Как проверить работодателя и выбрать компанию для трудоустройства
Привет, с вами Вячеслав Егоров, основатель и CEO MediaTen. Моя компания 13 лет разрабатывает для бизнеса коммерческие и корпоративные веб‑платформы, сервисы и мобильные приложения.
За время работы агентства я всегда шел к укреплению его репутации и перед клиентами, и перед сотрудниками. Но из-за наличия недобросовестных работодателей и мошеннических схем, у специалистов растет недоверие к предлагаемым должностям.
Соискатели заинтересованы в надежном месте работы. И это правильно. Поэтому считаю обоснованным – желание узнать подробности о рассматриваемой компании и убедиться в реальности написанного в ее вакансиях.
Этот гайд о том, как провести свое «расследование» и на что еще стоит обращать внимание при выборе работодателя.
Как проверить работодателя
Убедиться в надежности и честности компании не так сложно, если имеешь представление о том, кого стоит кидать в личный ЧС. Немного внимательности, чуть логики и знание пару официальных платформ – все, что нужно для вычисления обмана.
Первый уровень фильтрации – исключение объявлений от явных мошенников. Буду краток и укажу красные флажки, которые находятся в самих вакансиях и появляются после отклика.
🚩 Завышенная оплата труда и часто для соискателей без опыта.
Реальный пример: помощник на маркетплейс (заявки, посылки, карточки) от 134 500 до 161 400 ₽ до вычета налогов.
🚩 Триггерная надпись, которая подразумевает переход в стороннюю систему с оплатой доступа и вводом конфиденциальных данных.
Классика: ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ, после отклика на данную вакансию потребуется предоставление информации или выполнение иных действий на сторонних информационных ресурсах.
🚩 Непонятно где работать и что точно надо делать.
Обычно указано, что для объяснений свяжется оператор или менеджер.
🚩 Положительные отзывы ни о чем конкретном.
Сплошное хэппи без указания, чем именно занимался сотрудник, сколько ему платили и какие условия труда.
К отзывам в целом следует относиться не как к самому правдивому источнику. В зависимости от возможностей площадки их оставляют даже конкуренты. Беря же в учет, что в основном комментируют те, кто чем-то недоволен, а не наоборот, то пара негативных мнений бывших сотрудников зачастую неинформативна. Но когда их десятки, то вряд ли вас ждет что-то хорошее.
Второй уровень – проверка на существование организации, ее вид деятельности и правовые обязанности. Даже наличие компании в Сети не гарантирует того, что она существует. Некоторые лжеработодатели создают сайты-обманки и присылают ссылки на них. Информация на таких платформах выдуманная или дублируется с ресурса реальной фирмы.
1. Самостоятельно введите наименование в поисковик.
Посмотрите результаты выдачи. Если у компании нет ни профиля в браузере, ни сайта, ни соцсетей, то это весомый повод задуматься о ее наличии. Как и то, что выдается другая платформа.
2. Запросите сведения из ЕГРЮЛ или ЕГРИП на сайте ФНС России.
Для этого достаточно указать название компании. В итоге вы убедитесь, что работодатель является юридическим лицом. Узнаете ИНН, ОГРН, вид деятельности, локацию и получите выписку в PDF. Частичные данные можно пробить в сервисе «Прозрачный бизнес».
3. Интересует должность в IT – посмотрите компанию в списке аккредитованных компаний на "Госуслуги".
Подходит вариант только тогда, когда есть аккредитация. Если она не указана в информации о работодателе, то ее отсутствие не говорит, что он плохой. Возможно, организация не прошла проверку из-за нежелания заморачиваться. Но если написано, что аккредитация имеется, а ее нет, то уже подозрительно.
4. Обратите внимание не только на возраст компании, но и ее перспективы.
Чем дольше фирма на рынке, тем она кажется надежнее. Часто так оно и есть. Однако конкуренция и спрос – это определяющие факторы в продвижении и финансировании. Некоторые ищут новых сотрудников из-за того, что не в силах покрыть зарплатные ожидания старым.
