Из лингвиста — в сейлз-менеджера

Привет, это Reactive! Продолжаем рубрику необычных карьерных историй наших сотрудников. Герой сегодняшней статьи — сейлз-менеджер Лера.

Из лингвиста — в сейлз-менеджера

2020, как я стала лингвистом

Я поступила на лингвистику в Пермский государственный университет, потому что с экзаменами, которые я сдала, было только два направления на выбор — таможенное дело и лингвистика. Таможенное дело не сильно привлекало, а вот языки — всегда пригодятся.

Но я сразу поняла, что на 2-3 курсе стоит начинать работать, чтобы получить опыт, ведь сразу после университета «зелёный» лингвист с дипломом не получит высокую зарплату. Диплом я, кстати, защитила!

2022, как я стала преподавателем

С третьего курса я преподавала английский взрослым и детям.

Из лингвиста — в сейлз-менеджера

Мы с подругой открыли языковую школу. Сарафанное радио быстро разнесло информацию, и к нам пришли ученики на онлайн-занятия, в основном — дети. Подруга начала также преподавать испанский, но у меня интерес к испанскому пропал на втором курсе, поэтому я практиковала только английский. К слову, сейчас иностранный язык на работе я практикую почти каждую неделю, проводя встречи с заказчиками. Но об этом позже.

Ждут ли гуманитариев в IT?

Моя тётя работает в IT, именно она заложила семечко в сознание, которое вырастило понимание, куда стоит идти и какие есть актуальные направления. Я помню её слова: «Если математика и кодинг не твоё — в IT есть много нетехнических специальностей: сейлы, маркетологи, юристы, менеджеры». И это правда, гуманитарии нужны в современных IT-компаниях.

Не буду обнадёживать, нарастить техническую базу знаний для понимания процессов — не быстро, но реально. У каждого свой опыт: кто-то погружается быстро, а кто-то изучает постепенно. Я думаю, за 9 месяцев можно освоить базу для сейла в IT, а тем, кто уже имеет опыт в продажах, хватит и полугода.

Хотя не все родственники поймут, чем вы занимаетесь. Вот моя бабушка, например, недавно спросила: «Ты всё ещё рекламу продаёшь? Может, что-то серьёзнее найдёшь?». Я объяснила, что не занимаюсь рекламой, но появилась ещё одна проблема, теперь бабушка думает, что я — бухгалтер.

2020, первая работа в продажах

На самом деле, первый опыт в продажах я получила ещё на первом курсе. С началом дистанционного обучения решила работать, чтобы зарабатывать на свои цели. Я научилась азам — работе с документами, взаимодействию с клиентами (звонки, личные встречи), выполнению планов продаж. Но потом сосредоточилась на преподавании.

В 2022 году я познакомилась с HR-менеджером, которая предложила мне рассмотреть вакансию в IT-компании.

2022, первая работа в IT

Полгода я пробовалась на три вакансии в GameDev компанию. Первые два раза что-то не складывалось на собеседованиях: то не было коммерческого директора, то банально выбирали кандидатуру с большим опытом.

В третий раз, когда компания открыла новое направление и поняла, что хочет его развивать, они уже знали, что у них есть кандидат, готовый учиться. Так я пришла работать в аутстаф. Сначала я не имела представления, что это такое, поэтому училась на ходу. За полгода я разобралась в направлениях, разработке, грейдах, фреймворках и особенностях собеседований. Я поняла, как работает аутстаф, как взаимодействовать с заказчиками, разработчиками внутри компании. А позже получила опыт в госзакупках.

Адаптация в IT была похожа на обучение плаванию — тебя толкают в воду, и ты должен плыть. У меня не было непосредственного руководителя, только исполнительный директор, который занимался операционными задачами. В результате я разбиралась в процессах на практике самостоятельно или консультировалась с коллегами из отдела продаж.

