Как давать обратную связь, чтобы тебя не уволили

Вы можете нагуглить идеальную формулу по первой ссылке. Только она почему-то не работает.

Как давать обратную связь, чтобы тебя не уволили

Алгоритм обратной связи, казалось бы, прост. Про это написаны книги, сняты тысячи видеоуроков. Но люди все равно приходят к нам учиться этому искусству и продолжают мучиться с этим даже на второй год обучения. Попробуйте и вы — спорим, не получится?

Почему так?

Вот основные причины, почему давать обратную связь сложно — и что с этим можно сделать.

1. Эмоции мешают конструктивному разговору

Мы эмоциональны. Мы злимся, обижаемся, боимся обидеть другого, опасаемся получить агрессивный ответ или что сотрудник уволится. Мы боимся жалоб или прекращения сотрудничества, хотя вынуждены продолжать работу вместе.

Но невозможно передать конструктивную обратную связь, когда вы эмоционально захвачены. Даже если кажется, что эмоций нет, они проявляются микросигналами — жестами, интонацией, взглядом. Собеседник чувствует это, и ему становится трудно услышать вашу критику. Вместо того чтобы принять обратную связь, он сосредоточится на ваших эмоциях, что вызовет раздражение, вину или страх.

Для этого материала мы провели кастдев у топов в IT про обратную связь. И вот типичные примеры, как они решают вопросики с ОС, сотрудниками, которые кажутся тупыми и вот этим вот всем

«Ору в диван и плачусь мужу, это пока все мои инструменты. Ну и потом дотошно разжевываю тупым и ненавижу себя»

«Я иду к продакту, это её проблемы, и всех ненавижу. Моя психолог говорит, что надо на них просто забить хуй, но я ещё не забил»

«Открыто говоришь – меняйте 1,2,3 и будете зарабатывать на 10-20% больше»

«Мало людей умеют выслушивать разумную критику без агрессии. Никто не умеет ставить задачи однозначно, чётко, с определенной целью и понимаем. Поэтому как сеньор или лид, ты должен всегда спрашивать не про задачу, а про проблему. И предлагать решение со своим видением, тк заказчик в 70% случаев хочет не то, что ему нужно самому»

👉 Что делать:Сначала снижайте эмоциональное напряжение — как у себя, так и у собеседника. Убедитесь, что вы находитесь в состоянии спокойствия, прежде чем начать разговор.

(Хорошие практические советы, как это сделать, есть здесь и здесь)

2. Мы забываем факты, но запоминаем эмоции

Наш мозг — ленивый ублюдок. Вместо того чтобы запомнить факты, он фиксирует эмоции и интерпретации, возникающие в момент события. Когда пройдет время, факты забудутся, а эмоции останутся.

Например, на встрече начальник раскритиковал ваш проект. Спустя пару месяцев вы уже не вспомните, что именно он сказал, но стресс и обида останутся с вами. Воспоминания о событиях трансформируются в субъективные интерпретации: «Он меня унизил» или «Он подставил меня». Эти интерпретации становятся для нас истиной, даже если факты говорят об обратном.

👉 Что делать:Опирайтесь только на факты. Сформулируйте обратную связь максимально конкретно:

  • Факт: «В последние два месяца ты не передал данные о двух новых клиентах в отдел продаж»
  • Эмоция: «Меня это расстраивает, потому что без этих данных мы не можем контролировать оплату и прогнозировать выручку»

3. Мы навешиваем ярлыки и не ищем глубинные причины

Мозг всегда ищет простые интерпретации. Мы склонны вешать ярлыки: «Все айтишники не умеют общаться», «HR тупые», «Заказчики сами не знают, чего хотят». Эти шаблоны формируются на основе нашего опыта и становятся фильтром, через который мы воспринимаем людей.

Например, если на встрече вас перебивает коллега, это может активировать старые эмоции: «Он всегда мешает на встречах!» И в будущем любое его действие будет восприниматься через призму этого события, даже если он действовал в рамках своих обязанностей.

