работ)
Управление разработкой комплексной цифровой модели организации (корпоративной архитектуры)
Согласование разработанных нормативных документов (политики, положения, порядки, инструкции, регламенты), согласование форм документов для процессов (приказы, заявления, анкеты, планы, отчёты и т.п.)
Управление проектами по своей компетенции
Участие в командах (рабочих группах) смежных проектов (в первую очередь в части ИТ и цифровизации)
Участие в работе комитетов и коллегиальных органов управления
Организация обучения и тестирования исполнителей процессов (персонала) по новым моделям и регламентам
Координация работы бизнес-аналитиков в подразделениях (центры компетенции), которые самостоятельно описывают и оптимизируют свои процессы
Управление показателями KPI процессов (разработка, мониторинг, отчётность)
Контроль и аудит процессов вместе с владельцами процессов и подразделениями внутреннего контроля и аудита (СВК, СВА)
Анализ и применение типовых отраслевых решений и успешных практик в области процессного управления, например «Большая библиотека бизнес-аналитика и специалиста по бизнес-процессам», «Сборник типовых моделей процессов для организаций всех отраслей»
Анализ инноваций и новых технологий в области процессного управления
Управление обратной связью по процессам в организации, обработка предложений (замечаний) от исполнителей процессов
Участие в проектах и задачах по оптимизации организационной структуры совместно с департаментом персонала
Разработка стратегии процессного управления
Участие в разработке стратегии развития организации совместно с планово-аналитическим управлением
Участие в проектах и задачах управления операционными рисками совместно с департаментом рисков
Организация эффективного функционирования системы бизнес-моделирования (например, Business Studio)
Права директора по процессам и организационному развитию
- Давать сотрудникам своего подразделения задания (поручения)
Контролировать сроки, качество и полноту исполнения функциональных обязанностей и заданий (поручений) сотрудниками своего подразделения
Привлекать к выполнению задач сотрудников других подразделений организации в рамках кросс-функциональных рабочих групп, процессных и проектных команд
Формировать самостоятельный бюджет расходов своего подразделения в рамках процесса бюджетирования в организации
Запрашивать и получать от подразделений организации материалы и документы, необходимые для работы
Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних организаций для решения вопросов, входящих в функциональные обязанности
Заказывать внешнее обучение (повышение квалификации) для своего подразделения в рамках выделенного бюджета
Заказывать внешние консультационные услуги для выполнения проектов и задач в рамках выделенного бюджета
Приобретать практические пособия для выполнения проектов и задач
Подписывать документы в пределах своей компетенции и полномочий
Вносить предложения высшему руководству по совершенствованию работы организации (в первую очередь бизнес-процессов и бизнес-архитектуры)
В приоритетном порядке увеличивать количество ставок (штатных единиц) в своём подразделении для целей выполнения критически важных и крупных проектов организации (при согласовании первого зампреда)
Другие права, предусмотренные трудовым договором и законодательством
Показатели KPI директора по процессам и организационному развитию
1. Качество работы
- Индекс удовлетворённости сотрудников организации процессами и регламентами (по опросам)
Количество нарушений SLA (Service Level Agreement) со стороны процессного офиса
Количество нарушений, выявленных при аудитах системы управления бизнес-процессами
Количество претензий (замечаний) к процессам в результате их неправильного или некачественного моделирования или регламентации
Текучесть кадров в процессном офисе
2. Время
- Доля (процент) проектов / задач организационного развития с нарушением сроков выполнения
Среднее время (длительность) актуализации / оптимизации процесса (из расчёта на количество моделей)
Среднее время (длительность) разработки нового процесса (из расчёта на количество моделей)
3. Результативность и эффективность
- Количество оптимизированных / актуализированных процессов (за период)
Количество разработанных и внедрённых на практике новых процессов (за период)
Суммарный рост продаж (производства) по оптимизированным бизнес-процессам (за период)
Суммарное снижение издержек (или экономия) по оптимизированным бизнес-процессам (за период)
Суммарное снижение фактической трудоёмкости (или времени выполнения) по оптимизированным бизнес-процессам (за период)
Суммарное снижение очередей или временных задержек по оптимизированным бизнес-процессам (за период)
4. Текущий статус
- Доля (процент) актуальных графических моделей процессов
Доля (процент) описанных (формализованных) процессов от общего количества процессов
Доля (процент) процессов, имеющих показатели KPI и постоянно измеряемых
Средний уровень зрелости процессов (по чек-листам)
Автор
Исаев Роман, www.isaevroman.ru
Полезные практические материалы и примеры из проектов по процессному управлению и организационному развитию в наших каналах: Вконтакте и Телеграм. Подключайтесь!