5 примеров геймификации, которые можно внедрить в обучение сотрудников
В этой статье я собрал 5 кейсов, в которых геймификации стала эффективным инструментом корпоративного обучения персонала.
Привет всем, на связи Руслан Исай, основатель сервиса Raidboss и эксперт по геймификации. Обучение сотрудников и подготовка «молодых ножей» — обязательная часть работы компании. Конечно, можно дать новичку кипу бумаг для самостоятельного изучения. Захочет получить работу — выучит. И не забыть про строгий тон и суровый взгляд.
А можно перенести обучение в онлайн, создать базу знаний и дополнить увлекательными квизами. И тем самым ускорить онбординг, повысить вовлеченность и мотивацию кадров, и сэкономить время эйчаров на аттестацию.
Для статьи я подобрал несколько проектов организации обучения, где применяются различные игровые механики. Самое простое — разделить обучение на мини-уроки, дополнить картинками, загрузить в программу для проверки результатов и предложить пройти квиз. Первые два кейса как раз про это.
Terra Pro и база знаний с квизами
Terra Pro — популярная сеть магазинов мужской и женской одежды в Казахстане и Узбекистане. До внедрения геймификации обучением сотрудников занимались управляющие торговой точкой. Процесс мог занимать от 3 до 14 дней, из-за чего страдала работа магазина, показатели продаж ухудшались.
Решением проблемы стало обучение, организованное с помощью LMS (Learning Management System). Сделать его можно на сайте или в мобильном приложении. Компания собрала на ресурсе объемную базу знаний, необходимую для подготовки «новобранцев», дополнила все квизами с несколькими вариантами ответов на каждый вопрос.
Результаты:
- Terra Pro удалось повысить скорость обучения в 2 раза. На подготовку новичков теперь уходит 3-7 дней. Чаще всего достаточно и трех;
- администраторов также удалось разгрузить. Теперь, чтобы полностью контролировать обучение всех новичков, достаточно нескольких управляющих.
Мегахенд и платформа для обучения
Мегахенд — российская федеральная сеть европейской одежды и обуви формата секонд-хенд. Как и в кейсе Terra Pro, алгоритм обучения персонала компании оставлял желать лучшего. Корпоративный тренер передавал информацию администраторам торговых точек. Затем каждый управляющий уже обучал сотрудников своего филиала.
Проблема в том, что срабатывал человеческий фактор: часть знаний админы искажали, а часть и вовсе не передавали.
Мегахенд нашел решение в организации обучения на сторонней LMS-платформе. Главными задачами были:
- Сокращение трат на командировки для тренера.
- Разработка единого шаблона и стандарта обучения.
- Сохранение информации в одном месте, без возможности утери.
Результаты:
- за год продажи каждого сотрудника возросли с 28% до 43%;
- компания больше не тратит средства на командировки для тренера;
- курированием всех обучающихся удаленно занимаются всего 2 человека: корпоративный тренер (составляет обучающий материал) и менеджер (берет на себя рассылку и отчеты);
- сотрудники обучаются по единому стандарту компании.
В следующем кейсе игровые механики схожи с Мегахенд и Terra Pro, но добавилось мобильное приложение, возможность сбора статистики, обратная связь от учеников, онлайн-аттестация и инструкторы, которые направляют стажера на рабочем месте.
GorDan: обучение через «огонь и мясо»
В Челябинске серьезные не только фрезеровщики, но и подход к корпоративному обучению. Тому пример следующий кейс.
В крупной сети местных шашлычных GorDan работают 140 сотрудников. До внедрения геймификации система обучения строилась так: к каждому новичку прикрепляли инструктора, соответствующей должности. Стажеры должны были вызубрить бумажные регламенты хранения, разморозки и приготовления продуктов. Аттестацию новобранцев проводили в устном и письменном виде.
На внедрение новой системы подготовки кадров, компанию сподвигли несколько факторов:
- Нет обратной связи от обучающихся.
- Нет возможности оценить эффективность онбординга и оцифровать активность сотрудника.
- Длительность аттестации. Это отнимало 2-3 часа рабочего времени менеджера по обучению и нового сотрудника.
- Неудобно работать по бумажным регламентам.
Решить все проблемы разом помогло внедрение системы управления обучением (уже знакомой нам LMS).
Что было сделано:
- завели LMS;
- поместили базу знаний в последовательное микрообучение. Сотрудники GorDan — в основном молодые люди, которые по своему обыкновению не расстаются с телефонами. Поэтому лучшим решением стала разработка мобильного приложения с базой знаний внутри. По желанию обучение можно было пройти и в веб-версии.
