Зачем компании компенсируют психотерапию сотрудникам?
Показываем исследования, приводим примеры, спрашиваем российские компании.
Депрессия, тревожность и другие психические заболевания — одни из ведущих причин пропусков работы по болезни и длительной нетрудоспособности в развитых странах. Производительность труда снижается, а глобальной экономике это обходится в 1 триллион долларов CША ежегодно.
Но не только психические расстройства влияют на трудоспособность. Сложности в общении с коллегами, изменение должности, выгорание, проблемы в семье и отношениях, переживание утраты — эти и другие трудности занимают внимание человека и снижают эффективность работы. Сотрудники в состоянии стресса проводят треть рабочего времени непродуктивно и в среднем один день в месяц не приходят на работу вообще. Справиться со сложными ситуациями помогает психотерапия. На Западе компании уже включают ее в социальный пакет или в страховую программу — и вот почему.
Эффективность и окупаемость терапии
Исследования доказали: психотерапия работает. В результате программ по поддержке психического здоровья работников количество пропусков снижается на 20% в год, а рост продуктивности сотрудников достигает 36%. Возрастает удовлетворенность жизнью, повышается вовлеченность, снижается уровень стресса и «формального», но неэффективного присутствия.
Если переводить результаты занятий с психологом в денежный эквивалент, получаются такие цифры:
- Экономия до 100.000 рублей на сотрудника в год*
- ROI (возврат инвестиций) = 3.37 рублей на 1 вложенный рубль
При этом исследования показали, что онлайн-терапия также эффективна для повышения эффективности на работе и борьбы со стрессом
*по курсу доллара к рублю на момент выхода материала
Пандемия и самоизоляция заставила всех нас по-новому взглянуть на рабочие обстоятельства. Мы и до этого считывали запрос от сотрудников на организацию качественной психологической поддержки, но случившийся карантин только ускорил эту инициативу. Мы внедрили этот сервис сразу с переездом по домам, чтобы помочь сотрудникам справиться с новыми обстоятельствами и не дать разыграться уже имеющимся трудностям. Мы оплачиваем своим сотрудникам 2 первые сессии с выбранным ими психологом, вне зависимости от стоимости сессии. Далее, если сотрудник хочет продолжить работу со специалистом, он это делает самостоятельно и за свой счет. Тем самым нам хотелось обеспечить качественное входное окно, но мы понимаем, что некоторые вопросы требуют очень длительной проработки — это уже личное дело каждого сотрудника.
Зачем сотрудникам российских компаний доступ к психологической поддержке?
Все дело в доступности психотерапии. В 2014 году только 19% россиян считали психотерапию доступной для себя, в последующие годы реальные доходы россиян сокращались, а 2020 год начался с коронавируса и падения доходов россиян на 18%. Несмотря на это, в условиях пандемии спрос на услуги психологов сильно вырос. К обычным проблемам прибавилось множество новых поводов для тревоги: кризис, режим самоизоляции и выход из него, страх за своё здоровье и здоровье близких. По данным «Профи.ру», количество запросов на онлайн-психотерапевтов по России увеличилось с конца марта по середину мая на 69%. Опрос сайта SuperJob выявил, что каждому одиннадцатому сотруднику, работающему на карантине удаленно, нужен психолог. А 55% представителей компаний считают, что сотрудникам, возвращающимся к работе после отмены режима самоизоляции, будет нужна адаптация. Иными словами, сейчас лучшее время организовать психологическую поддержку для сотрудников.
Забота о ментальном здоровье сотрудников актуальна не только для России, но и для всего мира. Один из ведущих западных игроков на корпоративном рынке услуг по поддержке ментального здоровья — компания Lyra Health. Её клиентами стали Facebook, Ebay, Pinterest, Starbucks и другие — всего более 500 компаний. За последний год Lyra Health провели 350 тысяч сессий для 40 тысяч работников и их семей, 83% из них показали клинически значимые улучшения симптомов. Изменения отслеживались с помощью шкал первичной оценки психических расстройств PHQ-9 и GAD-7. Они работают с симптомами депрессии, тревоги и нескольких других заболеваний.
Для нас забота о сотруднике — это в том числе и забота о его душевном самочувствии. Текущая история с пандемией безусловно оказывает влияние на людей. И нельзя сказать, что это делает их счастливее. Мы решили, что можем помочь коллегам, компенсируя затраты на психотерапию. Судя по реакции сотрудников, такая поддержка оказалась интересна.
Как организовать психологическую поддержку для своих сотрудников?