Третий уровень – отбор в ходе общения или переписки. Само существование компании не гарантирует, что вам захочется в ней работать. Бывает, что в вакансии перечислен далеко не весь список обязанностей или прописана слишком широкая зарплатная вилка. И за просторным офисом может скрываться помещение на старом заводе. Все эти детали уточните у представителя работодателя, с которым выйдете на диалог.
1. Составьте список вопросов, которые для вас важны в работе. Чем больше вы узнаете деталей в начале, тем меньше риска в дальнейшем.
- Какой график работы? Требуется ли выходить сверхурочно?
- Официальное оформление по ТК РФ или другие варианты?
- Где предстоит работать? Как обустроено место?
- Есть полный список обязанностей? Время на онбординг? Наставник?
2. Проанализируйте данные вам ответы. Все прозрачно и понятно объяснено – отлично. Говорят, что расскажут детали на собеседовании – либо проблемы с рекрутером, либо с компанией. ЗП может определяться по уровню, но увиливание от тем об условиях работы – явный критерий недобросовестности.
3. Узнайте обо всех этапах отбора на должность. Устраивают ли они вас? Возможно, что вы ведете общение не с самим работодателем, а посредником – кадровым агентством, которое собирает базу соискателей. Да и в компаниях поиск и найм сотрудника может длиться 1-2 месяца. Пока она рассмотрит все резюме, портфолио, тестовые задания… Последние вообще могут быть лишь способом сбора готовых решений. Их следует внимательно изучить перед выполнением.
Четвертый уровень – очное знакомство, оффер и договор. По смыслу это отдельные шаги, но они стремительно идут друг за другом. На каждом из них свои звоночки.
- При личной встрече попросите показать вам рабочее место и команду. Постарайтесь пообщаться с коллективом, чтобы понять настроение его участников. Аккуратно разузнайте о текучке сотрудников: кто и сколько находится в компании.
- При получении оффера еще раз изучите список предстоящих задач, график и прочее – все ли соответствует сказанному ранее.
- Прежде чем подписывать трудовой договор, прочтите его полностью! И если есть вопросы, то обязательно их задайте. Заметили подозрительные регламенты и штрафы – вы все еще вправе отказаться от должности.
Даже известные официальные организации грешат конвейером в найме. Увы, удаленным соискателям сложнее распознать настоящие мотивы потенциального работодателя. Как вариант – найти сотрудника компании или хотя бы того, кто о ней знает, живет в том же городе, и спросить его мнение.
Что важно при выборе работы
К неочевидным критериям выбора компании относятся:
- внутренняя организационная структура,
- возрастные рамки коллектива,
- специфика формата деятельности.
Уточнения по данным критериям полезны тому, кому не все равно на свое дальнейшее развитие в карьере и экологичность отношений в команде.
Под внутренней организационной структурой часто понимают только ранжирование штата. На самом деле это и способы коммуникации, и наличие обучения специалистов, и проведение грейдирований, и система поощрений, и мероприятия, и плюшки. Узнать о ней можно еще в переписке или на собеседовании. Тогда же и спросить о возрасте сотрудников.
Молодой коллектив – не самый подходящий вариант для взрослого соискателя на должность одного уровня с тем, кто сильно младше. И наоборот, в консервативные устоявшиеся взгляды сложно добавить креатив и новый подход.
Про специфику формата деятельности объясню конкретно на IT-области. Именно в ней происходит глобальное непонимание соискателей: в чем разница между отделом в компании с иным видом деятельности, проектной командой и аутсорс-агентством.
Несмотря на выбранное сужение я приведу отличия, которые есть практически в любом направлении. Они обусловлены тем, что и как продает ваш будущий работодатель. И этот напрямую влияет на ваши задачи и профессиональный рост.
IT-отдел
Технический отдел занимается поддержкой аппаратных и программных систем в организации. Специалисты настраивают и обновляют ПО, сами устройства, а также следят за серверами, базами данных и работой функционала платформ компании:
- корпоративных ERP, PRM, CRM и других систем для управления;
- сервисов;
- коммерческих платформ.
