«Уровень их знаний превзошел все ожидания»: как прошла первая стажировка для школьников в VK
Рассказывают сотрудники компании, которые стали наставниками для старшеклассников.
VK в этом году впервые пригласила старшеклассников на стажировку в своих офисах. Стажировка для школьников, да еще и оплачиваемая — история исключительная для крупных IT-компаний России. Считается, что это слишком хлопотно и неэффективно, хотя среди старшеклассников встречается немало целеустремленных ребят с хорошими знаниями в IT. Стажёры прошли серьёзный отбор и получали в VK реальные рабочие задачи. О том, как удавалось находить общий язык с зумерами и какую пользу они принесли компании, рассказывают сотрудники VK, ставшие наставниками стажеров.
Стажеры:
Лиза, 16 лет
Даня, 15 лет
В моем подразделении именно мне предстояло стать наставником стажёров, и я с нетерпением ждал начала программы. Во-первых, потому что к нам придут подростки, то есть самая активная и заряженная часть интернет-аудитории. Было интересно узнать, что они скажут о нашем новом продукте, над которым мы будем работать, — интерактивном контенте на VK Видео. Во-вторых, я и сам недалеко ушел от их возраста, так что было просто интересно пообщаться.
На работу пришли два стажёра: Лиза и Даня. Мы быстро нашли общий язык. Ребята попались проактивные, очень быстро учились, а по вечерам могли самостоятельно изучать какое-нибудь нужное приложение.
Они тестировали различные новые функции, заводили тест-кейсы, провели исследовательское тестирование нового продукта и нашли ряд багов, что позволило сделать его лучше. Справлялись с обязанностями на уровне начинающих сотрудников. Если в начале стажировки я уделял наставничеству почти половину рабочего дня, то ближе к концу хватало утреннего созвона и синка в середине дня.
По окончанию стажировки Даня поступил на одну из программ в Сириус и записался в бета-тестеры VK Testers. А Лиза заинтересована в прохождении студенческой стажировки в VK. Оба стажёра в будущем хотели бы работать в нашей компании.
Когда я сам учился в школе, попасть на стажировку в крупную IT-компанию было нереально. Да и сейчас такие программы — редкость. Но если бы еще в школе у меня был шанс узнать на практике, что такое тестирование и как это увлекательно, я бы быстрее понял, чем хочу заниматься в жизни.
Стажеры:
Дмитрий, 16 лет
Степан, 16 лет
Бизнес-юнит, в котором я работаю, занимается созданием и развитием продуктов для улучшения опыта пользователей. К нам пришли два стажера, Дмитрий и Степан. Они занимались тестированием продукта для внутреннего пользования. Это были полноценные боевые задачи, которые мы могли бы дать обычному сотруднику. Дмитрий выполнял автоматизированное тестирование: писал автотесты для проекта, проводил нагрузочное тестирование, писал документацию к тестам. Степан занимался ручным тестированием, а ближе концу стажировки тоже начал писать автотесты.
На наставничество я тратил меньше времени, чем коллеги из других подразделений. Повезло — у нас есть базовый онбординг и дополнительные форматы обучения по разным вопросам, которые стажёры изучили самостоятельно. Я рассказывал, в основном, об используемых технологиях, и ребята довольно быстро их освоили. Они оказались самостоятельными. Бывало, не обращались ко мне с вопросами по несколько дней, но я видел по коду, что они трудятся — что-то пушат, заводят баги, а затем получал результаты на ревью.
Некоторые коллеги, видя стажёров в офисе, удивленно реагировали. Но я сам начал работать тестировщиком в 16 лет, и понимал, что даже в этом возрасте можно быть разумным и ответственным.
Дмитрий по уровню знаний оказался полноценным готовым сотрудником и мог бы пройти собеседование в IT-компанию, а ведь он только учится в 11 классе. Когда я был школьником, о подобных стажировках вообще никто не слышал. Это круто: у человека в таком юном возрасте есть ресурс и огромное желание учиться, а у нас есть возможность помочь ему получить практические навыки на реальных задачах.
Стажеры:
Дмитрий, 17 лет
Дмитрий, 18 лет
Иван, 18 лет
Андрей, 16 лет
О старте программы стажировок для школьников я услышал еще в начале весны и сразу заинтересовался, так как люблю обучать. Я занимаюсь менторством в VK и в других проектах.
К нам пришли четыре стажера, среди них олимпиадники, выпускники питерской «Физико-технической школы». Но больше всего баллов по Python-тесту набрал мальчик, который учится в обычной школе и боялся, что его из-за этого не возьмут на стажировку.
Ребята оказались мощными, уровень их знаний превзошел мои ожидания. Они вполне могли бы прийти на обычную студенческую стажировку и хорошо справляться с задачами на уровне джуна. С заданиями, которые я заранее подготовил, стажёры разделались за первые три недели, и тогда я стал делегировать им часть собственных задач. Мы занимались разработкой различных фич для бэкенда на Python и исправляли баги.
В питерском офисе мы трудились бок о бок, так что постоянно были на связи. Сдружились, общались вне работы – ходили играть в кикер, на экскурсии по другим питерским офисам VK. До сих пор болтаем в чате. Я уже порекомендовал взять одного из подопечных в качестве стажера на более длительный срок. Порекомендую и других, когда подвернутся подходящие позиции.
Стажёры:
Артём, 17 лет
Антон, 16 лет
Артём, 17 лет
Я занимался отбором школьников на стажировку на ML-направление и придумывал задания для тестирования. Мне хотелось максимально облегчить себе задачу выбора, а потому вопросы не ограничивались уровнем олимпиады. Многие задания требовали знаний на уровне джуна+, а некоторые – даже мидла.
В итоге на стажировку прошли трое ребят: два Артёма и Антон. Они и правда оказались подкованными в ML. Первый месяц стажёры занимались валидацией разметки различных категорий данных, чтобы в дальнейшем обучать и улучшать модели классификации рекламных баннеров. Работа не сложная, но полезная, так как качественная разметка — это качественные предсказания, признаки и, соответственно, деньги для компании.
На второй месяц каждый из стажеров ушел под крыло к определенному сотруднику и занимался своим направлением, например, векторизацией сообществ для соотнесения с векторами юзеров для поиска наиболее релевантных совпадений.
Я дал Артему свои наработки по модели, которая определяет, насколько фраза пользователя, которая парсится с разных источников, будет релевантна для показа рекламы. Он проводил исследования идей, и одна из них оказалась рабочей. Парень сам обучил модель и написал код, но внедрение этого решения мы пока отложили.
По программе стажёры работали 20 часов в неделю, но по своей инициативе они могли задерживаться. Приходилось умерять их пыл: «Ребята, у вас лето заканчивается».
Ребята у нас были исполнительные и ответственные. Не обошлось, правда, без шалостей: в структуре компании на корпоративном портале один из них «назначил» меня своим заместителем.
Кстати, Антона мы уже взяли на полугодовую студенческую стажировку.