Метод STAR: Как использовать эту технику, чтобы пройти собеседование

Вы когда-нибудь слышали о методе STAR? Возможно, это именно то, что вам нужно, чтобы сократить время поиска работы.

Метод STAR: Как использовать эту технику, чтобы пройти собеседование

Умеете ли вы рассказывать истории? А может быть, вы забываете упомянуть какой-то ключевой момент или склонны к бессвязности? А если добавить к этому стресс, связанный с собеседованием? Легко ли вам по-прежнему рассказывать хорошо структурированную историю в ответ на вопрос собеседования - ну, вы знаете, те, которые начинаются со слов «Расскажите мне о времени, когда...»?

Да, для большинства из нас это сложно. Особенно если вам трудно придумать пример, отвечающий на вопрос, а потом приходится сразу же переходить к его рассказу в виде увлекательной истории с четкими выводами.

Мы все это проходили. Но есть и хорошая новость: вы можете использовать метод STAR, чтобы придумать гораздо более впечатляющие ответы на эти сложные вопросы.

Что такое метод STAR?

Метод STAR — это методика проведения интервью, которая предлагает простой формат для рассказа о вашем опыте. В ответе нужно описать ситуацию, задачу, действия и результат.

  • S (situation) Ситуация: Создайте обстановку и расскажите необходимые детали вашего примера.
  • T (task) Задача: Опишите, что входило в ваши обязанности в этой ситуации.
  • A (action) Действие: Объясните, какие именно шаги вы предприняли для решения проблемы.
  • R (result) Результат: Расскажите, каких результатов вы добились.

Используя эти четыре компонента для построения рассказа, вам будет проще отвечать на вопросы. Рекрутер не только поймёт ответ, но и сможет определить, насколько вы подходите на должность.

Где используется метод STAR

Метод STAR можно использовать для ответов на вопросы поведенческого интервью или любые другие вопросы, в которых вам нужно рассказать историю. Другими словами, используйте метод STAR для тех вопросов, в которых вас просят привести пример из реальной жизни, как вы раньше справлялись с определенной ситуацией (то есть как вы вели себя в прошлом).

Такие вопросы легко распознать. Они часто начинаются так:

  • Расскажите мне о времени, когда...
  • Что вы делаете, когда...
  • Вы когда-нибудь...
  • Приведите пример...
  • Опишите ситуацию...

Когда речь идет об ответах на подобные вопросы, придумать подходящий пример для своего ответа - это только начало. Вам также нужно рассказать о деталях в убедительной и легкой для понимания форме, без бесконечных отступлений. Именно это и позволяет сделать метод STAR.

Вот несколько наиболее распространенных вопросов, которые вы можете услышать на собеседовании и для которых можно использовать метод STAR:

  • Приведите пример случая, когда у вас возник конфликт с коллегой.
  • Расскажите мне о том, как вы допустили ошибку.
  • Как вы справляетесь с давлением на работе?
  • Расскажите о своем самом ярком профессиональном достижении.
  • Опишите случай, когда вы потерпели неудачу, и как вы с ней справились.
  • Расскажите о том, как вы превзошли все ожидания.
  • Как именно использовать метод STAR для проведения интервью?

Как именно использовать метод STAR для собеседования?

Знать, что означает аббревиатура, - это только первый шаг, нужно знать, как ее использовать. Следуйте этому пошаговому процессу, чтобы дать лучшие ответы на вопросы интервью по методу STAR.

1. Обрисуйте ситуацию

Сначала обрисуйте ситуацию для рекрутера. Очень соблазнительно включить все ненужные детали, особенно когда нервы не выдерживают. Но если менеджер по персоналу просит вас рассказать, например, о том, как вы не оправдали ожидания клиента, ему вовсе не обязательно знать историю о том, как вы привлекали этого клиента тремя годами ранее.

Ваша цель - нарисовать четкую картину ситуации, в которой вы оказались, чтобы интервьюер смог понять остальную часть вашего ответа. Будьте лаконичны и сосредоточьтесь на том, что имеет несомненное отношение к вашей истории и вопросу, на который вы отвечаете на собеседовании.

Например, представьте, что HR менеджер только что сказал: «Расскажите мне о случае, когда вы достигли цели, которую сначала считали недостижимой». Вы можете ответить так:

«На моей предыдущей должности интернет-маркетолога наша компания приняла решение сосредоточиться в первую очередь на маркетинге в мессенджерах и стремилась увеличить количество своих подписчиков в Telegram».

2. Выделите задачу

Вы рассказываете эту историю не просто так - потому что вы принимали в ней какое-то ключевое участие. Это та часть вашего ответа, в которой вы даете интервьюеру понять, где именно вы принимали участие.

Ее можно легко спутать с частью ответа «действие». Однако эта часть посвящена конкретике ваших обязанностей, а также цели, которая была поставлена перед вами.

Продолжая пример, приведенный выше, в части, посвященной задачам, вы можете сказать:

«Как менеджер по маркетингу, я поставил перед собой задачу увеличить количество подписчиков как минимум на 50 % всего за один квартал».

3. Расскажите, какие действия вы принимали

Теперь, когда вы дали рекрутеру понять, в чем заключалась ваша роль, пришло время объяснить, что вы сделали. Какие шаги вы предприняли для достижения цели или решения проблемы?

Не поддавайтесь желанию дать расплывчатый или поверхностный ответ типа: «Я много работал над этим...» или «Я провел несколько исследований...».