Рассказываем о 4 способах:
1. Компенсировать индивидуальную терапию через провайдера
Индивидуальная терапия через Alter — это психотерапия один на один с психологом, очно или онлайн. Человек заполняет небольшую анкету, в которой описывает свой запрос. По ее результатам специальный алгоритм подбирает наиболее подходящего психолога. Бронирование, запись, уведомления в смс и по почте — через Alter. Сотрудник, которому компания компенсирует психотерапию, подтверждает свою корпоративную почту на специальной странице, после чего получает письмо с уникальной ссылкой. По ней он может увидеть, какое количество сессий компенсирует работодатель. Компания может оплатить любое количество сессий полностью, частично или комбинировать — например, 3 сессии бесплатно и / или 3 сессии со скидкой 50%. Тем не менее мы не рекомендуем полную и бесконечную оплату психолога. Любой человек должен ответственно и осознанно решиться на терапию: посещать занятия, выполнять домашние задания, стараться применять полученные знания в жизни. Поэтому постепенный переход на полную или частичную оплату психотерапии сотрудником в интересах всех участников процесса.
2. Нанять штатного психолога в офис
Довольно распространенный вариант. Один или два психолога постоянно присутствуют в офисе и при необходимости проводят личные или групповые консультации и тренинги. Штатный психолог обычно погружен в контекст сильнее сторонних консультантов, что имеет как плюсы, так и минусы. С одной стороны, ему доступно больше информации о компании и внутренних процессах — это облегчает решение проблем, напрямую связанных с работой. С другой стороны, неминуемо возникает ряд сложностей:
Конфиденциальность: часть сотрудников не пойдут к психологу только потому, что будут переживать, что об этом узнают коллеги. Или просто увидят, как он выходит из специальной переговорки.
Этика: психолог в штате вынужден работать с коллегами, которые состоят в разных отношениях — это может приводить к сложным с этической точки зрения ситуациям. Например, к одному и тому же специалисту придут начальник и подчиненный, возможно, даже с разницей в 10 минут, и начнут жаловаться друг на друга. В этой ситуации начальник — непосредственный работодатель и для психолога. Возникает конфликт интересов, а также этическая дилемма: как оказать помощь так, чтобы не задеть интересы обоих?
Профиль и методы: В штате, как правило, работает 1 психолог, а значит — 1-2 метода психотерапии и ограниченное количество специализаций. Например, психолог может профессионально помогать с депрессией, но не иметь квалификации для работы с запросами о семье и отношениях.
Alter решает эти проблемы — на платформе работает более 300 специалистов. Каждый из них прошел предварительный отбор:
- подтвердил высшее психологического образование;
- прошел дополнительную длительную образовательную программу;
- прошел личную терапию;
- регулярно проходил супервизии;
- прошел тестирование и интервью с сотрудниками лаборатории ПИ РАО.
Занятия проходят онлайн, либо на нейтральной территории — в комфортном кабинете, в удобное для клиента время. Психологи в Alter работают в разных методах, имеют четко очерченные специализации: на каждую проблему найдется психолог, который специализируется именно на ней.
Если вы всё же предпочтете штатного специалиста, мы можем взять на себя организацию процесса: подобрать несколько психологов с разной специализацией, организовать время посещений офиса, заключить единый договор и главное — вместе проговорить вероятные этические трудности и согласовать список правил поведения для неоднозначных ситуаций.
3. Компенсировать чат-поддержку с психологом
Поход к психологу — ответственный шаг, не каждый готов на него решиться. Особенно сложно бывает сотрудникам на удаленке: организовать психотерапевтическую сессию дома проблематично, если рядом постоянно партнер / партнерша или дети. Для таких сотрудников подойдет формат чат-поддержки.
В чате сотрудник компании может описать свою ситуацию, узнать, работает ли психотерапия с его запросом и получить поддержку от профессионального психолога. Специалист отвечает дважды в день на русском или английском языках — это важно, так как многие компании имеют англоговорящих сотрудников на аутсорсе или офисы за рубежом.
Важно понимать, что такой формат подразумевает большую самостоятельную работу сотрудника. Психолог в чате, как правило, задает много вопросов, оценивает ситуацию, поддерживает и дает инструменты: домашние задания, техники самопомощи, книги. Через неделю психолог может уточнить у сотрудника об успехах и прогрессе, поддержать и предложить дополнительные инструменты для работы.
Идеальный вариант для сотрудника – когда компания компенсирует и индивидуальные сессии, и чат-поддержку. Так сотрудник практически всегда имеет возможность получить психологическую помощь в комфортном формате.
4. Дать сотрудникам и руководителям базовые знания о психотерапии
Практика работы с корпоративным клиентами показала, что есть большой запрос на обучение и развитие конкретных навыков у сотрудников: эмпатии, стрессоустойчивости, стойкости к тревоге и депрессии, умение оказать психологическую помощь коллеге. Для этого мы разработали несколько программ:
- «Обучение первой психологической помощи» для руководителей и топ-менеджеров. Поможет на ранних этапах заметить ментальные трудности у подчиненных, правильно построить поддерживающий разговор, этично предложить помощь и не сделать ошибок. Программа состоит из 4 двухчасовых занятий: с теорией, практикой и разбором кейсов. Проходит онлайн для группы до 20 человек.
