Первый подход — когда HR определяет, что нужно сотрудникам. Это классический вариант, еще в начале 2000-х его исповедовал Макдональдс. Сотрудник приходит сначала уборщиком, потом становится кассиром, потом менеджером и так далее. Карьерная траектория задана и четко выстроена заранее. Это удобный инструмент, потому что он очень понятен для HR. С его помощью можно четко оперировать теми зонами, которые не закрыты в компании, и туда направлять весь поток персонала. Но у подхода есть и минусы, которые мы должны учитывать в текущих реалиях. А именно — динамично меняющаяся среда. И если еще 10 лет тому назад можно было с уверенностью сказать, что бухгалтер, ставший маркетологом — это исключительный случай, то сейчас это довольно распространенное явление. И IT-разработчик, который еще три года назад был слесарем, это не какая-то шутка, а уже данность. Таким образом, когда мы выстраиваем карьерную лестницу с четко определенными критериями и параметрами, мы ограничиваем людей в их выборе, а так как таких «исключений» из правил становится все больше, теряем будущих талантов с момента зарождения идеи. Сотрудники все более и более динамичны, появляются новые гибкие навыки, профессиональные компетенции становятся нарабатываемыми. Более того, требования к профессиональным компетенциям на начальных позициях, по ряду направлений, меняются так часто, что они становятся не приоритетными при выборе специалиста — важнее обучаемость и мотивация.