Решения «на чуйке» и никаких метрик. 5 мифов о B2B-продактах
Всем привет! Меня зовут Марина Кузмичева, я lead product manager платформы автоматизации маркетинга Mindbox. Работаю в команде CDP (платформа клиентских данных) — это наш ключевой продукт, на котором базируются все остальные.
На собеседованиях и в профильных чатах часто слышу, что, в отличие от коллег из B2C, продакты в B2B ненастоящие: не проводят исследования, не анализируют метрики, а просто пилят заказные фичи.
Решила развеять мифы о B2B-продактах: в статье расскажу, как мы кастдевим клиентов, тестируем гипотезы и оцениваем эффект от фичей. А для тех, кто заскучал в B2C и подумывает сменить карьерный трек, в конце есть чек-лист, как вырасти в крутого B2B-продакта.
Миф № 1. В B2B заказная разработка, поэтому менеджер продукта не нужен
Некоторые клиенты B2B-сервисов, в первую очередь крупные, ждут, что продукт будут дорабатывать под их требования. Иногда это действительно происходит, особенно если речь про стартапы или вендоров, которым бóльшую часть выручки приносят два-три больших клиента.
Отсюда возникает миф, что вся разработка в B2B заказная: не нужно погружаться в задачи клиентов, инвестировать в проверку гипотез — можно просто пилить фичи за деньги.
То есть без продакта как будто можно обойтись — достаточно проджекта и аналитика. Первый организует работу команды, второй собирает и описывает требования клиента, а затем передает в разработку.
Как на самом деле. Заказная разработка в B2B — скорее исключение из правил. У массового сервиса с подписной моделью в принципе не может быть заказной разработки. С ней не получится масштабироваться: слишком сложно поддерживать разные версии продукта. По подписке работают и «1С-Битрикс», и iiko, и amoCRM — собственно, все или почти все участники рейтинга российских SaaS-компаний.
Например, мы в Mindbox не дорабатываем продукт по любому запросу — сначала вникаем в потребности бизнеса. Когда у нас просят новую фичу, мы пытаемся понять, для чего она нужна, какова ее возможная ценность для клиента и для нас. Для этого проводим интервью с пользователями — это существенная часть работы: в среднем у продактов в Mindbox на это уходит до 25% рабочего времени.
Объясню на примере реального кейса из фешн-индустрии. Один онлайн-магазин хотел варьировать скидку на товары в корзине в зависимости от их стоимости. Цель — предлагать наиболее привлекательную скидку, чтобы как можно больше клиентов оплатили отложенный товар. Мы предположили, что фича будет потенциально полезна и другим компаниям из той же индустрии, с похожим средним чеком. Таких оказалось много — значит, усилия по разработке окупятся, можно приступать.
Часто оказывается, что запрашиваемая фича вообще не нужна — задачу можно решить инструментами, которые уже есть. Например, одному из наших клиентов нужно было отфильтровать получателей рассылки по городу проживания. Параметры для фильтра собраны в древовидный список — приходилось прокручивать их, искать нужный. При этом список грузился долго.
От других компаний подобного запроса не поступало, поэтому мы начали копать, в чем причина неудобства. Оказалось, у клиента не была настроена иерархия в списке: страна → округ → область → город. Благодаря ей настраивать параметры удобно и без поиска.
Поиск мог сделать фильтрацию чуть удобнее, но значимо не повлиял бы на бизнес. Со временем мы планировали сделать новый вариант страницы, в том числе добавить поиск, — это часть большого проекта по редизайну. Сейчас нам эта функция стоила бы одну-две недели ресурса разработчика. Поэтому мы решили не браться за нее и подсказали клиенту, как структурировать список для удобства.
Миф № 2. В B2B продуктовые решения принимаются «на чуйке»
У B2B-продукта по определению меньше пользователей, чем у B2C. Отсюда делают вывод, будто данных у нас недостаточно и продуктовые решения принимаются «на чуйке».
Как на самом деле. В B2B действительно меньше пользователей, но у большого продукта их не десятки и даже не сотни. Так, по состоянию на август 2024 года с Mindbox работают 1130 компаний — это 16 тысяч пользователей-маркетологов. И все они создают акции и рассылки, сегментируют клиентскую базу, проводят AB-тесты и смотрят маркетинговые отчеты. То есть данных для продакта достаточно — нужно только их собрать.
Каждая продуктовая команда ищет инструменты для сбора данных под свои задачи. Например, недавно команда стажеров обновляла страницу логов, которые помогают отслеживать действия пользователей в Mindbox. Сначала провели интервью с клиентами, чтобы понять, как часто и зачем они используют страницу. Обнаружили два основных сценария:
— перейти из конкретной рассылки или акции, чтобы узнать, кто ее редактировал;
— зайти напрямую, чтобы выгрузить логи в свое хранилище.
