Как тестировщику стать QA-лидом
Как выглядит обычный день QA-лида, почему главный навык для этой специальности — умение брать на себя ответственность, и какие навыки тестировщику нужно прокачивать уже сейчас, чтобы дорасти до этой роли? TMS DoQA вместе с QA-лидом IT Test Андреем Бракоренко рассказывает о работе на этой позиции, необходимых компетенциях и вопросах, которые задают лидам на собеседованиях.
О переходе из тестирования в QA
Названия ролей QA-инженера (Quality Assurance Engineer) и тестировщика часто используют в качестве синонимов, но это неверно — оба специалиста имеют уникальные функции и задачи.
QA — широкий спектр мероприятий по обеспечению и проверке качества, а тестирование — одна из мер контроля качества. Все QA-специалисты тестируют, но не все тестировщики полноценно и всесторонне занимаются обеспечением качества.
Тестировщик, как правило, сосредоточен на проверке программного обеспечения на соответствие требованиям и выявлении дефектов. Он не участвует в полном цикле разработки и обычно не дает рекомендации разработчикам или бизнесу по улучшению процессов.
QA-инженер решает более широкий спектр задач, связанных с обеспечением качества. Он участвует в полном цикле разработки программного обеспечения и отвечает за создание и внедрение процессов, которые помогают более эффективно и своевременно выявлять дефекты и даже предотвращать их возникновение. QA-инженер разрабатывает стратегии тестирования, оценивает целесообразность автоматизации, предлагает способы ее внедрения и тесно сотрудничает с разработчиками и другими участниками команды для улучшения качества продукта на всех этапах его создания.
Переход из тестировщиков в QA-инженеры происходит за счет активного вовлечения в процессы по обеспечению качества: специалист должен погрузиться в проект, понять, как методологии и проектные традиции компании влияют на продукт, научиться видеть и выявлять недостатки в текущих процессах. Если тестировщику удается их обнаружить и ликвидировать — будь то недостатки тестового покрытия или недостатки в коммуникациях, необходимых для создания качественного продукта, — можно сказать, что действия специалиста уже выходят за рамки тестирования и приближаются к QA.
Основные навыки и компетенции, необходимые для такого перехода, — это знание тестирования как дисциплины, понимание проектного менеджмента и набор технических навыков, уникальный для каждого проекта.
Таким образом, основное различие между этими ролями заключается в подходе к обеспечению качества: тестировщик фокусируется на выявлении проблем, а QA-инженер стремится предотвратить их появление.
Чем занимается QA-лид
QA-лид — это следующая ступень профессионального роста, ключевой специалист, который отвечает за качество продукта и синхронизацию работы команды тестирования.
«Как правило, лидами становятся специалисты с достаточным уровнем технических и менеджерских компетенций, умеющие общаться и работать с большим объемом информации».
Один из вариантов стать лидом на текущем месте работы — взять на себя соответствующие функции при расширении проекта, когда тот будет нуждаться в постоянной синхронизации тестирования, распределении задач и мониторинге деятельности QA-отдела.
Чтобы стать QA-лидом, необязательно работать в тестировании. Главное — понимать основы хотя бы на уровне теории. Данная роль больше относится к менеджменту — это совокупность опыта, понимания проекта, проектных ролей, традиций и правил. QA-лид должен уметь разбираться в командных процессах и решать, каким образом тестировать не только определенные функции, но и продукт целиком. С возросшей степенью ответственности появляются новые компетенции: оценка задач и времени на их выполнение, управление командой, планирование работы и проведение ретроспективы.
Типичный список задач QA-лида, по которому можно понять, какие навыки стоит прокачивать уже сейчас, чтобы дорасти до лид-позиции в команде:
определение критериев и показателей качества проекта;
проверка качества продукта — делегирование задач по тестированию команде и согласование результата;
формирование команды;
распределение задач;
планирование процесса тестирования;
оценка задач на тестирование и выбор стратегии;
обеспечение роста квалификации специалистов и оценка их квалификации;
создание плана развития специалистов;
улучшение процессов в команде;
анализ рисков.
Рабочий день QA-лида состоит из большого количества коммуникаций. Главная встреча — с командой для обмена информацией и актуализации хода работ. Так QA-лид понимает, каким областям уделить больше внимания, и как синхронизировать сроки и задачи.
«Это постоянная коммуникация, оценка задач, планирование времени и работ по тестированию, обзор обратной связи и отчетности. В целом, день QA-лида — это непрерывная работа с метриками и множество встреч».
Обычно приоритеты и сроки исходят от заказчиков — аналитиков, продакт-менеджеров, лидеров стримов — они выставляют задачи, указывают дедлайны, а QA-лид должен всё это донести до команды и определить, что нужно сделать. Часто для выполнения задач нужно подключать дополнительных специалистов или связывать сотрудников из разных отделов, чтобы, к примеру, разработчик и тестировщик вместе сделали тестовые прогоны.
Кроме того, важная часть работы QA-лида — решение конфликтных ситуаций. Обычно конфликты возникают, когда сотрудник не получил информацию или что-то не так понял, а лид должен грамотно урегулировать вопрос.
Что у QA-лида обязательно спросят на собеседовании
Нанимателей на позицию QA-лида интересуют, в первую очередь, кейсы — опыт успешного управления проектами и командами. Вопросы обычно мало касаются технических деталей работы и больше затрагивают менеджерские навыки.
Как набирать членов команды?
Как распределять ответственность?
Как мониторить выполнение задач?
Как мотивировать членов команды?
Какие были конфликты в команде, и как вы их решали?
Приходилось ли вам увольнять людей?
Один из наиболее интересных вопросов — как вы можете объяснить необходимость своего присутствия в команде? QA-лид должен понимать, зачем нужен проекту, и уметь это аргументировать.
Четыре рекомендации тем, кто стремится стать QA-лидом
Проявляйте инициативу и участвуйте в разных проектах компании. Это поможет расширить кругозор и лучше понимать процессы.
Учитесь брать на себя ответственность — когда что-то пойдет не так, с вопросами придут именно к лиду. Нужно уметь обосновать, почему так вышло, и объяснить команде, что именно стоит делать по-другому, чтобы в следующий раз такой ошибки не возникло.
Работайте над софт-скилами — коммуникация, работа с данными, планирование.
Не упускайте возможности получить практический опыт.
Присоединяйтесь к TMS DoQA, чтобы управлять тестированием в команде более эффективно — мы предоставляем 14 дней бесплатного пользования без ограничений по функциональности.
Больше экспертных материалов о тестировании — в Telegram-канале TMS DoQA.