Управление изменениями в бизнесе на Executive MBAТехнологии, давление конкурентов, кризисные ситуации не оставляют компаниям шансов на развитие без перемен. Чтобы удержаться на рынке, 79% предпринимателей должны каждые 2-5 лет внедрять в свой бизнес изменения — и удается это только в 34% случаев. Но как адаптироваться к современным вызовам? Какие шаги предпринять, чтобы избежать неудачи? Здесь поможет научный подход к трансформации бизнеса, который так и называется — управление изменениями. В этой статье разберем процесс управления изменениями, его проблемы, преимущества и модели — то, что позволит справиться с преобразованиями и сохранить сотрудников.Антон ТолмаковСертифицированный эксперт «Института Адизеса», преподаватель программы Executive MBAКогда нужно управлять изменениямиРассмотрим четыре причины:1. Внедрение новой системыБухгалтерское ПО, офисные программы и даже ИИ для общения с клиентами.Пример: система интернет-бронирования отелей Booking.com эффективно перешла с Office 365 на Google Workplace. Компания проводила для сотрудников семинары, опросы и разработала программу обучения.2. Трансформация бизнес-моделиКогда организация выходит на новые рынки или объединяется с другой компанией.Пример: «Яндекс» купил части активов Uber в России и усилил свою позицию среди конкурентов. 3. Изменения в кадровом составе или корпоративной культуреСокращение персонала, привлечение нового высшего руководства или настройка системы мотивации. Пример: глобальная страховая компания Zurich Life бросила вызов бюрократии — уменьшила количество корпоративных встреч и дала руководителям и сотрудникам больше автономии. 4. Кризисная ситуацияКогда компания испытывает финансовые трудности или стала жертвой хакерской атаки.Пример: в период кризиса 2008 года компания «Глория Джинс» закрыла 21 региональное представительство, но в то же время увеличила число торговых представителей со 120 до 250 — это помогло сэкономить около восьми миллионов долларов и остаться на рынке.Преимущества управления изменениямиПо данным транснациональной ИТ-компании WalkMe, 47% организаций, внедривших управление изменениями, с большей вероятностью достигнут своих целей, чем те бизнесы, которые отказались от нововведений. Вот два основных преимущества, которые получают компании в ходе преобразований:1) Оптимизация процессов, возможность быстро принимать решения и конкурировать на рынке с крупными игроками — в этом помогут технологии.2) Повышение производительности труда специалистов и удовлетворенности работой — здесь важно, чтобы сотрудники чувствовали себя частью изменений.Также исследователи WalkMe уточняют: если неправильно спланировать преобразования, нагрузка на сотрудников вырастет на 30-40%. Как преодолеть сопротивление нововведениям у сотрудниковУправление изменениями стало формализованной дисциплиной в 2000-х годах. А до тех пор компании, которые переосмысляли свою работу, фокусировались на новых технологиях. И забывали о главном — о сотрудниках, на которых остро отражаются изменения. Сопротивление и недостаточная вовлеченность специалистов — две ключевые проблемы руководителей в период нововведений. Люди склонны сопротивляться новому, и если это произойдет с вашими сотрудниками, то изменения обернутся провалом. Чтобы решить проблемы с сопротивлением сотрудников, попробуйте следующие приемы: 1. Добейтесь, чтобы все сотрудники знали об изменениях, разъясните им преимущества.2. Убедитесь, что сотрудники понимают суть изменений и знают, чего от них ждут.3. Сфокусируйтесь на отдельном сотруднике и объясните, какие выгоды изменения принесут именно ему;4. Организуйте обучение сотрудников, чтобы каждый мог справиться с новой ролью или обязанностью.5. Когда изменения приведут к положительным результатам, проведите встречу и расскажите об этом сотрудникам.