Из этого родилась гипотеза, что фильтрами на странице логов пользуются нечасто и некоторые из них можно удалить. Чтобы проверить ее, встроили на сайт невидимый пиксель: он показывал, когда клиент пользовался тем или иным фильтром. С помощью пикселя выяснили, какие фильтры на странице используют редко, а какие никогда, — первые спрятали, вторые удалили.
Без предварительного интервью пиксель не дал бы нам полную информацию: мы бы не понимали пользовательские сценарии. То есть видели бы, что клиент применяет фильтры, но не знали бы, настраивает он их вручную или переходит на преднастроенный фильтр с других страниц. Соответственно, не понимали бы, как строится клиентский путь и как его поддержать на новой странице.
В некоторых случаях используем сервис для визуализации данных Grafana. Основная его функция — оценивать производительность и скорость работы платформы, но некоторые команды применяют его и для оценки продуктовых метрик. Например, так делала команда по разработке In-App — всплывающих окон в мобильном приложении. С помощью Grafana отслеживали, как часто в приложениях наших клиентов применяются In-App с просьбой подписаться на мобильные пуши.
В «Яндекс Метрике» мы используем карту кликов, чтобы визуализировать клиентский путь на странице продукта и сформулировать гипотезы для улучшения CJM. Например, раньше у нас была кнопка «Показать еще 50 элементов» — использовали ее на всех страницах с большим количеством пунктов, например при выводе получателей конкретной рассылки. Проверили — оказалось, что на эту кнопку активно кликают. Поэтому мы сделали так, чтобы новые элементы списка подгружались автоматически, когда пользователь долистывает до конца страницы. Это избавило наших клиентов от лишних действий.
Миф № 3. В B2B-продукте невозможно проверять гипотезы
Этот миф связан с предыдущим: у B2B-продуктов немного пользователей, выборка слишком маленькая, поэтому проводить AB-тесты и вообще проверять гипотезы не получится.
Как на самом деле. Действительно, проводить AB-тесты в B2B-продуктах не всегда возможно, но есть другие способы для проверки гипотез. Это можно делать через MVP благодаря тому, что есть прямой доступ к клиентам.
Так, в формате MVP мы тестировали автосегментацию на основе вычисляемых полей. Она определяет любимую товарную категорию покупателя, и он получает скидку. Mindbox рассчитывает любимую категорию исходя из того, какие товары человек чаще всего покупал или просматривал. Раньше эту работу вручную делали маркетологи вместе с бизнес-аналитиками.
Сначала сегментацию выполняли вручную для отдельных клиентов: продакт-менеджеры Mindbox по запросу группировали покупателей по предпочтениям. То есть компании получали готовые сегменты без привлечения бизнес-аналитиков.
Затем мы помогли клиентам провести AB-тесты. Например, «ВсеИнструменты.ру» сравнивали автосегментацию с отсутствием сегментации. Оказалось, открываемость и кликабельность писем выше, если использовать вычисляемые поля и делать рассылки по предпочтениям аудитории. Так мы убедились в пользе вычисляемых полей и привлекли разработку для их автоматизации.
Миф № 4. В B2B-продуктах нет метрик для оценки эффективности
Из-за представления, что в B2B мало пользователей, можно подумать, что у нас не хватает данных для оценки эффективности и, соответственно, масштабирования продукта. Кажется, что мы пилим фичи, отдаем их клиентам и при этом не оцениваем пользу для бизнеса.
Как на самом деле. Метрики в B2B, конечно, есть. Просто не все B2C-метрики для нас применимы. Например, мы не можем ориентироваться на количество уникальных пользователей за сутки (DAU) — у нас нет такой частоты использования. Или удержание (retention) — кроме развития продукта, на него влияют слишком много других факторов.
При этом ничто не мешает использовать в B2B такие общеизвестные метрики, как число уникальных пользователей за месяц (MAU), индекс удовлетворенности клиентов (CSAT) и рентабельность.
Главная метрика для нас в Mindbox — проникновение фичи, аналог MAU. Чтобы оценить его, для каждой фичи определяем целевой сегмент — клиентов, которым она потенциально полезна. Размер целевого сегмента позволяет понять, можно ли будет масштабировать фичу. Поясню на примере с автосегментацией, о которой я рассказывала выше.
Сначала определили размер целевого сегмента. Автосегментация полезна для больших e-commerce-компаний: при их объемах базы и товарной номенклатуры ручная сегментация становится слишком трудозатратной. На тот момент таких компаний у нас было 700, то есть чуть больше 60% всех клиентов Mindbox. Значит, у фичи хороший потенциал.