На 100% уверена, что GameDev — круто, когда у вас большой штат, и есть на каждую задачу человек, который будет этим заниматься. Но в небольших компаниях или стартапах ситуация иная: нагрузки возрастают, и приходится выполнять задачи, которые не входят в твои обязанности. Это была настоящая школа жизни. В резюме я могу указать, что работала в GameDev не год, а все два. Дополнительный опыт — «за вредность».

Что такое продажи в IT?

Продажи в IT сложнее, чем в других сферах, потому что здесь не всегда есть готовый продукт. Больше всего особенностей у продажи заказной разработки — нужно понять, чего хочет клиент и сделать так, чтобы он осознал эту потребность. Навыки IT-продаж и аутстафа развиваются на практике. Важно слышать и разработчика, и заказчика, чтобы избежать проблем и поддерживать хорошие отношения, а не продавать ради продажи.

Книги, которые помогли мне разобраться в продажах:

  1. «Как продать слона», Ася Барышева
  2. «Техника продаж крупным клиентам», Евгений Колотилов, Радмило М. Лукич
  3. «Гибкие продажи, Джил Конрат
  4. «СПИН-продажи», Нил Рекхэм

Как понять, что пора менять место работы?

Я решила уйти из компании, потому что увидела тревожные сигналы:

  1. Началась сильная текучка кадров — уходили ключевые сотрудники, которые привели компанию к результатам.
  2. Задержка зарплаты. Если задерживают выплаты, вероятно, у компании финансовые проблемы, которые не решатся быстро.
  3. Внутреннее состояние. Я работала без отпуска, совмещая учёбу с работой, а на работе был аврал.
Огромный объём диплома, который писала параллельно с работой 
Огромный объём диплома, который писала параллельно с работой 

Это привело к эмоциональному выгоранию и физической усталости. В итоге я решила взять отпуск, а следом написала заявление.

2023, поиск себя в IT

Параллельно с решением об увольнении я искала новую работу и оставила отклик в одной перспективной, на мой взгляд, IT-компании. На удивление, меня решили рассмотреть. По обязанностям всё совпадало, хоть аутстафа не было, но сопровождение клиентов — это моё. Я прошла несколько собеседований и пережила вопросы из разряда: «Кем вы видите себя через 10 лет?», «Продадите мне эту ручку?».

Но, как оказалось, там были не IT-продажи, а холодные звонки, как в колл-центре. Продажи могут быть не только через звонки, а через переписку, встречи, запросы на специалистов. Не обязательно докучать всем звонками, и в IT это не всегда эффективно.

Когда у меня заканчивался испытательный срок, я уже понимала, что эта работа не будет приносить мне удовольствия. Проработала меньше полугода и ушла, о чём не жалею.

2024, моя работа в Reactive

Я начала рассматривать компании, чей продукт мне интересен и есть отзывы от знакомых. Тогда я обратилась к своей подружке HR-менеджеру, которая помогла мне с первой работой. От неё я узнала, что в Reactive ищут рекрутера. Решила попробовать, ведь у меня был опыт собеседований в аустаффинге.

Тогда я ещё не знала, что скоро буду ходить на йогу со своим новыми коллегами
Тогда я ещё не знала, что скоро буду ходить на йогу со своим новыми коллегами

Атмосфера в офисе и команда мне понравились, но я волновалась, потому что у меня больше опыта в продажах, чем в рекрутинге. Когда я уже уходила, HR-менеджер упомянула, что компания ещё ищет менеджера по продажам, и предложила связаться с руководителем. Я согласилась. На втором собеседовании моментально случился мэтч. Так я получила оффер.

