Как не спугнуть новичка или 10 советов для хорошего онбординга
Все мы знаем, насколько важен правильный старт на новом месте работы. Адаптация — это ключевой этап, который может сильно повлиять на дальнейшую карьеру сотрудника. HR-специалист BSL Вера Золотухина подготовила статью с практическими советами для тех, кто хочет организовать эффективный онбординг и помочь новичкам почувствовать себя частью команды с первых дней.
Новичок - птица пугливая. Большой процент увольнений приходится на период адаптации. В руках HR не просто организовать онбординг хорошо, но и влюбить новичка в свою компанию.
Вот несколько важных рекомендаций:
- Составьте чек-лист адаптации
Если держать все шаги в процессе онбординга в голове - рано или поздно какой-то из них забудется, процесс смажется, а новичок расстроится. Составьте инструкцию или чек-лист, по которому будете двигаться в организации.
Наша команда HR уже не первый год пользуется удобным чек-листом, который хранится в базе знаний отдела. Он включает в себя не только задачи HR менеджера после выхода сотрудника в компанию, но и на этапе пре-обординга и до завершения исыптательного срока.
- Спланируйте первый рабочий день новичка
Заранее договоритесь о необходимых встречах (с тимлидом, с РМом проекта, с командой - если необходимо). Расставьте встречи в нужной последовательности так, чтобы новичок был равномерно занят в первый рабочий день. Не забудьте выделить время для изучения процессов и настройки рабочих инструментов.
- Отправьте план первого рабочего дня новичку заранее
За день или несколько дней до выхода сотрудника пришлите ему план его первого дня с необходимыми советами и информацией. Так вы снизите его тревожность, ведь он будет понимать, чего ожидать.
- Держите новичка в курсе
Не уходите без ответа, всегда давайте понимание,
когда вернетесь, что будет дальше. Представляйте необходимую информацию, давайте обратную связь. Это важно как в процессе пре-онбординга, так и после выхода нового сотрудника в компанию.
Во время всего периода адаптации мы встречаемся с новичком на 1-1, чтобы предоставлять ему обратную связь и информацию вовремя, ровно как и получать все это от него. Так выглядит план встреч на испытательном сроке.
- Снабдите новичка доступами и инструкциями к рабочим инструментам
Позаботьтесь о том, чтобы доступы к рабочим инструментам и инструкциям открыли заранее, и в первый рабочий день новичок уже мог всем воспользоваться. Если необходимо - проконтролируйте предоставление доступов ответственными специалистами.
- Скооридинируйте всех участников онбординга
В онбординге принимают участие разные сотрудники компании и у всех есть своя роль. Специалист по кадрам организовывает оформление, тимлид знакомит с процессами в отделе, системный администратор предоставляет доступы и так далее. В зависимости от принятых правил в вашей компании роли могут быть другими, но это не отменяет необходимости для HR менеджера в координации всех участников. В идеальном случае - у вас есть инструкция с планом действий для каждой роли и они все знают, что им нужно делать, когда выходит новичок.
Для удобства мы используем нотификации в календаре google. Мы создали отдельный календарь “Выход нового сотрудника”, доступ к которому есть у тех сотрудников, которые обычно участвуют в онбординге (HR, системные администраторы, специалисты по кадрам, тимлиды и другие). В инструкцию по пре-онбордингу для HR входит создание нотификации о выходе нового сотрудника. Мы создаем мероприятие и называем его примерно так: “Выход: Иванов И. (QA engineer)”. В описании к нему пишем всю необходимую информацию (имя и фамилия на латинице - для создания учеток, локация, формат работы и другие детали). Ставим отметку “Весь день”, и мероприятие закрепляется у всех участников онбординга в календарях.
- Расскажите, кто есть кто
Не забывайте, что новичку может быть сложно и страшно еще и потому что он не знаком с командой. Расскажите о ключевых лицах своей компании, поделитесь особенностями общения с ними, вышлите список полезных контактов в корпоративном мессенджере - все это поможет быстрее влиться в среду.
- Поделитесь причинами любить вашу компанию
Одна из функций HR менеджера - вдохновлять. Очень важно показать новичку сильные стороны компании и все то, что за что сотрудники ее любят.
- Собирайте обратную связь о процессе онбординга
Не забывайте, что нет предела совершенству, и улучшайте свой процесс онбординга. Если вам удалось установить доверительные отношения с новичками, они обязательно поделятся своими впечатлениями о процессе адаптации и смогут дать рекомендации, если они есть.Для этого делимся с вами вопросами для оценки качества адаптации после окончания испытательного срока. Они помогут собрать важную обратную связь и выявить области для улучшения.
- Возвращайтесь к договоренностям
Очень важно фиксировать все договоренности, будь то обещание вернуться со ссылкой на нужную новичку страницу, или условие о повышении зарплаты после испытательного срока. Ваша внимательность и ответственность - основа доверия нового сотрудника не только к вам, но и к компании.
Период адаптации - это время, когда компания и сотрудник изучают друг друга, чтобы будущее сотрудничество было продолжительным и продуктивным. Но бывает так, что мы не сходимся в каких-то ценностях и взглядах. И чтобы понять - между нами мэтч или не мэтч, HR и команде важно сделать знакомство с культурой компании максимально открытым и понятным.