Количество сотрудников в подразделении зависит от возможностей и потребностей организации. Например, небольшой юридической фирме достаточно одного универсального спеца, который и с железом на «ты», и их сайт проконтролирует. А на веб и мобайл ресурсы известного банка уже и сотни человек не хватит.
Из плюсов трудоустройства в IT-отдел – погружение в одну сферу деятельности. Если брать маленький штат, то зачастую нет особой спешки, контроля и отчетности. Но и развития тоже особо нет.
Компания, реализующая свои цифровые продукты или сервис
Маркетплейсы, агрегаторы, игры, те же CRMки – все это кому-то принадлежит. И их надо разрабатывать, поддерживать, расширять. Что и делает проектная команда, в которую вы можете попасть.
Здесь уже речь об IT-компании, а не просто подразделении. И ей максимально важен стек специалиста, его уровень и опыт. Соискателю же стоит обратить внимание при выборе работы на то, что от него хотят:
- создать новый продукт,
- добавить фичи,
- поддерживать и отлаживать баги.
Стабильность участия в проекте связана с актуальными требованиями и спросом рынка. Может оказаться и так, что вас освободят от обязанностей после разработки или дадут рутинные задачи, не предусматривающие развития. Вдобавок, одни сервисы успешно существуют несколько лет, другие – 1-3 года.
Аутсорсинг и аутстаффинг
Аутсорс и аутстафф-агентство – тоже IT-компания, но уже с несколькими проектами в разных направлениях. Главное отличие – продукты не свои, а клиентские. Монетизируются не сервисы и сайты, а продаются услуги по их созданию.
Аутсорсинг – заказная разработка платформы с возможностью дальнейшей поддержки.
Аутстаффинг – временная передача специалистов в команду клиента для ее усиления.
Это одно из самых гибких направлений для соискателя. Опытные компании стараются брать долгосрочные проекты, поэтому у специалистов есть выбор внутри агентства: сидеть на продукте или перейти на более сложный/легкий.
Есть и повышение скиллов, ведь работодатель сам заинтересован в развитии команды и обычно готов оплатить обучение. Например, в моем агентстве с марта 2024 года запущена собственная учебная программа для PHP-разработчиков. Скоро получу аналитику по ее результатам и дам инсайд.
Представленное разнообразие существует практически везде. Допустим, вы учитель. У педагогов есть варианты устроиться в государственную школу, частную организацию, агентство по репетиторству. При этом преподавать вживую или онлайн, числиться в штате официально или получать деньги как самозанятый, брать детей помладше или готовить к ЕГЭ, а также повышать свою категорию или оставаться на одном уровне. И еще множество нюансов.
Выбирая место работы по формату, помните, что в большей степени все зависит от самой компании и ее внутренней организации. Поэтому, возвращаясь к IT, если вы хотите спокойно отсиживаться, то вам больше подходит маленький отдел в какой-нибудь организации, а если желаете прокачиваться на интересных проектах, то аутсорс/аутстафф-агентство.
Чек-лист для соискателя. На что обращать внимание при поиске работы
- Триггеры в вакансиях: зарплата выше рыночной, не требуется опыт, нужно куда-то перейти, заплатить, ввести свои данные.
- Регистрация компании: есть ли юридическое лицо, какой вид деятельности.
- Прозрачность в предоставлении информации: точность и полнота ответов на вопросы при первом же диалоге.
- Коллектив: текучка, возраст, удовлетворенность своей работой.
- Соответствие заявленных требований тем, что прописаны в оффере и договоре.
- Внутренняя организация: структура, общение, обустройство рабочего места, бонусы, отдых, мероприятия.
- Специфика формата работы: чем занимается компания и что может дать вам как специалисту.
Не менее значимо и то, на что согласны вы сами: на какие риски готовы пойти, чтобы устроиться на понравившуюся должность. И советую не ориентироваться только на личный или дружеский опыт в одной компании. Ведь многое зависит от добросовестности самого работодателя и его целей.
Как сохранять баланс на работе, качать скиллы и увеличивать ЗП – читайте в нашем TG-канале.