Как достичь успеха, не идя по головам: 11 советов экологичного роста
Меня зовут Елена Шагиева, и я коммерческий директор музыкального сервиса «Звук». В прошлом — дизайнер студии Sulliwan и арт-директор Dream Industries. Хочу поделиться 11 уроками, которые извлекла по пути.
Почему я могу об этом говорить?
- Прошла путь от дизайнера до коммерческого директора за 4 года.
- Руковожу командой из 15 человек.
- Привлекла миллионы долларов инвестиций и десятки ключевых партнеров для «Звука», «Букмейта», DI Telegraph, «Теорий и Практик», Unisound и Instreamatic.
- За одну ночь создала дизайн сайта для Университета Сингулярности в Кремниевой долине и стала там арт-директором.
Приносите готовые решения
Руководителям платят за то, чтобы они принимали решения и брали на себя ответственность. Поэтому практически все боссы хотят, чтобы подчиненные помогали им в этом. Приходить к топу нужно с готовыми решениями, а не просто с вопросом «что делать дальше?».
Например, ставится задача собрать отчет о поведении определенной категории пользователей. Подчиненный А назначает время созвона, чтобы обсудить формат отчета. Подчиненный B делает отчет так, как считает нужным и показывает сразу готовый результат.
Да, возможно, во втором случае будут внесены правки или даже придется изменить подход с нуля. Но старт с готовой фактуры, по моему опыту, всегда приводит к оптимальному решению ощутимо быстрее.
Признавайте ошибки
Крут не тот, кто не делает ошибок, а тот, у кого есть силы признать их и вынести полезный опыт.
Сокрытие неудач чуть ли не самое мерзкое, что бывает в работе. Мой опыт показывает, что признание своей уязвимости требует большей силы, чем перфекционизм.
Совершать ошибки — чуть ли не самый человеческий опыт. Например, я перемудрила со сценарием первого виртуального концерта от «Звука» во время пандемии: путь к просмотру оказался слишком длинным, и многие пользователи не смогли добраться до трансляции. Но в остальных пяти онлайн-выступлениях мы учли этот опыт, и виртуальные залы были полными. В результате удалось охватить 3 миллиона человек.
Работайте на зачетку
Когда ты приходишь на новое место, — особенно если ты девочка, и у тебя на груди не висят десятки золотых логотипов, кричащих о том, где ты уже поработала, — единственное, что может тебя спасти — это работа на зачетку.
Впахивай так, как будто завтра не существует. Работай по выходным, до 10 вечера, приходи в офис раньше всех и уходи позже всех. Это не для того, чтобы показать, что ты жертвуешь собой ради карьеры. Это самый простой способ вникнуть в то, что происходит, и показать себя на максимум.
Я приехала в Институт Сингулярности, чтобы стать стажером. Но посмотрела на их сайт, и решила накидать за ночь схему нового. На утро презентовала боссам: у меня вся стена как у маньяка была заполнена распечатанными листами бумаги. От них шли ниточки, которые визуализировали ссылки и «вели» в разные блоки.
Проект одобрили и спустя время я получила должность арт-директора. Если бы меня попросили все это подготовить, результат не произвел бы такого впечатления.
Важно эффектно вытащить кролика из шляпы. После тройного тулупа исполнить еще и сальто. Тут случается волшебство, ты разворачиваешь к себе людей.
Будьте как персонаж Эн Хэтуэй в «Дьявол носит Прада». Предвосхищайте и удивляйте.
Земли обетованной нет
Периодически слышу от профессионалов в России, что в «нормальных странах» как-то иначе, что в глобальных компаниях «на Западе» все идеально. У нас до сих пор есть люди, которые думают, что просто переезд сделает жизнь лучше.
Побывав в 25 странах, включая США и Канаду, с уверенностью могу сказать: земли обетованной нет. Везде свои радости и сложности.
Куда бы вы не ехали, вы везде берете с собой себя.
Если много ныть в Москве, в Нью-Йорке тоже будет не очень.