Модели управления изменениямиЧтобы эффективно настроить преобразования, советуем обратиться к уже существующим моделям. Выберете ту, которая подходит для вашего бизнеса.8-шаговая теория КоттераТеорию опубликовал профессор Гарвардской школы бизнеса Джон П. Коттер в 1995 году. Учитывайте, что она не включает обратную связь от сотрудников. 1. Создайте ощущение срочностиЛюдям нужен импульс, который убедит их действовать.2. Создайте руководящую коалициюНайдите сторонников идеи среди менеджеров, и они поведут за собой остальных.3. Сформируйте стратегическое видение и инициативыСоздайте пошаговый план и убедительную картину будущего.4. Набирайте добровольческую армиюДобейтесь поддержки от рядовых сотрудников. 5. Устраняйте барьерыСтарое ПО или оборудование, сопротивление сотрудников — отыщите способ убрать препятствия. 6. Добивайтесь краткосрочных выгодЗавершили проект раньше срока, получили положительный отзыв — делитесь достижениями с персоналом. 7. Ускорьте темпПосле первых успехов прилагайте больше усилий. 8. Закрепите результатУбедитесь, что нововведения работают и вошли в привычку. Модель Курта ЛевинаОснована на личности руководителя и состоит из трех этапов. 1. Разморозка. Подготовьте план нововведений и объясните сотрудникам, в чем смысл преобразований. 2. Действия. Постепенно, шаг за шагом проведите людей через изменения. Устраняйте барьеры и не прекращайте работу, пока не добьетесь результата. 3. Закрепление. «Заморозьте» изменения — проследите, чтобы сотрудники не возвращались к старым алгоритмам работы.Модель изменений ADKARОснована на исследованиях в 900 организациях, которые внедряли преобразования. Помогает оценить, насколько сотрудники готовы к переменам. По пятибалльной шкале сотрудник должен набрать минимум 3 балла по каждому пункту. 1. A (awareness) — осознание. Сотрудник должен понимать, зачем нужны перемены.2. D (desire) — желание. Человек должен захотеть участвовать в изменениях.3. K (knowledge) — знание. Специалист должен знать, как меняться.4. A (ability) — способность. Сотрудник должен применять знания на практике. 5. R (reinforcement) — закрепление. Сотрудник должен понимать, по какой системе оценивают его работу и какие меры ждут, если случится сбой.Как добиться успеха в условиях быстрых измененийНе существует универсального способа управления изменениями. Руководители неизбежно сталкиваются с сопротивлением сотрудников и низкой компетенцией менеджеров. Не всем удается спланировать нововведения и отличить полезные преобразования от неудачных. Однако риск того стоит.По данным цифровой платформы WhatfixЕсли вы хотите научиться диагностировать проблемы компании, последовательно внедрять нововведения и контролировать решения, которые принимают менеджеры, — на программе Executive MBA в Школе Бизнеса «Синергия» есть подробный модуль «Управление изменениями в организациях». synergyemba.ruExecutive MBA 26 сентября 2024Программа модуля основана на методологии Адизеса, которая выгодно отличается от представленных выше. Ицхак Адизес считал, что организации похожи на живые организмы. И у каждой есть свой жизненный цикл со специфическими сложностями на всех этапах развития. Это значит, что руководители и менеджеры должны освоить несколько управленческих стилей: 1. Производитель. Сфокусирован на результате и стремится создавать максимально хороший продукт в текущих обстоятельствах.2. Администратор. Сосредоточен на правилах и регламентах. 3. Предприниматель. Стремится к долгосрочному развитию, но ищет нестандартные идеи.4. Интегратор. Заботится о взаимоотношениях в коллективе, формирует взаимодополняющие команды. О том, как освоить стили управления и что делать дальше — рассказываем на программе Executive MBA для предпринимателей и топ-менеджеров. Обучение направлено на опыт работы на российском рынке, принимая во внимание особенности рынка и менеджмента в России, а студенты программы — состоявшиеся предприниматели из разных ниш.