Из лингвиста — в сейлз-менеджера

Я увидела сразу четыре грин-флага в работе:

  1. Руководитель с зарядом энергии и позитивом. Это круто — приходить на работу и видеть огонь в глазах коллег.
  2. Задачи были разумными и чётко описанными, если что-то не понимала, можно было спокойно обратиться за помощью. Никто мне не говорил: «Плыви, разбирайся, давай-ка со всем сама».
  3. Опыт, который я получила раньше, оказался актуален здесь, в отличие от прошлого места работы, где мои навыки в IT-продажах не были нужны.
  4. И самое главное – коллеги понимали и поддерживали мои шутки.
Табличка на двери нашего кабинета
Табличка на двери нашего кабинета

Поэтому я решила строить карьеру в Реактиве. Работа разнообразная: наш отдел охватывает три направления — госзакупки, B2B и аутстаф.

А ещё я часто хожу на конференции и форумы
А ещё я часто хожу на конференции и форумы

Я сразу же взялась за аутстаф, но также занимаюсь и другими направлениями. В начале статьи упомянула, что иностранный язык мне пригодился на работе — я провожу собеседования на английском для международных компаний, которым требуется усиление команды квалифицированными специалистами. Можно сказать, что реализую желание стать рекрутером в прошлом.

Если работать только в одном направлении, можно классно прокачать себя как специалиста в узкой сфере, но когда есть возможность исследовать разные области и подходы — это развивает гибкость и помогает переключаться.

Советы тем, кто хочет войти в IT

Три простых совета, исходя из личного опыта:

  1. Определите интересы: подумайте, какие задачи вам интересны — монотонные или разнообразные? Нравится ли вам общаться с людьми или вы хотите работать уединённо? Проанализировав предпочтения, вы сможете подобрать работу, рутина которой будет вам комфортна.
  2. Слушайте подкасты: это быстрый способ узнать о направлениях в IT, чтобы выбрать подходящее. Подкасты помогут понять, чем занимаются специалисты в разных областях, например, чем отличается бэкенд от фронтенда.
  3. Не бойтесь отправлять резюме в интересные вам компании: пишите сопроводительные письма и обращайтесь напрямую к HR-менеджерам. Прямой контакт ускорит процесс поиска работы, так как на платформах, как HeadHunter, кандидатов много, а личное сообщение — возможность выделиться.

Кстати, у меня есть свой подкаст

И ему уже год! Мы с Дашей, тот самый HR-менеджер, который помог мне найти работу, обсуждали насущные темы и спонтанно решили создать подкаст. Первый выпуск записали про инфоцыган. После пилота мы поняли, в каком направлении двигаться и помимо обсуждений актуальных тем, ввели рубрику «Интересный гость». Наши гости в основном из сферы IT, как и мы. Но также мы приглашаем ребят, профессии которых нам интересны, чтобы узнать об их опыте и задать каверзные вопросы. Скоро выйдет выпуск с бортпроводником!

Из лингвиста — в сейлз-менеджера

Недавно Сергей, проектный директор Reactive, приходил в гости и рассказывал о целеполагании: как ставить цели, чтобы их достигать и нужны ли цели всем. Мы записываем и часовые подкасты для любителей длинных выпусков, и 30-минутные для тех, кто слушает в дороге на работу или учёбу. На любой вкус, цвет и тему, так сказать!

Слушайте наш подкаст «Не душно по душам», подписывайтесь и ставьте лайки.

Вам подойдёт профессия сейлз-менеджера в IT, если вы:

  1. Общительный. Важно уметь общаться как с командой, так и с клиентом, чтобы предложить ему решение проблемы.
  2. Ответственный. Необходимо просчитывать риски, закладывать бюджет и время, учитывать всё, даже инфляцию и налоги.
  3. Позитивный. В продажах часто сталкиваешься с отказами, и не стоит принимать это на свой счёт. Ошибки — часть процесса.
  4. Многозадачный. Умение работать в нескольких направлениях одновременно.
Из лингвиста — в сейлз-менеджера

Вот так пока складывается моя карьерная история, а дальше — больше. Задавайте вопросы, рассказывайте о своём карьерном пути и подписывайтесь на наш телеграм-канал о карьере в IT «Проспал планёрку».

55
Начать дискуссию