- Фокусированные программы — решают конкретные задачи: повысить стрессоустойчивость, победить тревогу, справиться с депрессией, развить эмоциональный интеллект. Каждая программа состоит из 10 индивидуальных сессий с психологом, а каждая сессия имеет четкий план работы по развитию определенного навыка. Цели программы, план сессий и ожидаемый результат заранее обсуждаются с каждым участником.
- Ликбез о психотерапии для всех сотрудников компании. Большая открытая лекция с ответами на стыдные вопросы: зачем нужен психолог? Доказана ли эффективность психотерапии? Как понять, что мне нужно идти к психологу? Как выбирать специалиста для себя, на что обращать внимание? И так далее.
Любой человек может столкнуться со сложной жизненной ситуацией, к сожалению. Например, никто не застрахован от трагичных личных историй, как болезнь близкого человека или тяжелое расставание с партнером. Мы как компания поддерживаем сотрудников, если такое случается: готовы разгрузить с точки зрения задач, дать время отдохнуть, поддержать материально и морально. Но часто чтобы придти в себя и пережить все эмоции могут помочь специалисты, которые точно знают, как преодолеть это состояние быстрее и без последствий. Почему бы не воспользоваться этим дополнительно и не предложить такую опцию. Мы заинтересованы в том, чтобы сотрудник быстрее восстановил свои внутренние ресурсы, чувствовал себя ментально хорошо и вернулся к рабочему ритму.
В заключении — на что обратить внимание?
1. Квалификация психолога
Часто компании работают с психологами напрямую: зовут в штат знакомого психолога, спрашивают у коллег-эйчаров, находят в интернете. Эти способы не гарантируют, что психолог будет иметь достаточную квалификацию: в России отсутствует лицензирование психологов, нет законов о психологической помощи и буквально любой человек может назвать себя психологом и прийти к вам в компанию. Эту проблему решает третья сторона в лице Alter как провайдера услуг, который проверяет квалификацию психолога: образование, опыт личной терапии, подтвержденные часы супервизии. Для формирования профессионального и независимого отбора мы также работаем с Психологическим институтом РАО. Научные сотрудники этого института проводят последний этап отбора: интервью и тестирование психологов.
2. Организация конфиденциальности
Психотерапия — очень интимный процесс. Обычно представители компаний-клиентов не хотят знать, кто из сотрудников ходил к психологу, но избежать этого непросто: на сумму компенсации свыше 4000 рублей в год компания должна уплачивать НДФЛ, а чтобы это сделать бухгалтерии нужен реестр сотрудников, которые пользовались услугами психолога. Решить такую дилемму также помогают договоренности между провайдером и компанией-клиентом.
3. Свои психологи у сотрудников
Частая проблема компаний, компенсирующих психотерапию по дмс или через сервис, — как быть если у наших сотрудников уже есть свои психологи и они не хотят их менять? Получается так, что часть сотрудников получают компенсацию от компании, а часть нет, потому что работа ведется через централизованного провайдера.
При работе с Alter сотрудник компании-клиента может попросить своего психолога пройти регистрацию на сервисе — мы оперативно заведем психологу профиль и запись можно будет делать централизованно и удобно. Важно, что такой психолог не будет виден ни в каталоге, ни по результатам анкеты другим клиентам, пока не пройдет стандартную проверку Alter на квалификацию.
Прямая компенсация психотерапии для сотрудников — довольно новая история для большинства российских компаний, и мы получаем много вопросов от hr-сообщества: в чем разница между психологом и психотерапевтом, как убедить начальство в необходимости такого бенефита, как это технически устроено — на эти и другие вопросы мы готовы ответить по почте business@psyalter.com или прямо в Telegram.
На российском рынке о корпоративной психотерапии хорошо знают только HR-ы и сотрудники крупных зарубежных компаний вроде PwC или российских компаний-гигантов вроде Яндекса. Для среднего бизнеса: крупных стартапов, продуктовых компаний, небольших заводов — это что-то новое и неизвестное, а требовательность выше чем у enterprise-компаний. Нужно дать hr-у возможность управлять бюджетом, оперативно дорабатывать платформу, проводить лекции о психотерапии, оперативно решать вопросы поддержки — потому что HR-директор знает каждого из 300 сотрудников в лицо и не может допустить ошибку в таком тонком деле как, психологическая поддержка. Мы делаем корпоративный Alter так, чтобы отвечать этим требованиям и следовать нашей миссии — делать эффективную и безопасную психотерапию доступной каждому.
Очередной способ выкачки денег из бизнеса, вслед за аджайлом, сейфи и курсами английского
А что такое сейфи?
Лучше пятничного тимбилдинга пока ничего не придумали