Выучите английский
Одну из лучших книг в своей жизни я слушала на английском — Talking to strangers. Ее нет на русском и никогда не будет. Для того, чтобы развиваться как профессионал (да и как человек), необходимо знать язык.
Это самый простой способ открыть доступ к любой информации обо всем: от фильмов и сериалов, до научных статей, аудиокниг и подкастов, которые никто никогда не переведет. Путешествовать, находить друзей и искать работу тоже станет сильно проще. Да и чем бы ты не занимался, говоря по-английски, найдешь больше единомышленников.
Убирайте телефоны со стола
Самое присутствие телефона в поле видимости (да, даже когда он перевернут) повышает тревожность и отбирает внимание. А его отсутствие позволяет людям ближе общаться и улыбаться на 30% больше.
Хотите глубоких отношений и полноценного внимания к тому, о чем говорите — убирайте телефоны со столов на встречах и свиданиях. И без соцсетей жизнь сильно проще. Наш хардвер (wetware, как его называет Винтон Серф, который интернет придумал) остался таким же, какой он был у ребят в пещерах, которые рисовали на стенах бизонов.
Мы на уровне мозгов не умеем справляться с таким количеством визуальной стимуляции, которую получаем из соцсетей.
Единственный кейс, когда я думаю, можно достать телефон при встрече — чтобы записать совет друга. Так часто полезная информация просачивается мимо пальцев.
Бегайте
Бег — это секта. Легальный способ получить кучу эндорфинов, социально приемлемый повод бывать несколько часов в неделю с самим собой, возможность влюбиться в город, в котором живешь или в который приехал.
Все лучшие идеи приходят во время бега.
Например, сториз в музыкальном сервисе «Звук». Если начинаете задыхаться, значит бежите слишком быстро, бегите медленнее, так, чтобы вы могли произнести одно предложение целиком. Нет времени на книги — бегайте и слушайте их одновременно. Дорогие кроссовки не нужны, это маркетинг.
Учитесь у менторов, а не у институций
По моему опыту, за раскрученными брендами образовательных институций стоит конкретный курс, п��еподаватель, куратор или человек. Определите, кто этот человек и постарайтесь использовать время с «мастером» с максимальной пользой: слушать внимательно, практикуйте то, чему вас учат.
Образование — это не про стены лекториев и корочки, а просто умение работать с информацией и ее источниками.
Образовательные институции бесконечно медленные, настоящие знания есть только у практиков.
Моим главным преподавателем в Британке несколько лет был Тим Симмонс, жесткий и очень крутой. В разговоре с ним рано или поздно рыдала каждая. Именно он научил меня смотреть на мир критически и показал, что все можно ставить под вопрос.
Будь честным с собой и делай то, что нравится
Есть два подхода к жизни. Либо ты подчиняешься чужому мнению — заказчикам, боссам и страдаешь, что не самореализуешься. Либо находишь людей, с которыми у вас очень сильно совпадают взгляды и без давления ты делаешь то, что нравится.
Когда ты с собой честен, то единомышленники всегда находятся.
А если с кем-то не особенно идет работа, надо это прекратить. И даже согласиться на меньшие деньги, но получать больше удовольствия от процесса.
Тратьте деньги на других
Несколько исследований показывают, что эгоистичные траты в длинной перспективе приносят сильно меньше удовольствия, чем траты на других людей. Приятно делать приятным людям приятно.
Консьюмеризм по определению будет придумывать новые рецепты для счастья: купите вот этот крем, вот эту машину или вот эти вещи, и тогда наконец-то вы сможете выдохнуть и насладиться жизнью. Опыт показывает, что они неправы. А вот забота о других полезна на генетическом уровне.
Всем страшно
Ценный опыт, отношения и умения часто прячутся за страхом. Мне с большим трудом это дается, потому что вначале приходится лажать. Хорошая новость, что у всех так. Просить новую позицию на работе — страшно, говорить о своих чувствах откровенно — страшно, самовыражаться тоже. Но потом отпускает, становится комфортно и смешно, что раньше что-то было страшно.