Больше быть, чем казаться. Что делать, чтобы стать кандидатом, которого ищут работодатели
Ходят легенды о способности рекрутеров оценить любое резюме за несколько секунд. Скажем больше, опытный рекрутер может сделать вывод о релевантности опыта кандидата даже по скупо заполненному профилю в профессиональной сети или фразе: "на конференции выступил Руководитель проектов внедрения компании X Иван Иванов» на новостном портале. Обсудили с Ольгой Кочергиной, партнером и руководителем практики «Digital & Ритейл» Marksman, как происходит поиск и отбор кандидатов на самом деле и что нужно делать, чтобы попасть в зону внимания рекрутера.
Хороший рекрутер - детектив, ищейка, Шерлок Холмс от HR, если угодно. Он ищет нужного кандидата по нескольким параметрам, ключевые из которых, это, конечно:
- Релевантный опыт
- Целевая компания
Релевантный опыт не равен названию позиции или перечислению обязанностей. Релевантный опыт означает соответствие задач, которые решает кандидат, результатов его работы и специфики компаний и индустрий, в которых он работал.
Пример: Поиск коммерческого директора макрорегиона в розничную сеть топ-3.
Возможные названия позиций интересующих нас кандидатов:
Коммерческий директор
Директор по продажам
CCO
Директор по развитию
Возможно, даже GM или CEO (да-да, такие карьерные переходы бывают)
Возможные целевые компании:
Сопоставимая по масштабам и объему бизнеса розничная сеть
Меньшая по масштабам и объему бизнеса розничная сеть (НО тогда мы будем рассматривать как раз кандидатов уровня выше коммерческого директора, чтобы совместить масштаб компании и масштаб личности
FMCG-производители
Cегмент e-commerce и маркетплейсы
Сегмент e-grocery
Где будет искать рекрутер:
- Внутренняя база самой компании
- Профессиональные и социальные сети. В том числе те, для использования которых нужен VPN
- Сайты по поиску работы. Для позиции такого уровня - вряд ли, но раз в год и палка стреляет
- Открытые источники, СМИ: публикации, статьи, целевые мероприятия и конференции (просмотр списков участников)
- Сеть рекомендаций рекрутер
Как видите, вариативность достаточно широкая. Тот самый кандидат может найтись на любом из перечисленных выше источников, в любом подходящем сегменте компаний и по названию позиции ─ тоже всё не copy+paste.
Так как оказаться тем самым?
В случае, если у вас нет полноценного резюме или страницы в профессиональной сети, достаточно просто хорошо делать свою работу и быть в отраслевом комьюнити. Всё, дальше вам позвонят.
Все самые крутые плейсменты, которые у меня были, ─ это кандидаты, найденные по рекомендации. У многих из них, и такие случаи не редкость, вообще ничего не было написано в резюме или соцсетях, то есть не было цифровых следов, по которым их можно было идентифицировать или найти по ключевым словам. Или страницы в соцсетях были такие, что лучше бы их не было.
Но при звонке и просьбе посоветовать нужного человека все тропинки неизменно вели именно к тому самому кандидату.
- Выберите подходящие каналы коммуникации. Это может быть канал в Telegram, личная страница или группа в социальной сети, блог на VC, Яндекс Дзен и других платформах.
- Делитесь полезным контентом. Это могут быть идеи, решения и кейсы из опыта.
- Налаживайте профессиональный нетворкинг. Сфокусируйтесь на людях, которые работают в похожих сферах. Это позволит расширить собственные профессиональные возможности и получить доступ к большему количеству ресурсов.
- Развивайте собственную экспертизу. Будьте в курсе тенденций, новинок, ситуации на рынке. Следите за другими профессиональными блогами, литературой и мероприятиями.
- Также работают публикации в СМИ и участие в отраслевых ивентах. Возвращаясь к нашему примеру, рекрутер точно пойдет в поисковик и будет искать рейтинг коммерческих директоров в ритейле или последние отраслевые конференции в FMCG. Так будьте же участником этих рейтингов и конференций.
В случае, если у вас есть резюме или полноценная страница в профессиональных сетях, рекомендации следующие:
- Фото. Да, снова о фото, но всё же это база: лицо крупным планом, приличный фон, более-менее неформальный стиль и соответствие текущему временному контексту. Фото, сделанное сразу после выпуска из вуза, или более 5 лет назад не подойдет, иначе на интервью могут быть сюрпризы.
- Название позиции должно отражать суть вашей работы, быть привычным для индустрии и вовсе необязательно повторять реальное название должности.
- Если вы работаете в крупной многопрофильной компании, в резюме или профиле обязательно должны быть отсылки к конкретному направлению бизнеса или продукту, которым вы занимаетесь.
Например, резюме системного аналитика из банка с перечислением стандартных обязанностей: сбор бизнес-требований, описание бизнес-процессов as is и проектирование as to be, постановка ТЗ на разработку, не говорит рекрутеру примерно ни о чем.
Только о том, что кандидату нужно дополнительно звонить и выяснять с какими именно продуктами или предметными областями он работает.
Потому что если рекрутер ищет бизнес-аналитика на предметную область РКО (расчетно-кассовое обслуживание), то хорошо бы видеть это в резюме сразу. Так будет понятно, что кандидат ─ тот самый.
- Информация об основном и дополнительном образовании.
- Хобби и волонтерские интересы приветствуются, но этот раздел лучше не перегружать.
Резюме с грамматическими или стилистическими ошибками. Абсолютное большинство экспертных и руководящих позиций предполагают, что соискатель должен грамотно излагать свои мысли и иметь большой словарный запас.
Частые переходы более трёх раз подряд сроком +/- 1 год в компании говорят о том, что человек нигде "не якорится". На интервью у таких кандидатов всегда "виноваты" рынок, внешние обстоятельства или корпоративная культура компании.
Большие паузы в карьере. Некоторые особенности можно уточнить только в личной беседе с кандидатом. Например, причиной перерыва в карьере могут стать личные или семейные обстоятельства. Но, опять же, таких пауз не должно быть более двух на горизонте последних 10 лет.
Хороший рекрутер ищет информацию о кандидате, где угодно. Даже если вас нет в виде резюме или страницы социальной сети в интернете, но вы ─ эксперт в своем деле и вас знают в профессиональном сообществе, вас точно найдут.
Так что вкладывайтесь в развитие, достигайте поставленных целей в любых бизнес-контекстах и развивайте сеть своих профессиональных контактов ─ это первично.
И тогда, узнав, не важно каким образом и откуда, о вашем существовании в один прекрасный день, рекрутер точно подумает: "Как долго я тебя ждала!"