Это ваш шанс действительно продемонстрировать свой вклад, и он достоин конкретики. Покопайтесь в себе и убедитесь, что вы предоставили достаточно информации о том, что именно вы сделали. Работали ли вы с определенной командой? Использовали конкретное программное обеспечение? Составляли подробный план? Это те вещи, которые хочет знать ваш интервьюер.

Часть вашего ответа, касающаяся действий, может звучать следующим образом:

«Я начал с того, что просмотрел старые записи в канале и добавил в них контент, стимулирующий подписку. Затем я вместе с остальными сотрудниками отдела маркетинга спланировал и провел вебинар, для регистрации на котором требовался переход в Telegram, что позволило привлечь в наш канал еще больше заинтересованных пользователей».

4. Обсудите результаты

Настало ваше время блеснуть и объяснить, как вы изменили ситуацию. В заключительной части вашего ответа на собеседовании следует рассказать о результатах предпринятых вами действий.

Помните, что HR-менеджерам важно не только то, что вы сделали, они также хотят знать, почему это важно. Поэтому обязательно расскажите о достигнутых вами результатах и, по возможности, укажите их в количественном выражении. Цифры всегда впечатляют. Вы также можете добавить любые долгосрочные последствия ваших действий - разработали ли вы или ваша команда новый способ общения или выполнения задачи? Продолжился ли контракт с вашим клиентом? Вы получили отличные отзывы о своей презентации?

Конечно, результат должен быть положительным - в противном случае это не та история, которую стоит рассказывать. Значит ли это, что нельзя рассказывать истории о проблемах или трудностях, или что каждая ситуация, о которой вы рассказываете, должна пройти идеально? Ни в коем случае. Но даже если вы рассказываете о том, как потерпели неудачу или совершили ошибку, обязательно закончите рассказ на высокой ноте, упомянув о том, чему вы научились или какие шаги предприняли для улучшения ситуации.

Вот часть нашего примера ответа, посвященная результатам:

«В результате этих дополнений к нашей контент-стратегии я смог увеличить список подписчиков с 2500 до 4000 за три месяца, что превысило нашу цель на 20 %. А вебинары теперь стали регулярным мероприятием для увеличения и поддержания нашего списка подписчиков».

Пример использования метода STAR

Теперь все понятно, не так ли? Вот еще один пример для большей ясности.

Если интервьюер говорит: «Приведите пример ситуации, когда вам нужно было разработать стратегию для эффективного решения приоритетных задач».

Ситуация: «На моей предыдущей должности в отделе продаж мне пришлось отвечать за переход на совершенно новую систему управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) - помимо ежедневных звонков и выполнения обязанностей по продажам».

Задача: «Цель заключалась в том, чтобы завершить переход на новую базу данных CRM к началу третьего квартала и не допустить, чтобы мои собственные показатели продаж опустились ниже целевых».

Действия: «Чтобы добиться этого, я должен был очень внимательно относиться к тому, как я распоряжаюсь своим временем. Поэтому я выделил в своем календаре час в день, чтобы посвятить его исключительно миграции CRM. В это время я занимался переносом данных, а также очисткой старых контактов и исправлением неактуальной информации. Это дало мне достаточно времени, чтобы справиться с проектом и при этом выполнять свои обычные задачи».

Результат: «В результате перенос данных был завершен на две недели раньше срока, и я закончил квартал с 10-процентным превышением своих целевых показателей. Новая CRM также помогла нам стать более организованной командой, и в целом продажи нашего отдела выросли на 25 % по сравнению с прошлым годом».

Как подготовиться к использованию метода STAR перед собеседованием?

Чтобы быть готовым к использованию метода STAR в интервью, вам будет полезно заранее подготовить истории, которые вы будете рассказывать, а также то, как вы будете их рассказывать.

Эти советы помогут вам:

  • Изучите описание вакансии: В объявлении о вакансии, на которую вы откликнулись, содержится множество полезной информации, которая подскажет вам, что работодатель ищет в кандидате. Подумайте, какие качества и навыки наиболее важны для данной роли, и выберите истории, которые подчеркнут их. Например, если вы проходите собеседование на должность, связанную с работой с клиентами, вам понадобится история о том, как вы отлично обслуживали клиентов. (Вот как правильно читать описание вакансии!)
  • Выберите несколько сильных, универсальных примеров: Метод STAR-интервью не принесет вам пользы, если вы будете использовать его для структурирования ответа с помощью совершенно неуместного рассказа. Вы не можете знать заранее, о чем именно спросит интервьюер, но вы можете подготовить несколько историй о разных типах опыта, которые вы сможете адаптировать к различным вопросам. Например, интервьюеры, скорее всего, будут задавать вопросы, в которых пригодятся истории о преодолении трудностей или работе в команде.
  • Запишите ключевые детали. Вполне нормально приходить на интервью с какими-то заметками или шпаргалкой. Для каждой из ваших историй запишите несколько важных моментов. Не забудьте записать и конкретные цифры.
  • Потренируйтесь рассказывать истории. Хотя метод STAR - это отличная техника, вы все равно должны быть уверены, что ваша подача материала на высоте. Неважно, будет ли это имитация собеседования или просто отработка ответа в зеркале, проговорите свой ответ так, чтобы он выглядел естественно и комфортно, когда вы будете на собеседовании.

На первый взгляд метод STAR может показаться сложным, но если вы немного подготовитесь и продумаете стратегию, то вскоре будете воспринимать поведенческое интервью не как бремя, а как возможность продемонстрировать свою высокую квалификацию.

Начать дискуссию