- добавили сотрудников и познакомили с платформой. Теперь они могут самостоятельно изучать материал, разбитый на небольшие уроки. А на рабочем месте применять знания под руководством инструкторов.
- настроили сбор статистики. Это облегчает анализ эффективности обучения. Позволяет понять, как оно влияет на качество сервиса, продажи. Обнаружить моменты, требующие доработки. Также статистика помогает делать учебные материалы актуальными и интересными для сотрудников.
Результаты:
- Бумажные носители дополнены интерактивными уроками на платформе.
- Все курсы и новости компании теперь находятся в одном месте. Пуш-уведомления приходят в личный кабинет.
- Сотрудники проходят обучение самостоятельно, оставляют обратную связь в системе.
- Время аттестации сократилось втрое. Три часа ранее против максимум одного часа сегодня.
- Менеджеры видят вовлеченность, результаты и «затыки» сотрудников. Контролируют прогресс и корректируют программу.
Банки — это, конечно, самый высокий уровень: их проекты с геймификацией яркие, запоминаются, но затратные. В целом игровые механики схожи: формат микрообучения и квизы. Добавляется впечатляющий визуал, увлекательный сюжет и дополнительная мотивация за прохождение уроков в виде внутренней валюты и то, что на нее можно купить. В банках, как правило, большой штат сотрудников, а их доходы позволяют осуществить даже самые сложные и дорогие проекты. Далее разместил кейсы известных банков.
Банк Хоум Кредит и «Игра не престолов»
Банк Хоум Кредит запустил MMORPG-игру по мотивам «Игры престолов» и назвал ее «Game of Homes». Полюбившийся сюжет адаптировали под структуру и задачи компании, упаковав все в десктопную и мобильную версию.
По задумке, Королевство Банка Хоум Кредит делится на дома (в реале — дирекции). В каждом доме есть роды (они же филиалы), к которым привязаны игроки (они же сотрудники). Главные враги героев Зима и «Белые ходоки» за стеной. Подданные Королевства, должны сражаться с ними на арене (проходить блиц-опросы по учебным материалам). Провалил опрос? Добро пожаловать в ряды «одичалых».
За успешное прохождение квестов пользователи получают внутреннюю валюту (монеты, «драконье стекло»). Их можно потратить во внутрисистемном магазине на плюшки-артефакты. Периодически в Королевстве появляются призраки. Это потенциальные или неактивные клиенты банка. Задача пользователей привлечь их.
Результаты:
- на 30% выше производительность сотрудников-игроков Game of Homes , чем у тех, кто в неё не играл;
- 4,85/5 средняя оценка удовлетворенности игрой;
- 23677 человек прошли через игру;
- 91877 боёв проведено на арене;
- 68% продавцов и 38% остальных сотрудников банка были вовлечены в Game of Homes.
Альфа-Банк и «Мир Малого Бизнеса»
Компания столкнулась с ухудшением показателей продаж и низкой мотивацией персонала в стремлении повысить квалификацию. Обе проблемы помогла решить успешно внедренная геймификация, а точнее многопользовательская онлайн-игра «Мир Малого Бизнеса».
Задача сотрудников-игроков поддерживать на высоком уровне 5 показателей:
- Здоровье — интегральные продажи за месяц.
- Защиту — обученность, благодаря изучению всех корпоративных курсов и тренингов.
- Атаку — продажи ключевых продуктов за прошедшую неделю.
- Энергию — запас пополняется ежедневно и расходуется на действия в игре.
- Ману — комплаенс (соответствие активности правилам и нормам компании).
Боевая система игры, прокачка персонажа и показателей зависит от результатов проверки знаний. За успешное выполнение заданий игрок награждается внутренней валютой — дублонами, и перемещается в лидерборде.
Результаты:
- как и в предыдущем кейсе, показатели прошедших через игру сотрудников, стали на 30% выше, чем у тех, кто в нее не играл;
- на 37% выросла обученность работников;
- около 1000 человек приняло участие в геймификации только за первый год. В последующие — более 3000. К слову, участие было необязательным.
Самый простой способ протестировать крутой инструмент и геймифицировать внутренние процессы бизнеса — подключить телеграм-бот Raidboss. Бесплатная регистрация по ссылке. А в сообществе Raidboss мы обмениваемся опытом, идеями или отвечаем на все вопросы.
Обучение персонала это далеко не единственная сфера применения геймификации. Больше об этом пишу в своем блоге.
Рекомендую пробежаться по этим статьям и обсудить темы в комментариях:
Ждем вас в Telegram-канале Raidboss — здесь мы на примерах рассказываем об игровых механиках.