Может ли конфликт быть продуктивным?

В нашем обществе существует социальная установка об исключительно негативном восприятии конфликта. Мы порицаем осуждении участия в конфликтных ситуациях и считаем избегание — оптимальное поведение в подобных ситуациях. Но на самом деле конфликтом можно управлять, а избегание может проецироваться на избегание работы и карьеры в затронутой конфликтом области.

Главная причина многих конфликтов в том, что стороны не видят выхода из создавшеися ситуации и выигрышных возможностеи для активнои работы над конфликтнои ситуациеи.

Основные причины конфликтов

  • Внутренние противоречия между хочу и должен, хочу и могу, хочу и хочу
  • Нарушение личных границ
  • Установка на соперничество и агрессивность вследствие предыдущего опыта
  • Конкуренция за ограниченные ресурсы
  • Враждебныи стиль коммуникации (подозрительность, игнорирование интересов, манипуляции)
  • Разные установки и нормы поведения
  • Борьба за свои смыслы и ценности

Разрешить конфликт можно только путем взаимодеиствия

Кажется, что все очевидно, не так ли? Существует пять стилей поведения в конфликте и только два из них ведут к продуктивному разрешению.

Может ли конфликт быть продуктивным?

Не бойтесь отстаивания интересов, но делайте это конструктивно и уважительно

Конфликт может стать толчком к переосмыслению существующих подходов и поиску новых решений. Он может помочь улучшить взаимопонимание между участниками и наладить коммуникацию. Разрешенный конфликт может помочь снизить напряжение в коллективе и улучшить психологический климат. Он помогает укрепить отношения между коллегами, а не разрушить их.

Тогда как действовать?

Шаг первый: выразите свою позицию через Я-сообщение

Шаг второй: фокусируйтесь на проблеме, а не на личности: важно обсуждать конкретную ситуацию, а не осуждать или критиковать личность собеседника

Шаг третий: проанализируйте потребности второй стороны

Шаг четвертый: найдите общую цель и возможность реализовать потребности обеих сторон по модели «выигрыш – выигрыш»

Шаг пятый: будьте открыты к диалогу, слушайте мнение второй стороны и старайтесь понять ее точку зрения

Дополнительная опция: не бойтесь обращаться к посреднику: если вам не удается разрешить конфликт самостоятельно, обратитесь к руководству или HR

Какие инструменты могут помочь в рефлексии над конфликтной ситуацией?

  • Тест Томаса-Килмана на определение стилей поведения в конфликтной ситуации
  • Теория Герчикова
  • Двухфакторная теория Герцберга
  • Различные психометрические методологии (DISC, MBTI...)

Время для карьеры — бережные карьерные консультации по подписке. Составим резюме и сопроводительное письмо, научим откликаться на вакансии, поможем сменить работу и построить план профессионального развития по ссылке 🧡

11
Начать дискуссию