👉 Что делать:Старайтесь не судить людей по первым впечатлениям. Задавайте вопросы: «Почему он так поступил? Какие у него мотивы? Что его беспокоит?» Это позволит вам уйти от стереотипов и построить более качественную коммуникацию.

4. Не всем интересны люди

Некоторым людям реально пофиг на людей на мотивацию и поведение коллег. Им интереснее работать с кодом, продуктом или алгоритмами. Они считают: «Я сделал свою работу хорошо, а если что-то не так — это проблема других».

И это нормально. Так бывает. Работайте спокойно и не парьтесь

👉 Но: Если у вас есть амбиции создавать что-то масштабное и значимое, вам придется взаимодействовать с людьми. Никто не может достичь больших результатов в одиночку. В команде всегда будут ошибки, недопонимания, и замена людей не всегда возможна. Даже если вы ненавидите давать обратную связь, придется научиться делать это правильно, чтобы достигать результатов.

Формула обратной связи

Развивающая обратная связь

  • Поведение: «Когда ты делаешь...»
  • Результат: «Это оказывает на меня / на компанию / на общее
  • дело такое влияние..»
  • Чувства: «При этом я чувствую...» (Скажи, что произошло для тебя)
  • Будущее: «Я хотел бы, чтобы ты поступал так-то...»
Как давать обратную связь, чтобы тебя не уволили

Позитивная обратная связь

  • Поведение: «Когда ты сделал...»
  • Результат: «Это оказало на меня/ на компанию/ на общее дело
  • такое влияние..»
  • Чувства: «При этом я чувствую...»
Как давать обратную связь, чтобы тебя не уволили

Вот и всё. Вот и весь секрет.

Зачем давать обратную связь?

Эффективная обратная связь помогает:

  • Улучшать командную работу: Умение деликатно указывать на ошибки позволяет избежать конфликтов и улучшить взаимодействие.
  • Расти в карьере: Способность давать конструктивную критику — это лидерский навык, который помогает продвигаться в корпоративной структуре.
  • Выстраивать отношения: Не только в работе, но и в семье важно уметь говорить о своих потребностях через факты, а не через претензии.

Пример:

  • Позитивная обратная связь: «Спасибо за твою работу. Ты задержался вечером, чтобы закончить проект, и это позволило нам вовремя сдать материалы заказчику.»
  • Конструктивная критика: «За последние два месяца ты не передал данные о новых клиентах. Это затрудняет планирование работы и прогнозирование доходов.»

Итог

Давать обратную связь — сложно, но это необходимый навык. Если вы хотите создавать масштабные проекты, взаимодействовать с командой и получать результаты, вам придется научиться говорить с людьми так, чтобы они могли услышать и принять ваши замечания.

Работать с командой — это тяжело, и иногда проще просто послать всех нахуй. Но если вы хотите добиться успеха, придется научиться управлять эмоциями, избегать ярлыков и опираться на факты. Ведь даже если люди — это не ваше любимое занятие, без них великие проекты невозможны.

Мои соцсети

В конце статьи принято давать ссылки на соцсети. Поэтому подписывайтесь, понетворкаем

Преза с выступления, где я рассказывала про обратную связь

99
4 комментария

Даже зная формклу обратной связи, всё равно иногда очень хочется сказать матом

1
Ответить

Анастасия, очень вас понимаю :) сама часто оказываюсь в такой ситуации

В подобных случаях, «поорать в диван» бывает хорошим выходом. Это позволяет снизить эмоциональное напряжение и идти в диалог с человеком в более спокойном состоянии. Регулярно пользуюсь этим :)

Ответить

Чудесная статья! Практика и еще раз практика!)
Как мы делали, сначала учишься в тепличных условиях, а потом можешь и руководителю дать ОС

1
Ответить

Эта формулировка отличается от привычного принципа бутерброда и кажется понятнее. Спасибо, интересно

1
Ответить