Творческое мышление — как элегантно и непринужденно решать сложные задачи
• Как находить то, до чего не догадались другие?
• Как использовать креативное мышление для развития бизнеса?
• Какие инструменты использовать и как развивать?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво поразбираться в теме креативного мышления
Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды руководителей отделов продаж и маркетинга). В продажах давно — ровно 30 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги.
Подпишитесь на тг-канал «Вдумчиво о продажах» и познакомьтесь с моей книгой «8 граней личности», которая помогает продавать, нанимать и управлять сотрудниками.
Дивертисмент
Outside the box
Креативное мышление — самый ограниченный ресурс. Даже время не так ограничено. Если день закончился, утром наступит новый. А если фантазия закончилась, то утром новая не появится.
Это серьезная проблема, потому что в мире есть все ресурсы, и нужен только определенный образ мышления, чтобы понять как до них дотянуться. Возможно, поэтому в Apple, Adobe, Microsoft и других компаниях задают разные креативные задачки на собеседованиях.
Идиома «outside the box» появилась в США в конце 1960-х благодаря бизнес-консультантам. Они умеют дать меткое определение. Хороший консультант всегда мыслит немного шире. Отчасти благодаря насмотренности, отчасти благодаря креативному мышлению.
В Российском консалтинге в ходу немного другие выражения. Например: «Инъекция в протез» или «Лечить диарею запиранием туалетов». Второе особенно примечательно, потому что отражает мышление методом «inside the box».
Такие люди тоже нужны. Они умеют учитывать ограничения и прекрасно сохраняют существующий статус кво. На них держатся процессы, в которых требуется повторение операций со стабильным качеством и себестоимостью.
Однако, любые изменения вызывают у них реакцию «запрещать и не пущать». Вы будете смеяться, но во многих колл-центрах нужно взять бирку, чтобы сходить в туалет. Если свободных бирок нет, значит нужно подождать. А, если, простите... Ну, да ладно. Там, наверно, лучше разбираются в диарее.
Человек, способный выйти за рамки, по определению спокойно относится к высокому уровню хаоса в процессах. Это очень глубокая философская мысль. Беспорядочные волны образуют ровные пляжи. Любой порядок рождается из хаоса.
Новые процессы в компании всегда представляют собой груду вводных, а человек с креативным мышлением создает порядок. Это можно назвать управлением хаосом.
Теория хаоса утверждает, что случайность не случайна. В хаотических систем заложена самоорганизация. Вопрос лишь в длине цепочки и количестве попыток. Если триста обезьян в течение трехсот лет будут стучать по клавиатуре, то однажды кто-то из них напечатает строчку из Пушкина.
Задача творческого мышления сократить этот путь до одной попытки и сделать результат повторяемым. Но любой повелитель хаоса не был бы собой, если бы не попытался сделать все наоборот.
Дивергентное мышление
Термин получил название от лат. divergere — расходиться. Естественное желание обычного человека найти решение. Человек, мыслящий дивергентно, будет искать множество решений.
Самый простой и популярный инструмент позволяющий найти много вариантов — это мозговой штурм. Если позволить мысли свободно развиваться и не приставать друг к другу со словами: «это не работает», «уже пробовали», «у нас на это нет денег», то появится несколько сотен вариантов. Среди них будут те, которые работают, которые еще не пробовали и на которые есть деньги.
Если нужно покреативить в одно лицо, то подойдет «Ромашка Блума». Она позволяет разойтись в шести направлениях. Каждый из шести лепестков содержит один тип вопросов:
- Простые вопросы (что, где, когда и подобные)
Позволяют поднять историю вопроса, фактуру, любую дополнительную информацию - Уточняющие вопросы
Используется конструкция «как я пойму, что...». Уточняющие вопросы позволяют прояснить образ результата, намерения, ограничения. - Интерпретационные (объясняющие) вопросы
Помогают проследить причинно-следственные связи. Очень помогает пять «почему». - Творческие вопросы
Позволяют проработать гипотезы и альтернативные варианты. Используется конструкция «что, если...». - Практические вопросы
Помогают определить насколько реализуема идея. Если да, то как. Собственно, с «как» вопросы этого типа и начинаются. - Оценочные вопросы
Нужны для определения рамок. Благодаря им появляется понимание нормы. Конструкция: «... — это хорошо или плохо? Почему?».
Как развить креативное мышление
Предлагаю начать с того, что оно уже есть. Если его не запрещать, то оно случается чаще, чем думают окружающие. При этом я не отрицаю наличие особых творческих способностей и даже описал как их распознать в книге «8 граней личности».
Этим летом я сплавлялся на рафте в компании коллег из консалтинговой тусовки. Благодаря им открыл для себя игру «Situation puzzle», которая у нас в простонародье называется Данетками («yes/no» puzzles).
В сети есть целые библиотеки с готовыми данетками. Кроме того, можно самому потренироваться в создании новых.
На тему креативного мышления написано много книг. Возьму на себя смелость порекомендовать несколько из них.
- Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно
Автор книги Майкл Микалко, один из ведущих экспертов по креативности в мире, собрал и систематизировал стратегии творческого мышления. - Кради как художник
Это известный бестселлер молодого писателя и художника Остина Клеона, в котором он дает десять уроков творческого самовыражения. Гениальность на заказ
Марк Леви предлагает простую, но очень эффективную технику – фрирайтинг. Он использовал ее на протяжении многих лет для решения бизнес-задач, генерации идей, написания статей и книг.
Давайте общаться
- Подпишитесь на тг-канал Вдумчиво о продажах, где я публикую анонсы всех своих материалов.
- Пообщайтесь с нашим шеринговым руководителем, который может вести ваш отдел продаж или маркетинга. Это можно сделать в формате бесплатного экспресс-аудита.
- И конечно познакомьтесь с моей книгой «8 граней личности», чтобы гениально продавать, гениально управлять и гениально подбирать сотрудников.
Константин, какова цель написания данной статьи?
Писать статью о творчестве и креативе без творчества и креатива странно. Скомпоновать сухие, общие выжимки можно изящнее, если подключить творчество.
Наверное все 8 граней личности задействовались на написания отзывов, состоящих на 99% из воды? Но зато очередная статья в топе, верно?
...научитесь из книги гениально управлять и гениально подбирать сотрудников.... - гениальность видимо зашкалила и передоз случился.
Не вдумчиво как-то это всё получилось....
Цель написания в просвещении была или в рекламе "созданной Вами услуги шеринга руководителей отделов продаж и маркетинга"?
Если просвещение - то вяло как-то. Данная тема достойна большего.
Если реклама, то erid забыли указать.
Этот комментарий и количество лайков под ним говорят о том, что проблема есть. Но она глубже и заключается не в том, что тема не раскрыта.
Если вы действительно хотите дать обратную связь, то попробуйте сделать это максимально подробно. Я вам буду очень благодарен.
Не хочу хвастаться, но иногда мое креативное мышление настолько зашкаливает, что не все его понимают )). Не знаю, плохо это или хорошо.. )))
Это верный признак креативности)
Я серьезно
Просто не доросли еще))
Я по жизни оптимист и люблю мечтать, может это тоже помогает проявлять креативрость в работе.
На мой взгляд это отлично. Если не сейчас, то позже оценят и высоко. То есть вы не на шаг, а на 2-3 впереди.