Дальше мы поставили цель — сколько клиентов будут пользоваться автосегментацией до конца года. Для этого применили инновационную модель, которая делит пользователей на пять типов: Типы пользователей и процесс принятия решений.
Сверили с моделью количество тех, кто уже пользуется автосегментацией, — таких клиентов как раз оказалось 2,5%. Исходя из этого предположили, что и следующий этап будет соответствовать модели: использовать новую фичу в ближайшие после релиза месяцы будут готовы первопроходцы, то есть 13,5%. Такую цель и поставили до конца 2024 года — 80 клиентов.
Чтобы увеличить проникновение автосегментации, уже начали писать истории успешного применения — публикуем их в «Mindbox Журнале», который читают многие пользователи. Готовим рассылки и уведомления в продукте, разрабатываем подборку механик с новой фичей. Планируем также провести мастер-класс на «Mindbox Конференции», где собираются почти все наши клиенты.
Следующий этап — измерить удовлетворенность пользователей. Для этого используем попапы, которые всплывают во время работы с платформой. Например, у нас появились новые фильтры, чтобы сегментировать клиентскую базу. Когда маркетолог нажимает на кнопку, чтобы применить фильтр, то видит попап с просьбой оценить удобство обновленной страницы.
Еще один источник обратной связи от клиентов — чат в самом продукте, где клиенты оставляют вопросы.
Ежемесячно отслеживаем количество вопросов от пользователей и хотим в перспективе его снижать. Конечно, при появлении новой фичи вопросов всегда становится больше — примерно на 10%. Главное, чтобы рост не был взрывным — на 30% и более. В таком случае стараемся быстро доработать фичу.
Анализируем не только количество вопросов, но и содержание: группируем по темам и в первую очередь внедряем доработки, которые позволят устранить часто возникающие трудности.
В ближайших планах — научиться оценивать, как изменения продукта влияют на выручку от него. Это общая для нашей сферы проблема: в B2B-продуктах почти всегда неоднозначная корреляция между изменениями продукта и влиянием на продажи. Понять, как измерять рентабельность изменений, — одна из ключевых задач на следующее полугодие.
Миф № 5. Навыки B2B-продактов не востребованы на рынке
Этот миф — следствие предыдущих четырех. Считается, что после B2B сложно найти работу: навыки не подходят для работы в B2C.
Как на самом деле. В B2B своя специфика, но работа предполагает такое же развитие продуктовых навыков, как в B2C. И применимы они везде.
Меня регулярно пытаются схантить — я успешно прохожу технические собеседования в «Сбер», «Яндекс», «Т-Банк». Двое наших продактов ушли в B2C-компании — в «Яндекс» и «Т-Банк», еще один мой знакомый B2B-продакт ушел в Ozon. Выборка, может, и не такая большая, но примеры показательны.
Бонус: как вырасти в сильного B2B-продакта
- Прокачиваться в продуктовых интервью.
Преимущество B2B в том, что у продактов есть прямой доступ к клиентам, а они заинтересованы в коммуникации с вендором. Важно не бояться общаться с клиентами: чтобы выяснить их задачи и понять, как они пользуются продуктом, нет ничего лучше личного общения. Интервью помогут прокачать и софт-скилы: слышать собеседника и докапываться до сути проблемы, аргументировать решения, устанавливать договоренности.
- Искать нужные данные для аналитики.
Даже если кажется, что в продукте нет данных, — это не так: данных нет, только если нет пользователей. Отталкиваться стоит от задачи: сформулировать гипотезу, понять, какие данные нужны для ее проверки, и искать способы собрать их.
- Запускать MVP, прежде чем начинать разработку.
Ценность новой фичи или продукта для пользователей можно и нужно проверять без разработки. Для начала стоит сделать MVP, протестировать его с заинтересованными клиентами и отдавать в разработку, только если ценность доказана на данных.
- Измерять эффект от изменений в продукте.
Это необязательно должна быть верхнеуровневая метрика — подойдет проникновение фичи или даже количество вопросов от клиентов. Главное, чтобы ее можно было проследить в динамике. Это покажет, развивается ли продукт в правильном направлении, позволит авторизовать успех или отрефлексировать неудачу.
- Предлагать улучшения.
Развитие продуктовых компетенций во многом зависит не от специфики компании, а от самого сотрудника — возможности есть всегда. Например, у нас раньше не было метрик продукта — теперь есть. Все продакты, которые у нас работали, приложили руку к тому, чтобы аналитика появилась. Думаю, опыт внедрения метрик будет востребован в любой компании, даже если у нее уже хорошо развита продуктовая аналитика.
Кто-то на vc делится скрином из моего канала. Вот это да
Екатерина, надеюсь вы не против? 😌